10 июля вышел в свет Указ президента РФ, согласно которому 51% акций ОАО «Саратовские авиалинии» должен быть передан в госкорпорацию «Ростехнологии». При этом в тексте Указа оговаривалось, что саратовская авиакомпания перед передачей должна быть разделена на два юридических лица: авиаотряд и аэропорт. И вот — новости. По постановлению Правительства РФ от 21 ноября №873 госпакет действительно переходит в «Ростехнологии», однако о разделении компании в документе не сказано ни слова. Это означает, что благодаря переданному госпакету «Ростехнологии» будут контролировать как авиаотряд, так и комплекс недвижимости, в который входит, в том числе, и здание аэропорта.
Игра по-новому
По мнению ряда аналитиков, этот шаг обусловлен тем, что выделять аэропорт и создавать на его базе отдельное ОАО признано нецелесообразным. С одной стороны, сосредоточение в одном предприятии и самолетов, и взлетной полосы, и сервисной инфраструктуры создавало благоприятную почву для монополизма. Что и привело в итоге к тому, что небольшая московская компания «Центр-АВИА» только через федеральную антимонопольную службу добилась получения слотов (то есть времени взлета и посадки) на рейсы Саратов–Москва–Саратов. Вставая на почти единственное выгодное направление, дававшее до 70 процентов выручки авиакомпании, «Центр-АВИА» не только положит конец локальному монополизму, но и достаточно серьезно осложнит финансовую ситуацию для регионального оператора. С другой стороны, наличие самостоятельного игрока с базовым активом в виде аэропорта и инфраструктуры приведет к необходимости заключения договоров между аэропортом и авиакомпаниями, в том числе и «Саратовскими авиалиниями». Между тем региональный оператор в деньгах, скажем так, не купается, да к тому же всеобщий кризис имеет место быть. В этих условиях введение рынка на данном направлении вряд ли своевременно. Кроме того, вряд ли могущественная госкорпорация и ее шеф Сергей Чемезов желают ненужных сложностей в виде нового юридического лица, с которым при ведении бизнеса придется считаться.
Поэтому график «развода», который был утвержден на заседании совета директоров ОАО «Саратовские авиалинии» 29 сентября, актуальность утратил. Напомним, граница должна была пойти по линии «комплекс зданий аэропорта/авиаотряд», но при этом государство должно было взять свой 51% как в комплексе недвижимости, так и в авиаотряде, к которому относятся 10 лайнеров Як-42 и авиатехническая база. Далее 51% «крылатого» имущества должен был уйти под контроль новой объединенной авиакомпании, созданной «Ростехнологиями». Прочие акционеры ОАО: ЗАО «Инвестиционный холдинг «Энергетический союз» (25%, контролируется экс-гендиректором «Мосэнерго», приближенным к Анатолию Чубайсу бизнесменом Аркадием Евстафьевым), некая гражданка Белоусова (15%) и совсем уж мелкие владельцы — сохраняли возможность контроля как над авиаотрядом, там и над комплексом недвижимости пропорционально своим пакетам.
Разделительный баланс по графику должен был быть готов к 1 декабря, и, как сообщил нам заместитель генерального директора ОАО «Саратовские авиалинии» по корпоративным вопросам Валерий Исайкин, из графика процесс не выбивался. А 19 января 2009 года совет директоров нового открытого акционерного общества (основной актив — здание аэропорта, название предположительно — «Международный аэропорт «Саратов») должен был выбрать генерального директора ОАО. Наконец, 17 февраля 2009 года по плану должно было состояться собрание акционеров ОАО «Саратовские авиалинии», чтобы утвердить (или не утвердить) реорганизацию предприятия.
Вместо этого постановление премьера Путина вводит новые временные рамки: до 10 апреля будущего года Минтранс РФ и Рос-имущество должны обеспечить передачу госпакета в «Ростехнологии».
Карьера отменяется
Главным последствием этой новости станет отмена карьерных планов кандидатов на руководящие посты в аэропортовом ОАО, неактуальными становятся и все интриги вокруг данного вопроса. Во всем остальном изменения пока не просматриваются. Понятно, что с появлением нового совладельца «Саравиа» в лице наследников железного Феликса влияние крупных акционеров в лице ЗАО «Инвестиционный холдинг «Энергетический союз» (25%) и гражданки Белоусовой (15%) на дела компании можно будет считать равным нулю. Когда госпакет находился в руках Росимущества, второй по величине акционер легко блокировался с первым и ставил своего гендиректора, а теперь эта игра, даже если сама возможность ее сохранится, может потерять всякую прелесть. Особенно ввиду объявленного обязательного аудита, который проходят все предприятия, вливающиеся в «Ростехнологии».
И, вспоминая внушительные суммы, якобы отданные «Энергетическим союзом» два года назад за 25-процентный пакет акций «Саравиа» (официально 24 млн рублей, реально, по оценкам аналитиков, $3 млн), задаешься вопросом: а стоило ли связываться?
Немалая земля
Самое же главное, что интересующая всех земля в размере 230 га так и останется в ведении Росимущества. Представляется, что только федеральные гектары привлекают к региональному оператору с кучей проблем, устаревшим авиапарком и скромными финансами (выручка за 2007 год — 994 млн руб., чистая прибыль — 16,9 млн) внимание серьезных бизнесменов. Однако золотые сотки федеральной земли в ОАО не входят и кому отойдут, когда будет запущена первая очередь нового аэропорта, совершенно неизвестно. Популярный этой весной миф о том, что при передаче областным властям госпакета приложением к нему пойдут федеральные гектары, был просто красивой мечтой. Тем не менее областные власти от планов своих не отказываются: неким образом получить в собственность федеральную землю (видимо, через аукцион, а как же еще), затем реализовать с максимальной выгодой и стать солидным инвестором стройки нового аэропорта, а после весомым акционером нового предприятия. В ноябре на совещании в министерстве министр по развитию транспортного комплекса Сергей Шейкин вновь возвращался к этой идее.
Однако в сегодняшних реалиях пока трудно сказать, когда сдвинется с места мегапроект
«Аэропорт Сабуровка». По данным министерства, общий объем финансирования новой стройки предусмотрен федеральными программами в размере 7,449 млрд руб., из них 5,2 млрд должен дать федеральный бюджет, 1,5 млрд — частные инвесторы, 727 млн — область. При этом, как говорят во властных структурах, федералы от планов своих не отказываются, а вот частники начинают сильно сомневаться в своих финансовых возможностях. Впрочем, уже готова схема генплана нового аэропорта, изготовленная силами московского ЗАО «Научно-технологический и проектный институт транспортной инфраструктуры». По информации министерства по развитию транспортного комплекса, все проектные работы должны быть выполнены до 1 марта будущего года, а технико-экономические обоснования — уже к середине декабря. После подготовки ТЭО министерство и намерено начать детальные переговоры с потенциальными инвесторами. В частности, со времен инвестфорума в Сочи к данной теме проявляет интерес немецкая компания «Honeywell».
Первая очередь аэропорта должна быть запущена в 2014 году (ранее назывался 2012 год). Вполне возможно, к тому времени аукцион по продаже золотых гектаров старого аэропорта уже пройдет. Известно, что аналитики из London Consulting & Management Company оценили 230 федеральных гектаров в $115 миллионов. Если земля будет продаваться в розницу, то за каждый гектар пойдет по $1 млн. Что будет к 2014 году, сказать трудно. В любом случае, если гектары пойдут через аукцион, вряд ли местные претенденты смогут предложить конкурентную цену.
http://www.izvestia64.ru/articles/337.html