Новая «Трансаэро» достанется кредиторам
Владелец обанкротившегося перевозчика Александр Плешаков участвовать в перезапуске проекта не будет
14 ноября 00:23
Дмитрий Симаков, Александра Терентьева / Ведомости
Эксперты выражают скепсис, а менеджмент считает, что у новой «Трансаэро» за четыре года выручка достигнет 30–35 млрд руб.
Совет директоров «Трансаэро» согласился с предложением менеджмента создать нового перевозчика на базе обанкротившегося, сообщил «Ведомостям» гендиректор компании Александр Бурдин (его интервью – на стр. 08–09): теперь план должны утвердить кредиторы.
Восстановить компанию невозможно, считает Бурдин: активов не хватит расплатиться с кредиторами. Активы он оценивает в 3–5 млрд руб., признанный судом долг – 128 млрд руб., всего претензий – на 251 млрд руб. Старую компанию надо упразднить, а все ликвидные активы, в том числе бренд, вывести в новую, которая и начнет полеты с нуля. Бренд «Трансаэро» – важный актив, способный обеспечить привлечение и лояльность пассажиров, говорится в презентации, подготовленной менеджментом («Ведомости» ознакомились с ней).
Акционерами новой авиакомпании станут кредиторы старой, владелец контрольного пакета «Трансаэро» Александр Плешаков доли в ней не получит, указывает Бурдин.
Когда компания представит план, Сбербанк его рассмотрит – пока материалов нет, говорит представитель банка. В ВТБ от комментариев отказались. Любая реинкарнация кредиторам выгоднее списания убытков, но нужно детально изучить план, сказал человек, близкий к одному из кредиторов.
Это новая для России схема, отметил Бурдин, в мире она уже использовалась для перезапуска обанкротившихся авиакомпаний, например Delta и Northwest Airlines.
Новая «Трансаэро» хочет начать полеты с апреля, говорит Бурдин, пока она будет летать только по России – доступ на международные линии по законодательству возможен только после двух лет работы.
Перевозчик не планирует сразу выходить в высококонкурентный Московский авиаузел, говорится в проекте обращения Бурдина к кредиторам («Ведомости» ознакомились с документом). Бурдин предлагает двойное базирование – в Санкт-Петербурге и на юге (Краснодар и Сочи). Первые два города входят в пятерку крупнейших по пассажиропотоку в Европейской России (см. схему на стр. 09), можно открыть рейсы и в Москву, и в другие города России, а ставку сделать именно на развитие новых маршрутов, сказано в презентации. Перевозки по России в отличие от международных растут: за девять месяцев – на 5,5% до 43,45 млн человек.
Парк старой «Трансаэро» (11 Boeing: семь 737 и четыре дальнемагистральных) новой компании не понадобится, говорится в презентации. Компания хочет начать полеты на 10 новых Boeing 737-800 и пяти Sukhoi SuperJet, а по мере роста добавить пять Boeing 737-800 и 10 Boeing 737 MAX или его российский аналог – МС-21, говорит Бурдин.
Все суда будут браться в лизинг, так что на запуск проекта понадобится всего $20 млн, добавляет Бурдин. Эти средства можно получить за счет продажи активов «Трансаэро». Затем до 2018 г. понадобится еще $55 млн. В 2018–2020 гг. компания планирует перевозить 4,1 млн пассажиров в год и достичь выручки в 31,4–35,9 млрд руб., говорится в презентации, рентабельность по EBIT (после уплаты лизинговых платежей) будет 4,4%.
Сомнительно, что план сработает, скептичен человек, близкий к одному из банков – кредиторов «Трансаэро»: слишком амбициозный, особенно если выполнять его под старым брендом. Договариваться о лизинге будет непросто: российским лизинговым компаниям из-за банкротства «Трансаэро» пришлось терпеть убытки, иностранным – возвращать самолеты, считает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов.
Маловероятно, что план может быть реализован, полагает и гендиректор Infomost Борис Рыбак.
Запуск авиакомпании – капиталоемкий процесс, а рынок авиаперевозок стагнирует, свободных ниш нет, констатирует главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий, то, что освободилось, когда «Трансаэро» прекратила полеты год назад, разобрали конкуренты. Вопрос и в том, насколько выгодные тарифы сможет предложить новая авиакомпания, говорит эксперт. Переоценивать узнаваемость бренда не стоит, предостерегает Юминов: остановка полетов доставила многим проблемы. Неочевидно, что люди полетят только ради бренда, согласен Синицкий.
http://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/11/14/664716-novaya-transaero
План по запуску новой авиакомпании на базе бывшего второго авиаперевозчика РФ "Трансаэро" предполагает конвертацию его долгов в акции кредиторов.
"По "плану А" кредиторы компании конвертируют свои долги в увеличение акционерного капитала "Трансаэро" и становятся его совладельцам. "Хвост" из небольших долгов выкупается либо крупными кредиторами, либо сторонним инвестором. Таким образом, число будущих акционеров "Трансаэро" будет ограничено крупнейшими банками, а также менеджментом компании. Банки получат возможность участия в проекте с ориентировочной стоимостью $500 млн - $1 млрд к 2018-2019 году", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе "Трансаэро".
По словам собеседника агентства, на сегодня общая сумма заявленных требований кредиторов "Трансаэро" превышает 251,8 млрд руб. При этом основной долг - 249 млрд руб. - составляют требования третьей очереди (требования первой и второй очередей - около 15 млн руб.). Основные кредиторы - это банки и лизингодатели, например, долг "Трансаэро" перед "ВЭБ-Лизингом" составляет 42 млрд руб., перед Газпромбанком - 13,6 млрд руб., перед дочерними структурами "ВТБ" - 19,3 млрд руб., перед самим "ВТБ" - более 9,4 млрд руб., перед лизинговой "дочкой" Сбербанка - 9,2 млрд руб., перед Новикомбанком - 8,7 млрд руб. и т.д. Многие требования еще не включены в реестр, поэтому говорить о финальном списке пока рано, уточнил представитель "Трансаэро".
При положительном решении кредиторов новая авиакомпания может начать работу уже в следующем году, не исключено, что под старым брендом. Предполагается, что на первом этапе новая "Трансаэро" не будет базироваться в Московском авиаузле, чтобы "избежать лобовой конкуренции с крупнейшими авиакомпаниями" - в качестве вариантов рассматриваются Санкт-Петербург и южные города РФ (Сочи, Краснодар или Симферополь). К 2018 г. парк авиакомпании может состоять из 30 самолетов: 15 B737-800 и 10 B737-MAX, а также 5 самолетов Sukhoi Superjet 100 "для обслуживания региональных ниш", рассказал "Интерфаксу" представитель "Трансаэро". Основу штатного расписания, по его словам, может составить бывший персонал компании.
"Инвестиции в новую авиакомпанию могут составить до $75 млн до 2018 г. включительно. Выход на безубыточность ожидается к концу 2018 г. К 2020 г. объем выручки может составить 36 млрд руб. К 2020 году RASK составит 3,8 руб./км, пассажиропоток - 4,1 млн человек при 75% загрузке рейсов, что обеспечит 12,7 часов в день чистого налета. С учетом ввода B737MAX в 2018 году согласно бизнес модели EBITDAR компании составит 18,4% и EBIT - 4,4%", - отметили в пресс-службе "Трансаэро".
Мажоритарный акционеры компании - супруги Ольга и Александр Плешаковы - не участвуют в новом проекте, добавил собеседник агентства. Обсуждения плана с кредиторами были, но носили пока лишь неформальный характер, рассказал источник, знакомый с переговорами.
http://www.interfax.ru/business/536829