Жизнь в долгах
К чему приведет аттракцион неслыханной щедрости от "Трансаэро"
Авиакомпания «Трансаэро» всеми силами пытается избежать банкротства, воплощая в жизнь сомнительные финансовые решения. Все первое полугодие компания активно демпингует, торгуя дешевыми билетами. За первые шесть месяцев текущего года «Трансаэро» удалось добиться минимального роста пассажиропотока (на 0,4%), однако такая политика может привести не только к полному банкротству компании, но и подставить пассажиров, перевозить которых в конце концов станет некому.
Авиакомпания «Трансаэро» испытывает финансовые проблемы не первый год и перепробовала многие способы их решения. В последние полгода в качестве финансовой стратегии авиакомпания выбрала демпинг. За счет снижения цен на билеты за первое полугодие авиакомпании удалось увеличить пассажиропоток на 0,4%, сделать это получилось за счет постоянных sale акций. То, что на первый взгляд может показаться аттракционом неслыханной щедрости, при ближайшем рассмотрении оказывается неэффективной ценовой политикой, расхлебывать которую в конце концов придется государству.
Авиакомпания «Трансаэро» подвела итоги работы за июнь и первое полугодие 2015 года в позитивном ключе. Согласно отчету компании, опубликованному на сайте, в этом периоде авиаперевозчику удалось превысить прошлогодние показатели. Так, за июнь текущего года число перевезенных пассажиров составило на 5,5% больше, чем за этот же период прошлого года. Компания отмечает рост числа пассажиров и рост загрузки пассажирских кресел в первом полугодии по сравнению с 2014 годом. Рост в этом году обеспечили южные курорты РФ: перевозки в Крым выросли в 6,5 раза, в Сочи – в 2,7 раза.
Но, анализируя показатели «Трансаэро», нельзя не обратить внимание на то, что рост отмечен лишь во внутрироссийских перевозках, которые традиционно считаются убыточными. При этом прибыльные международные перевозки падают: за полгода пассажиропоток на международных линиях снизился на 10,7%. В авиакомпании искали способ усилить рост продаж и решили снизить цены на билеты. Сейчас «Трансаэро», по сути, живет за счет оплаты еще не свершившихся перелетов, в то время как рост обязательств авиаперевозчика за первый квартал 2015 года вырос до 130 млрд руб., а чистый убыток составил 5,7 млрд руб., против прибыли годом ранее. При этом по РСБУ у авиакомпании чистый убыток компании составил 19,3 млрд руб., а кредиторская задолженность превышает 104 млрд руб.
«Конкуренция в сфере авиаперевозок очень высока», – говорит эксперт центра «Общественная дума» Павел Ивченков. – За одно внутреннее популярное направление конкурируют пять–семь перевозчиков. В этой связи авиакомпании стараются поддержать пассажиропоток различными способами, такой же стратегии придерживается и «Трансаэро». Безусловно, у компании большие финансовые трудности и она вынуждена оптимизировать маршруты».
Однако если «Трансаэро» не изменит свою финансовую политику, это приведет к тому, что компания какое-то время протянет на деньги от оплаты будущих перевозок, но потом скорее всего обанкротится. Подобная пагубная политика уже была опробована другими компаниями, которые потом были вынуждены признать себя банкротами. Так было в 2008 году с авиакомпаниями альянса AirUnion. Тогда все пять компаний, входящих в альянс, из-за банкротства разом прекратили полеты, а вывозить пассажиров пришлось за счет государства. Такая же история была с авиакомпаниями «Континент», «КД-авиа» и «Авианова».
Невзирая на печальный опыт коллег, «Трансаэро» продолжает проводить политику, направленную на наращивание глубины продаж на фоне мизерного роста пассажиропотока.
«Авиакомпании вынуждены прибегать к демпингу, чтобы увеличить пассажиропоток. Это рискованное мероприятие, – считает Сергей Варламов, руководитель отраслевого отделения «Деловой России». При этом эксперт отмечает, что «возможно, у «Трансаэро» есть в планах источники средств, которыми они оплатят будущие перевозки, купленные сейчас пассажирами по демпинговым ценам».
Не надо быть пророком, чтобы понять, что будет делать «Трансаэро» дальше. При тех оборотах, что есть сейчас у компании, и при том минимальном росте говорить о «стратегии роста» не приходится. Через несколько месяцев компании явно будет не с чего вывозить пассажиров, которые сейчас так радостно раскупили дешевые билеты. А это значит, что весь груз этих проблем ляжет на плечи государства. Однако «Трансаэро» не впервой обращаться за помощью. Так, в конце 2014 года государство предоставило авиакомпании «Трансаэро» госгарантии по кредитам на сумму в 9 млрд руб. Насколько эти деньги помогли перевозчику наладить ситуацию, неизвестно, однако, глядя на шаги, которые предпринимает финансовый менеджмент компании, можно предположить, что средства ушли на поддержку очередного неэффективного решения, которое скорее всего так или иначе приведет к банкротству. И, называя вещи своими именами, то, что сейчас происходит, больше похоже не на стратегию, а на самый обыкновенный шантаж. Супруги Плешаковы, которые руководят компанией, часто решают свои проблемы за счет других людей, а именно – в сложном случае обращаются за помощью в правительство. Как долго государство будет тратить деньги на оплату неэффективных менеджеров, пока не ясно, но, сдается, в нынешней ситуации у правительства есть более важные дела, чем оплата долгов частной авиакомпании.
http://www.ng.ru/economics/2015-07-23/4_dolgi.html
Тариф дня: Москва - Минеральные Воды у "Трансаэро" - от 1604 рублей
Авиакомпания "
Трансаэро" ввела низкий тариф на полеты между Москвой и
Минеральными Водами. Стоимость билета начинается от 1604 рублей в одну сторону и 3139 туда-обратно, сообщает соб.корр. Travel.ru.
Возврат билетов не разрешен, они доступны только на сайте авиакомпании. Тариф может быть отменен или изменен в любой момент. На большинстве рейсов действуют ограничения на бесплатный провоз багажа в 10 килограмм. Билеты доступны на рейсы до 24 октября.
http://www.travel.ru/news/2015/08/11/248114.html