Аэровокзалы в советских аэропортах

Ховринский

Новичок
Меня очень интересуют даты постройки аэровокзалов в советских аэропортах и их пропускная способность. Просьба в эту тему постить известные вам данные. А если старыми и новыми фотографиями их проиллюстрировать - просто замечательно было бы...

Начнем с Москвы:

Москва-Домодедово 1965 3000 пасс/ч
Москва-Внуково 1941 ?
1964 1500 пасс/ч

Кстати, сразу такой вопрос: во многих источниках указано, что нынешний внутренний терминал Внукова - постройки 70-х гг, в книге "авиация СССР" указано, что перед Олимпиадой пропускная способность Внукова возросла аж до 4100 пасс/ч. Очень странно - вроде бы никаких новых зданий не было построено, в чем заключалась реконструкция? Далее - мне интересно - в старые времена зал номер 1 и зал номер 2как делили между собой рейсы?
 
См.
Начиная со страницы 18 очень много интересного.
Внуковский Зал №2 (сейчас внутренние линии) построили где-то в 1964году, как Шереметьево-1 (зал вылета). Вот виден его кусок со стороны летного поля: (правая часть фото)
Со стороны привокзальной площади мы его видим и сейчас : http://stela-vnukovo.narod.ru/foto_big_a_14.htm
А к Олимпиаде во Внуково сделали пристройку: cо стороны летного поля вдоль Зала №2 , вдоль зала № 1 (старый терминал) и почти до вышки. Это та часть, где сейчас зона вылета внутренних линий. Вот ее привычный вид
По истории аэропорты Внуково в выходные собираюсь выложить фотографии.

Вот еще фото для сравнения
http://stela-vnukovo.narod.ru/foto_big_a_15.htm -то самое строительство перед олимпиадой
И то, что получилось:

Кстати, и старый терминал со временем вырос в ширину.
 
Последнее редактирование:

Почему же? В 1980 году сдали ещё одно здание, впереди двух старых 1941/56 и 1964 гг.
В советские времена рейсы на Украину и Молдавию, а позже ещё и все рейсы на Ил-86 отправлялись из зала №1. Остальные - из второго.
 
Подтверждаю. В старом Зале № 2 была открытая веранда с видом на перрон (ожидация и кафешка). К Олимпиаде ее ликвидировали (застроили новым корпусом).
 
Реакции: sfr
Старый зал, по-моему, это зал №1. А новый - это №2.
http://stela-vnukovo.narod.ru/foto_big_a_14.htm

P.S. Мне кажется, что тема может быть очень интересной. Во многих аэропортах есть и старые аэровокзалы, и новые, и даже новейшие. Например, в Хабаровске - минимум три аэровокзала в одну линию. В Екатеринбурге - есть старый, потом в советские времена достроили рядом более современный, теперь на месте этого -суперсовременный терминал. В Симферополе, кажется, 4 зала.

Предлагаю выкладывать сообщения о строительстве- реконструкции терминала, а также о реконструкции/удлинении/строительстве ВПП.

Поддержу ветку пятью копейками от себя.

Магнитогорский аэропорт:
25 декабря 1966 года. В новом аэропорту Магнитогорск произвел первую посадку самолет ИЛ-18 рейсом из Москвы.
Январь 1970 года. Открыто здание аэровокзала в новом аэропорту. (Новый - на правом берегу Урала в Башкирии, до этого существовал аэропорт на левом берегу, сейчас там аэроклуб или т.п.)
5 ноября 1997 года. Заканчивается реконструкция ИВПП (её удлинили с 2100 до 3250 метров), и строительство нового перрона для приема ВС типа ТУ-154 и ИЛ-76.
12 февраля 1998 года. Технический рейс на новую ИВПП длиной 3250м выполнен на самолете ТУ-154 по маршруту Челябинск – Магнитогорск.


17 сентября 1999 года. Торжественное открытие реконструированного здания аэровокзала

Взято с: http://www.airmagnitka.ru/history/date
 
Последнее редактирование:
На ветке "Фотоветка Внуково" выложил обещанную часть фотографий из музея Внуково, посвященную терминалам, правда без бизнес терминала и без Внуково-2


Еще мне известны вот такие факты (см. и )

Все начиналось как-то так:


2 июля 1941 года.- открыта первая очередь сооружений аэропорта Внуково
Ноябрь 1945 года - Московский центральный аэропорт ГВФ переведен с аэродрома ВВС им. М. В. Фрунзе (Ходынка) во Внуково.

24 июня 1947 года - Постановлением СМ СССР утвержден генеральный план реконструкции МЦА Внуково, предусматривающий расширение и удлинение взлетно-посадочных полос, расширение перрона, строительство рулежных дорожек, модернизация светооборудования, радиотехнических средств, реконструкция аэровокзала, строительство ангара, помещений для авиалинейных мастерских, служебных помещений,

20 апреля 1962 года – в аэропорту Внуково вступил в строй Главный командно-диспетчерский пункт.
28 апреля 1963 года - во Внуковском аэропорту вступил в строй новый аэровокзал Внуково-2, построенный для обслуживания специальных рейсов с правительственными делегациями.

27 марта 1964 года - введен а эксплуатацию новый терминал Внуково-1, зал №2, рассчитанный на обслуживание 1500 пассажиров в час площадь терминала – 10,5 тыс. кв. м

1980 год - закончена реконструкция аэропорта Внуково-1 к XXII Олимпийским играм в Москве. Пропускная способность аэропорта доведена до 4200 пассажиров в час. Построена новая гостиница на 350 мест. - Выросла пристройка со стороны перрона вдоль залов 1 и 2.
1985 год - закончена реконструкция ВПП-1. ???
1992 год - закончена реконструкция ВПП-2. ???
17 апреля 2004 года – сдан в эксплуатацию новый международный терминал площадью 24 тыс. кв. м, с проектной пропускной мощностью - 1200 пассажиров в час.
Остались вопросы: когда и насколько удлинялись ВПП? Наверняка к 1955 году была хотя бы ВПП километра в 3, как сейчас, ну или может где-нибудь 2700 метров, для приема Ту-104, да и Ту-114. Мне кажется, что это - ВПП1 (06-24). Так как есть фото, где торец ВПП -20 гораздо ближе, нежели сейчас. Слышал, что что-то делали с ВПП для приема Ил-86, то ли усиливали, то ли удлиняли. Пока это догадки.
Не помню точно, но видел на видео то ли взлет, то ли посадку Ту-114, на ВПП 02-20 (может, фильм студии Крылья Росии- "Гражданская авиация" )
 
Последнее редактирование:
По-моему, эта тема не зацепила.

Вот еще про Шереметьево. Текст взят с сайта Шереметьево: Международный аэропорт Шереметьево

1 сентября 1953 г. вышло в свет Постановление Совета Министров СССР о строительстве Центрального аэродрома ВВС в районе населенного пункта Чашниково.

1956 г. — возведен мост через речку Клязьму, введена в строй правительственная автодорога № 9, соединившая объект с Ленинградским шоссе. Сооружены склады № 1 и № 2 ГСМ, введен в эксплуатацию базовый склад ГСМ и заложены соединяющие их трубопроводы. Завершено строительство взлетно-посадочной полосы длиной 3500 метров и шириной 80
метров. Площадь бетонного стола составила 280 тыс. м².1957 г. — введены в строй взлетно-посадочная полоса, магистральная и соединительные рулежные дорожки, три перрона с местами для стоянки самолетов, здания Центрального пункта управления (ЦПУ).
На сколько я понимаю, на месте Шереметьево был военный аэродром, туда прилетали 18 межконтинентальных стратегических бомбардировщиков Ту-95, участвующих в воздушном параде над Красной площадью в честь 40-й годовщины Октября. ВПП-1 изначально строилась в 3500 м.


Официальной датой рождения Международного аэропорта Шереметьево считается 11 августа 1959 г. В этот день службы предприятия впервые обслужили лайнер Ту-104, доставивший пассажиров из Ленинграда.

2 июня 1960 г. — официальное открытие аэровокзального комплекса.В этот день был введен в эксплуатацию пассажирский павильон. Двухэтажное кирпичное строение было возведено на площади 1820 м*м; Насколько я понимаю, это то здание, которое было на месте Шереметьево-2.

3 сентября 1964 г. аэровокзальный комплекс Шереметьево-1 принял первых пассажиров. . Здание стало лучшим из отечественных сооружений подобного типа. Архитектурная доминанта — посадочное здание — получило в народе название «рюмка» и стало «изюминкой» аэропорта на долгие годы.Аэровокзал из стекла и бетона протяженностью 200 м с шириной здания 40 м может пропустить за один час 880 пассажиров. Сейчас это зал вылета Ш-1.
Остался вопрос о том, когда был построен зал прилета???

Октябрь 1972 г. — начато строительство новой взлетно-посадочной полосы (ВПП-2).Размеры ВПП-2 — 3700X60 м. Магистральная и рулежные дорожки
шириной 22,5 метра имели радиальные соединения друг с другом и с ВПП.1974 г. — завершено строительство ВПП-2. Уже в 1975 г. строители рапортовали об окончании работ по укладке бетона на четырех соединительных рулежных дорожках. Магистральную рулежную дорожку подрядчик сдал гензаказчику в середине 1976 г.
17 ноября 1977 г. было заложено новое здание аэровокзального комплекса «Шереметьево-2».

Комплекс был рассчитан на обслуживание 6 млн пассажиров в год. Его пропускная способность составляла 2 100 человек в час.12 апреля 1980 г. — первый рейс из Шереметьево-2 в Гавану.
6 мая 1980 г. состоялось торжественное открытие аэровокзала Шереметьево-2.
1997 г. — завершена реконструкция первой ВПП.Новая взлетно-посадочная полоса легла на старое бетонное покрытие. Ее длина составила 3550 м, ширина — 60 м.
2007 г. начал действовать новый терминал С, расположенный рядом со зданием Шереметьево-1.
5 марта 2008 г. открыта после двухлетней реконструкции вторая взлетно-посадочная полоса (ВПП-2).

На наших глазах вводится в строй терминал D.
 
Последнее редактирование:
По-моему, эта тема не зацепила.

Ничего, не все сразу. Тема рассчитана на очень-очень долгое существование и сразу нашла человека, который серьезно ей заинтересовался и стал в ней активно участвовать.

Вопросы по Шереметьево:

Как до 1980 г. сосущестовали международные и внутренние рейсы? Когда появилось Международное шоссе? Когда начал ходить 551-й и 517-й автобусы? Были ли другие проекты Шереметьево-2?
 

Первый раз слышу - на месте Ш-2 раньше был другой терминал? А как до него добирались - ведь Международного шоссе еще не было?
 
Первый раз слышу - на месте Ш-2 раньше был другой терминал?


В ветке "Cпоттинг советского периода" были фото. Вот еще
http://qwertymipt.users.photofile.ru/photo/qwertymipt/130853/2125610.jpg
http://pics.livejournal.com/gzumf/pic/00025q5k.jpg
http://www.avia.ru/85let/08a.jpg
Поищите в ветке: http://www.avsim.su/forum/topic/29433-fotografii-sovetskih-aeroportov/page__st__440 - со страницы 16 и до последней
 
Ховринский, часть международных рейсов в 70-е годы отправлялись из ШРМ-1 (JL, LH, SK, AI, PA, AC, AF, KL), часть из Ш-2 (JU, SN, IF и др.) Внутренние рейсы были из Ш-1.
 
Хотелось бы узнать побольше о истории развития аэропортов Хабаровска, Свердловска, Адлера, Симферополя. По Адлеру много интересного хотелось бы выяснить: когда и как реконструировались, строились ВПП (по Внуково это так и осталось загадкой), когда и почему изменили схемы заходов на посадку и взлеты.
Вот есть сайт: http://www.myairport.ru/all.php
Там есть кое-что, в основном взятое с оф. сайтов аэропортов. Но думаю, что немало интересной информации есть у участников форума
 
mars_208, тема на самом деле очень интересная. Вопросов много, ответов мало...

Можно кстати поднять вопросы об исчезнувших аэропортах: Москва - Люберцы (даже фотографий в сети не встречал, ТХ лётного поля, здание терминала - ничего нет).

И с Ходынкой мне всё-таки интересно, когда же закончились регулярные и неругулярные пассажирские рейсы оттуда. Обслуживало ли современное здание аэровокзала рейсы, вылетавшие непосредственно с Ходынки.
 
Сайт аэропроекта. Есть приблизительные даты постройки аэровокзалов.
http://www.aeroproject.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=10&Itemid=62

Очень порадовало: " В период 1951-1955 гг. по проектам, разработанным Аэропроектом, построены аэровокзалы в Вильнюсе, Казани, Красноярске, Львове, Омске, Риге, Свердловске, Хабаровске, Харькове, Челябинске, Чите и в аэропортах других городов. " Вот почему они так похожи. ( ) А в других- каких??? Какие аэропорты построены еще по этой схеме?

Интересно, кто проектировал здания аэропортов типа Уфа-Горький-Тюмень-Воронеж и т.п и похожую серию (только чуть короче по длине ) Магнитогорск-Целиноград-Барнаул- Новокузнецк -Пермь-Курган-Усть-Каменогорск и т.п.?

Ну и еще есть серия: Архангельск-Сыктывкар-Петропавловск Камчатский -Владивосток (старый)-Благовещенск (старый)-Норильск (старый).
 
Последнее редактирование:
Вообще по данной теме категорически рекомендую сходить в библиотечку и полистать старую "Гражданскую авиацию"

там о вводе каждого аэровокзала были ура-ура-рипорты ))

А в 1986 году весь год шла серия "Аэропорты Страны советов" с фотками аэровокзалов со стороны перрона и каметами о "достижениях всего советского народа"
 
Согласен с
DG. А ещё в 1966 году Аэропроектом издавалась книга, "Аэровокзалы аэропртов", кажись, называется. Про три московских аэропорта там очень подробно и с чертежами написано.
 
Реакции: avro
Петрозаводск, Бесовец. Ныне действующее здание открыто в 2004 году. До этого было 4 деревянных сарая, построенные в 1965 году.
по аэровокзалу в Песках (аэропорт МВЛ) информации к сожалению нет, но вроде бы как в 1950-е. Каменное здание
 

Ну сходил ли кто-нить? Я тут забежал на досуге на полчасика. Вот так те публикации выглядели в 1986 году
 
Спасибо!!! Помню такой разворот. Фото- то с Магниткой у меня есть, а вот текста еще не было.
Только вот почему-то обрезан нижний край фото. Эта штука на этом сайте в последнее время часть бывает на большинстве фотографий
 
Последнее редактирование: