Алыкель. Надежда. Нежданный. История аэродромов Норильска.

Визит в Норильск.
14 сентября 1988 года город Норильск посетил Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев. Эту новость из АПН и телевидения знает вся страна. А вот сколько воздушных судов обслуживало его визит? Об этом знают немногие.
Вначале в Алыкель прилетел самолет Як-40 с комиссией Красноярского управления гражданской авиации. Комиссия проверила работу всех служб аэропорта и составила соответствующие акты проверки и, естественно, указала на некоторые недостатки со сроками их устранения.
Затем, из Москвы прилетел самолет Ту-134, но уже с министерской комиссией, которая также проверила службы аэропорта, устранения недостатков, составила соответствующие акты о допуске, опечатала емкости с топливом, боксы с топливозаправщиком идр.
Потом прилетел самолет Ил-62 правительственного авиаотряда с экипажами, которые повезут 1-е лицо. Они ознакомились с особенностями аэродрома посадки и выполнили несколько заходов на посадку с разных курсов.
Далее прилетели четыре Ил-76 и Ту-154, которые привезли оборудование, электротрапы, водила для самолетов, автомобиль сопровождения Ваз-2104, автомобили ЗИЛ для 1-го лица, грузовой автомобиль ЗИЛ-130 с запчастями, охрану и т.д. Конечно все самолеты после разгрузки улетали на базу.
Накануне визита прилетели два Як-40 - салоны. Для чего? Пустили слух, что 1-е лицо полетит на них в Диксон или Игарку. Но никто на них никуда не летал, а так и простояли на перроне до конца визита.
Прилетели также два вертолета Ми-8-салоны с кухней и бортпроводницами для аварийно-спасательных работ.
Затем прилетели самолеты Ту-134 из Красноярска с руководством края и корреспондентами и Ту-154 с корреспондентами из Москвы.
Перед прилетом 1-го лица в районе диспетчерской службы аэропорта отработал самолет Ил-18, который рассыпал реагент, чтобы над Норильском светило солнышко, так как погода в этот день была ненастная с зарядами то дождя, то снега.
И, наконец, прилетел самолет Ил-62-салон с 1-м лицом.
Встретив Генсека эскорты уехали в город. Но аэропорт работал. Прилетел резервный Ил-62-салон и встал на стоянку. Над дорогами летал гаишный Ми-2 из Красноярска, а в ВЧ Алыкеля была объявлена соответствующая готовность.
В районах ответственности диспетчерских служб барражировали несколько Ил-18-ретрансляторов со спецаппаратурой связи с Москвой. Визит продолжался несколько часов и все это время пассажирские рейсы не производились. Аэровокзал был пуст.
После окончания визита и отправления 1-го лица в г. Красноярск все воздушные суда из Норильска улетели кто в Москву, кто в Красноярск. За оборудованием прилетели те же четыре Ил-76 из Москвы.
В Красноярске и Абакане, куда затем направился Генсек, думаю все было то же самое. Какая была польза от визита судить не мне, но помню как его остановили в Кайеркане и женщина жаловалась, как у нее в квартире скрипят полы и наверно до сих пор....
 
На фото пассажиры идут от платформы электрички к зданию аэропорта со всем своим багажом - это вылетающие. Лётное поле с противоположной стороны здания. Естественно, багаж и ручная кладь оформлялись по существовавшим тогда правилам.
 
Авиационный отряд Норильского комбината ГУ ЛГМП НКВД
Не каждый вспомнит, что в Советском Союзе уже в 1930х-1950х годах существовала и так называемая ведомственная авиация – авиация, подчинявшаяся не Аэрофлоту и не Главному управлению Севморпути, а другим министерствам и ведомствам (в 1930–1940-е годы – народным комиссариатам и государственным комитетам).


 
Очень много неточностей в Ваших воспоминаниях. Я коренной норильчанин, авиацией и историей интересуюсь очень давно, это моё хобби. Ту-154 и Ил-86 с Москвы летали только из Внуково! Первый технический рейс на Ил-86 в Норильск был выполнен в 1986г. Тикси никаким боком не может принять Ил-86. В Певек летали внуковцы на Ту-154 с дозаправкой в Норильске. Так что всё, что Вы рассказываете это мифы!
 
"Никелевые" авиарейсы - как это было. Не удивительно, что первый никель Норильска был вывезен "на материк" военной весной 1942 года именно авиационным транспортом - ведь именно никель увеличивает вязкость и прочность броневой стали, то есть её способность противостоять ударным нагрузкам, а заодно улучшает свариваемость и прокаливание.