Ан-2 полярный

Gav_kot

Старожил
Создаю эту тему в надежде восстановить облик и оборудование самолетов Ан-2 Полярной Авиации с помощью форумчан. Если получится, то всех вариантов от первого экземпляра до ликвидации Полярной Авиации.
Материала в интернете по этому вопросу много, но он разбросан и во многом касается внешнего облика самолетов. А хочется систематизировать его "внутренности", если можно так выразиться.
Все фото и кадры из видео взяты из интернета, по-возможности буду давать ссылки.
Итак, самолет Ан-2 полярный (так его буду называть) имел рабочие места для пяти членов экипажа:
- командир;
- второй пилот;
- штурман;
- бортрадист;
- бортмеханик.
Интересно, что рабочие места штурмана и бортрадиста разместили в грузовой кабине, или салоне, если удобно.
Штурман - по левому борту у переборки пилотской кабины.
Бортрадист - по правому борту у переборки пилотской кабины.

Начну с рабочего места штурмана.
Из доступных материалов видно, что оно включало рабочий столик, какие-то приборы над столиком и справа от него. В крыше пилотской кабины установлен астрокупол.

Ан-2_Полярный_штурман2.jpg


Ан-2_Полярный_штурман1.jpg


File1923 - копия.jpg
 
Реклама
Еще фото Ан-2 кабины полярного, к счастью современное. Спасибо автору!
Хорошо видна полка, на которой устанавливались приборы над столиком штурмана, а также коробка с клеммной платой на переборке.
Видно также в полной красе рабочее место бортрадиста.

Ан-2_полярный_.jpg
 
На рабочем месте штурмана были установлены:
- высотомер;
- указатель скорости;
- вариометр;
- указатель дистанционного гиромагнитного компаса;
- пульт автоматического радиокомпаса АРК-5;
- часы АЧС-1.
Марки приборов соответствовали основному оборудованию конкретного самолета, а оно было довольно разнообразным.

Перечень навигационно-пилотажного оборудования самолета Ан-2, указанного в описании Ан-2 1958 года (описание утвердил заместитель начальника ГУГВФ гвардии генерал-лейтенант Белецкий 22 февраля 1958 г.)
а) авиагоризонты;
б) магнитные компасы типа КИ-12 (КИ-13), ПДК-45;
в) гирополукомпас (ГПК);
г)дистанционный индукционный компас (ДИК);
д) гироскопический индукционный компас (ГИК-1);
е) вариометр (ВР-10);
ж) указатели воздушной скорости;
з) высотомеры бариметрические;
и) радиовысотомер;
к) радиокомпас АРК-5.

Возможно на полярном варианте этот перечень несколько отличался.

Основным курсоуказателем в высоких широтах был гирополукомпас ГПК-52 в сочетании с астрокомпасом АК-53.
ГПК-52 был вмонтирован заподлицо в стол. Перед взлетом штурман включал его за 20 минут для полной раскрутки и получения устойчивого положения оси гироскопа. Затем нажимным переключателем устанавливалось начальное положение гироазимута с точностью до градуса.
Кроме того, перед полетом штурман снимал АК-53 с его места крепления, заводил часовой механизм, проверял установку гринвичского часового угла 90 градусов и устанавливал на место. Астрокомпас установлен в астрокуполе постоянно, при необходимости астрокомпас свободно снимался и снова устанавливался. Важно, чтобы он стоял строго по продольной оси самолета.
Для съема показаний астрокомпаса, установленного над головой в астрокуполе, у штурмана в портфеле имелось специальное зеркальце, а для надежности ещё одно в кармане. Для снятия отсчета курса штурман подходил к астрокуполу, поднимал руку с зеркальцем над астрокорректором, смотрел на экран солнечной визирной системы и при необходимости разворачивал курсовой лимб, добиваясь размещения яркой световой полосы от линзы между параллельными линиями экрана. Т.е. это был своеобразный перископ!
После этого снимал отсчет курса, который использовал для корректуры показаний гирополукомпаса ГПК-52.
Вид и размеры астрокомпаса АК-53 показаны на фото:

АК-53_astronomicheskij_kompas_ak_53.jpg


В процессе полета гироазимутальный курс ГПК-52, как выше описано, периодически корректировался по данным астрокомпаса АК-53.

Навигация осуществлялась методом условных меридианов, в западном секторе Арктики использовали условный меридиан 90 градусов.

Для определения места штурман использовал интегрирующий секстан ИМС или ГИМС. На первом фото в посте 1 такой секстан лежит на столике штурмана.
Стационарного места для интегрирующего секстана не было, каждый штурман брал свой секстан по необходимости.
Обязательно его брали при полетах в ежегодную весеннюю Высокоширотную экспедицию в приполюсные арктические районы. Интересно, что по воспоминаниям участников интегрирующим секстаном определяли место в высоких широтах только по одной линии положения, по Солнцу методом Свердрупа.
 
Последнее редактирование:
Рабочее место бортрадиста.
Бортрадист сидел по полету, лицом вперед на специальной разножке или передвижном сиденье. Состав радиооборудования был усилен по сравнению с обычным Ан-2.
На современном фото Ан-2 полярного это место выглядит так:

Ан-2_полярный_39a37.jpg
 
Знатоки, поясните пожалуйста установленные на этом Ан-2 радиостанции.
И выше них есть полка, на которой тоже что-то было установлено. Интересно что?
 
У радиста , как мне помнится, стоит радиостанция РСБ-5.
На первом снимке одно из двух: или ГПК-52 под картой штурмана, или машина не полярная Это подозрение усиливается и рассматривая четвертый (а не третий) снимок. Это злосчастное сиденье, это видно,откидное, а не передвижное, как табуретка, значит штурманского столика там нет. Это значит, что машина не полярная. Тут может быть такой вариант:
Когда мы работали в Хатанге (или в Тикси. не помню точно), работы было очень много, и к нам на помощь прилетал Ан-2, кажется из Туруханска, это не важно откуда, не полярный. Так вот там штурмана не было, поэтому они летали на самые близкие точки. А вот радист наверняка был. Да, забыл еще один довод: не мог столик быть откидным с вмонтированным в него массивным агрегатом ГПК. Но тут возникает еще вопрос: значит в неполярном варианте мог быть столик без ГПК? Тут возможны варианты...
 
Но тут возникает еще вопрос: значит в неполярном варианте мог быть столик без ГПК? Тут возможны варианты...
Да, вариантов судя по всему было много. Эти кадры из фильма о первых полетах Ан-2 полярного и тогда может быть ГПК-52 ещё не устанавливали. А необходимость его поняли позднее.
И в комплекте ГПК-52 кроме датчика еще приборы есть, их тоже где-то размещали.

ГПК-52.jpg
 
Последнее редактирование:
Да, кроме основного указателя, пульта и репитеров были еще блоки, я о них забыл, может они и стояли под столом. Вторая радиостанция, она где-то наверху крепилась, это была аварийная станция. Такая была на всех полярных машинах, так-же, как и НЗ в цинковых запаянных коробках. И еще во время весенних экспедиций у нас на каждом борту был карабин. Карабин пригодился нам за три года один раз. Это было на Северной Земле. Наш экипаж в том году не был вместе со всей армадой на льдине, а все три с половиной месяца экспедиционных мы обслуживали гидрологическую экспедицию, работавшую на Саверной Земле с тридцатых годов. Само собой - только три летних месяца в году. Было у нас десять собачих упряжек, в каждой по двенадцать собак. Об этом я могу расскаэывать бесконечно. И вот вернувшись однажды на базу, мы рассказали Нач.экспедиции, что км.в пятидесяти от базы мы видели около лунки штук десять моржей. Иван Иванович Чевыкалов сразу загорелся: завтра подсядьте там!! Один морж, это считай десяток нерп! Оно конечно - Красная книга и все такое прочее, но собачек то кормить нужно!! А кроме того - где Москва, а где Северная Земля! Ну, мы задание выполнили, трех моржей завалили. По моей просьбе каюры при разделке у одного член вырубили и мне торжественно вручили. Я его часа четыре в бочке вываривал и целый свободный день обрезал. И этот сувенир, кость см.шестидесяти длиной у меня и сейчас на почетном месте лежит. Почудил я с ним много.
 
Да, кроме основного указателя, пульта и репитеров были еще блоки, я о них забыл, может они и стояли под столом. Вторая радиостанция, она где-то наверху крепилась, это была аварийная станция.
Марк Соломонович, спасибо! Вот она наверное крепилась по левому борту, как написал Pit.
Неясным остается размещение пульта ГПК-52 на рабочем месте штурмана, других приборов и часов АЧС-1. Попробую нарисовать, как я себе это представляю, чуток позднее выложу для рассмотрения и корректуры.

Еще вопрос. Встречаются описания Ан-2 полярного с таким утверждением:
окно на рабочем месте штурмана заменили полусферическим блистером. Штурман высовывал голову в блистер и смотрел на лед вертикально. Только при таком ракурсе можно разглядеть трещины. Доклад командиру о состоянии льдины штурман производил по телефону (внутрисамолетной связи).
Насколько это соответствует действительности?
 
Реклама
И еще во время весенних экспедиций у нас на каждом борту был карабин. Карабин пригодился нам за три года один раз. Это было на Северной Земле.
...Ну, мы задание выполнили, трех моржей завалили. По моей просьбе каюры при разделке у одного член вырубили и мне торжественно вручили. Я его часа четыре в бочке вываривал и целый свободный день обрезал. И этот сувенир, кость см.шестидесяти длиной у меня и сейчас на почетном месте лежит. Почудил я с ним много.
Забавно! Так вот каково происхождение этого объекта, что на фото видел!
Интереснейшие воспоминания!

И вопрос попутный - карабин с боезапасом где раскрепляли в кабине? Или просто на полу лежал? И кто за него был ответственным, как проводилась огневая подготовка этого члена экипажа? Как учитывался боезапас и отчитывались за патроны?
 
По радиооборудованию Ан-2 полярного вырисовывается такой состав.
1. Длинноволновая радиостанция, тип и размещение не ясны.
2. Коротковолновая радиостанция РСБ-5, два комплекта, на рабочем месте бортрадиста.
3. Аварийная коротковолновая радиостанция на полке по левому борту над штурманом.
4. УКВ радиостанция, на штатном месте в кабине пилотов.
5. Радиовысотомер, на правой панели пилотов.
6. Радиомаркер, на правой панели пилотов.
7. Автоматический радиокомпас АРК-5, на центральной панели в кабине пилотов.
На самолетах Ан-2 с рабочим местом штурмана пульт АРК-5 устанавливался рядом со столиком штурмана.

Описание рабочего места бортрадиста из интернета.
Рабочее место радиста расположено симметрично рабочему месту штурмана у правого борта. Для него установили длинноволновую радиостанцию, пульт с ключом Морзе.
Сидеть там было неудобно, особенно высокому радисту, но ничего сделать было нельзя. Связь с командиром и вторым пилотом осуществлялась по внутрисамолетной связи.
 
Последнее редактирование:
Вот и нашлось то устройство, что на втором фото на полке над штурманом виднеется - это оно! Это СВБ-5.

Ан-2_Полярный_SVB-5_1a_veb.jpg


Комплект радиостанции РСБ-5. Включает два пульта, умформер, ключи, коробку и другие детали.

РСБ-5_Image15.jpg


А вот такой ключ был установлен на столике бортрадиста.

РСБ-5_427771092.jpg


Таким образом, анализируя современное фото Ан-2 полярного можно сказать, что на переборке у радиста были размещены у столика снизу вверх:
- УС-9 ;
- над ними два блока радиостанции РСБ-5;
- приемный блок радиокомпаса АРК-5 или АРК-9 (на более поздних самолетах).
На полке по левому борту над штурманом установлен блок СВБ-5.
Неясно размещение ДВ-радиостанции.
 
Последнее редактирование:
И этот сувенир, кость см.шестидесяти длиной у меня и сейчас на почетном месте лежит.
В 80-х пришлось быть на Северной Земле. Наши Ил-14 там проводили ледовую разведку. Так как я "слон" и в основном был с матчастью, в кабинет РП зашел один раз... РП говорит - ну, что, молодой, присаживайся вон на ту табуреточку. А она так ажурно выглядела... Потом посмеялись про четырех моржей...
 
По правому борту должен стоять бензообогреватель БО - 10, виден трубопровод.
Уважаемый Kacor, это о нём речь? (в одной из статей в интернете):
В фюзеляже установили движок с генератором, который обеспечивал на земле электропитание радиостанции, печи обогрева кабины, бытовой электроплиты и агрегата заправки самолета топливом.
 
Последнее редактирование:
В дополнение к характеристикам радиооборудования Ан-2 полярного - разнообразное количество и виды антенн.
В интернете встречаются фото самолетов с лучевыми антеннами, укрепленными между килем и Т-образной стойкой. На этом снимке таких антенн три. Но есть и фото с двумя антеннами.


11.jpg


На этом кадре из фильма "При исполнении служебных обязанностей" у Ан-2 полярного одна лучевая антенна на вертикальной стойке.

M3W-cOGB7JE.jpg


На этом Ан-2 две лучевых антенны, одна между килем и стойкой, вторая наклонная между килем и фюзеляжем. Третья штыревая антенна установлена на крыше фюзеляжа в районе двери.
Интересно, что на брюхе нет антенн радиовысотомера, однако где-то они должны быть?

img827 СССР-04341.jpg
 
Третья штыревая антенна установлена на крыше фюзеляжа в районе двери.
Радиостанция Р-860 (Перо-У) или РСИУ-3М
Интересно, что на брюхе нет антенн радиовысотомера, однако где-то они должны быть?
Приемная и передающая антенны РВ установлены в одной линии под самолетом. Расстояние между антеннами — 2,4 м. Антенные фидеры укреплены пружинными зажимами, обеспечивающими их легкосъемность. Вот для наглядности ::)

084269.jpg

Бывает и с такими обтекателями ( если они в сохранности ):)
bff3c18e18455c2fbfb4c6d1d77b408d_i-3386.jpg
 
Последнее редактирование:
Радиостанция Р-860 (Перо-У) или РСИУ-3М
Сергей, спасибо!
Интересно, где размещались её блок и пульт? На полярном варианте возможно и у бортрадиста, правда это могло быть после 1966 года, начала её выпуска.
Характеристика УКВ-радиостанции Р-860 "Перо" из интернета.

Авиационная радиостанция Р-860 (Перо) предназначена для связи с наземными радиостанциями, а также между вертолетами и легкими самолетами, находящимися в воздухе.
Диапазон рабочих частот 118 – 136.5Мгц
Число фиксированных каналов 220
Мощность передатчика – 3 Вт.
Модуляция AM
Приемник Схема супергетеродин с двойным преобразованием частоты
Чувствительность не хуже 7мкв
Питание +27в
Потребляемая мощность (прием/передача) 32 / 85вт
Габаритные размеры и масса 333х200х215мм; 8.5кг
Трансиверная схема (лампово-полупроводниковая – лампы: 1Ж29Б, 6Н16Б, 1П24Б, на выходе ГУ17) с двойным преобразованием частоты. Дальность двухсторонней связи при работе с наземными радиостанциями на высоте полета 1000 м – не менее 100 км. Кварцевый синтезатор частоты. Радиостанция может комплектоваться пультом дистанционного управления под красный подсвет или под УФО (ультрафиолетовое облучение). Год выпуска радиостанции – 1966.


R860-2_Перо_приемопередатчик.jpg


R860-3_Пульт.jpg
 
Реклама
Приемная и передающая антенны РВ установлены в одной линии под самолетом. Расстояние между антеннами — 2,4 м. Антенные фидеры укреплены пружинными зажимами, обеспечивающими их легкосъемность.
То есть на фото полярного самолета эти антенны сняты? Зачем? Но это так вопрос, между делом. Главное что РВ на Ан-2 полярном был.
 
Назад