На рабочем месте
штурмана были установлены:
- высотомер;
- указатель скорости;
- вариометр;
- указатель дистанционного гиромагнитного компаса;
- пульт автоматического радиокомпаса АРК-5;
- часы АЧС-1.
Марки приборов соответствовали основному оборудованию конкретного самолета, а оно было довольно разнообразным.
Перечень навигационно-пилотажного оборудования самолета Ан-2, указанного в описании Ан-2 1958 года (описание утвердил заместитель начальника ГУГВФ гвардии генерал-лейтенант Белецкий 22 февраля 1958 г.)
а) авиагоризонты;
б) магнитные компасы типа КИ-12 (КИ-13), ПДК-45;
в) гирополукомпас (ГПК);
г)дистанционный индукционный компас (ДИК);
д) гироскопический индукционный компас (ГИК-1);
е) вариометр (ВР-10);
ж) указатели воздушной скорости;
з) высотомеры бариметрические;
и) радиовысотомер;
к) радиокомпас АРК-5.
Возможно на полярном варианте этот перечень несколько отличался.
Основным курсоуказателем в высоких широтах был гирополукомпас ГПК-52 в сочетании с астрокомпасом АК-53.
ГПК-52 был вмонтирован заподлицо в стол. Перед взлетом штурман включал его за 20 минут для полной раскрутки и получения устойчивого положения оси гироскопа. Затем нажимным переключателем устанавливалось начальное положение гироазимута с точностью до градуса.
Кроме того, перед полетом штурман снимал АК-53 с его места крепления, заводил часовой механизм, проверял установку гринвичского часового угла 90 градусов и устанавливал на место. Астрокомпас установлен в астрокуполе постоянно, при необходимости астрокомпас свободно снимался и снова устанавливался. Важно, чтобы он стоял строго по продольной оси самолета.
Для съема показаний астрокомпаса, установленного над головой в астрокуполе, у штурмана в портфеле имелось специальное зеркальце, а для надежности ещё одно в кармане. Для снятия отсчета курса штурман подходил к астрокуполу, поднимал руку с зеркальцем над астрокорректором, смотрел на экран солнечной визирной системы и при необходимости разворачивал курсовой лимб, добиваясь размещения яркой световой полосы от линзы между параллельными линиями экрана. Т.е. это был своеобразный перископ!
После этого снимал отсчет курса, который использовал для корректуры показаний гирополукомпаса ГПК-52.
Вид и размеры астрокомпаса АК-53 показаны на фото:
В процессе полета гироазимутальный курс ГПК-52, как выше описано, периодически корректировался по данным астрокомпаса АК-53.
Навигация осуществлялась методом условных меридианов, в западном секторе Арктики использовали условный меридиан 90 градусов.
Для определения места штурман использовал интегрирующий секстан ИМС или ГИМС. На первом фото в посте 1 такой секстан лежит на столике штурмана.
Стационарного места для интегрирующего секстана не было, каждый штурман брал свой секстан по необходимости.
Обязательно его брали при полетах в ежегодную весеннюю Высокоширотную экспедицию в приполюсные арктические районы. Интересно, что по воспоминаниям участников интегрирующим секстаном определяли место в высоких широтах только по одной линии положения, по Солнцу методом Свердрупа.