Авиамузей Крумово, 28.09.2016

wetrolom

Старожил
На фото- таинственное место, известное в узких кругах пловдивских железнодорожников и военных авиаторов как Маврудово. Даже вездесущий Гугл не имеет о нем понятия. Нет ни простой будки, ни нормальной платформы (Правда я был единственным сошедшим и впоследствии севшим в поезд. На всякий случай поднимал руку, чтобы он остановился). Линия связывает Пловдив с Асеновградом. В двадцати метрах сзади- КПП и забор, увешанный табличками с запретом фотографирования. По обе стороны железной дороги- территория военной части, по которой раскатывают на велосипедах служивые обоего пола. С КПП, увидев в руках фотоаппарат, загорланили и замахали руками…Будто бы им есть что скрывать…
Авиамузей рядом- метров 200. Очень молодой. На русском тоже можно пообщаться. Большинство авиаэкспонатов в хорошем состоянии благодаря трудам волонтеров (из числа военнослужащих). К сожалению, в 70-ых годах, когда потребовались ангары, все находившиеся там самолеты болгарского производства были порезаны… Теперь ДАРы, ЛАЗы можно найти только в музеях Сербии...

DSCF9599.JPG


DSCF9463-001.JPG


DSCF9473.JPG


DSCF9470.JPG


DSCF9472.JPG
 
Реклама
Н11В1. Первая попытка в Болгарии создать вертолет. Конструкция любительская, автор- изобретатель Николай Поповский. Совершил несколько полетов в 1991 году. Двигатель- запорожский АИ-26В, 430 л. с.

И-1 СЛ-90 "Леший". Совместный проект 1994 г. между ступинским ОКБ "Интеравиа" и заводом "Авиотехника"(Пловдив) двухместного, многоцелевого самолета с двигателем 110 л. с. Прошел летные испытания, серийно не производился. В музее с 2013 г.

DSCF9526.JPG


DSCF9509.JPG
 
Реплика самолета Асена Йорданова (1915 г.). Подарок музею от Фонда "Болгарские ВВС", 2015 г.
До сентября 1943 г. Болгария воевала на стороне Германии. В послевоенной Болгарии не было советских войск- считалась самым надежным союзником. Сейчас снова на традиционной кривой дорожке- уже 14 лет как член НАТО. Наскрести на современную западную технику не удается- только три транспортных "Спартана" и ок. 20 вертолетов Еврокоптера…На капремонт советской техники средств тоже нет- льготы, естественно, отпали…Народное собрание нашло выход- разрешить патрулирование воздушного пространства силам НАТО. Неделю в сентябре этим занимались американцы и поляки на подходе. Командующий ВВС, как несогласный, подал в отставку и выдвинулся кандидатом от левых в президенты. Выборы в ноябре. Возможно и станет- по слухам среди кандидатов есть люди с темным прошлым...:)

DSCF9570.JPG


DSCF9481.JPG


DSCF9479.JPG
 
"Гвоздь" музея- Арадо-196 А-3. "Единственный в мире этой модификации". Разведчик, противолодочный самолет корабельного, в том числе, базирования- один из 12 поставленных Болгарии во время Второй Мировой войны. В Болгарии носили название "Акула". Изготовлен в Варнемюнде, летал с 1943 по 1955 гг. с гидроаэродрома Чайка (Варна). В музее с 1991 г.
Пару штук этого типа получили американцы вместе с судами- носителями. Еще больше обнаружено их на дне морей- у шведской Карлскруны, у греческого острова Ираклия, у острова Капрая (?) между Корсикой и континентальной Италией...

DSCF9542.JPG


DSCF9541.JPG


DSCF9576.JPG
 
В марте 1945 г. Болгария получила 120 истребителей Як-9. На вооружении состояли до 1951 г. Один из них- модификации Як-9П- представлен в экспозиции, где появился в 1991 г. Кстати, он должен быть из другой поставки, т. к. первый полет Як-9П состоялся только в 1946 г. На пояснительных табличках нередко встречаются неточности и ошибки.

К этому же периоду относится появление в ВВС 120 штурмовиков Ил-2 и 10 Ил-2У. Эксплуатировались по 1958 г. (по российским данным по 1954 г.). В музее Ил-2 М-3 появился в 1993 г.

Торпедоносец Ту-2Т. Годы службы в ВВС Болгарии 1947-1954. Самолет летал в Балчике (севернее Варны), совершил вынужденную на воду, экипаж спасли, самолет эвакуировали. В музее с 1993 г.

DSCF9543.JPG


DSCF9499.JPG


DSCF9566.JPG


DSCF9572.JPG


DSCF9573.JPG
 
Эра реактивной авиации в ВВС началась в марте 1951 г. с получением Як-23. В Союзе подоспела более эффективная техника и Як-23 пошел на экспорт. Болгария получила ок. 115 машин на которых летали в пяти боевых полках, одном учебном и в авиаучилище. В строю находились до 1958 г. Заявлены 3 сохранившихся экземпляра, что, скорее всего, не соответствует действительности. (На фото- N.23, которого нет в списке). А вот Польша, получившая примерно такое же количество, сумела сохранить 6 самолетов.

DSCF9506.JPG


DSCF9548.JPG
 
В связи с началом массового производства (на 9 авиазаводах СССР+ впоследствии в ЧССР, Польше и Китае) не заставил себя ждать и МиГ-15. В мае 1951 года было получено 66 машин трех модификаций, а в 1960 г. к ним добавились еще 12 в варианте разведчика. Если польские Як-23 сшибали АДА, то пара болгарских Миг-15 в июле 1955 г. сбила нарушителя- израильский пассажирский самолет… Погибли 58 человек…На авиашоу в Европе встречаются летающие экземпляры, а в Корее он, вроде, до сих пор на вооружении. Скорее всего китайские, поскольку советским сейчас должно быть под семьдесят...

DSCF9516.JPG


DSCF9549.JPG


DSCF9505.JPG
 
Один из них- модификации Як-9П- представлен в экспозиции, где появился в 1991 г. Кстати, он должен быть из другой поставки, т. к. первый полет Як-9П состоялся только в 1946 г. На пояснительных табличках нередко встречаются неточности и ошибки.
Здесь http://www.aviationmuseum.eu/World/Europe/Bulgaria/Plovdiv/Muzej_na_Aviatsyata_i_VVS.htm написано Як-9У.
 
Реклама
Фронтовой истребитель- бомбардировщик МиГ-17Ф. С форсированным до 3 380 кг. тяги двигателем ВК-1Ф. На вооружении ВВС Болгария состоял с 1956 по 1988 гг. Судя по внешнему виду служба на аэродроме Безмер (ныне это самый современный аэродром Болгарии- потратили натовских 60 млн. левов на расширение до 60 м и удлинения до 3 км. ВПП) была тяжелой…:) Этот самолет первый полет совершил 03.09.1963 г., последний- 02.04.1985 г. Дата появления в музее- 03.02.1993 г.

Всепогодный фронтовой истребитель МиГ-17ПФ с радиолокационным прицелом РП-1 "Изумруд". В ВВС с 1960 по 1988 гг. Вооружен тремя пушками НР-23 и 500 кг. бомб. Самолет N22 базировался на аэродроме Узунджово (закрыт в 2002 г.) в составе 21 ИАП. В музее также с 03.02. 1993 г.

Лафет с МиГ-17 конструкции Н. И. Волкова с пушками Н-37 и 2 х НР-23.

DSCF9488.JPG


DSCF9469.JPG


DSCF9483.JPG
 
ВВС Болгарии имели на вооружении несколько модификаций МиГ-19, появившихся в 1958 г. В 1966 г. получили также б/у самолеты из Польши.

Фронтовой истребитель МиГ-19С (с цельноповоротным стабилизатором) на вооружении состоял с 1958 по 1978 гг. Бортовой номер 882 летал с Граф Игнатиево (район Пловдива) с 14.03.1958 по 08.02.1979 г.

Истребитель перехватчик, имевший только ракетное вооружение, МиГ-19ПМ N936 (16.07.1960-03.07.1978 гг.) базировался на аэродроме Граф Игнатиево. В музее с 03.02.1993 г.
Есть в музее и модификация МиГ-19П с РП-5.
Аэродромами базирования являлись Граф Игнатиево, Узунджово и Доброславцы.

DSCF9515.JPG


DSCF9518.JPG
 
Последнее редактирование:
Спасибо за репортаж, очень интересно. Я правильно понимаю, что МиГ-15 (одноместных) в музее нет - только УТИ стоит?

В связи с началом массового производства (на 9 авиазаводах СССР+ впоследствии в ЧССР, Польше и Китае) не заставил себя ждать и МиГ-15. ... На авиашоу в Европе встречаются летающие экземпляры, а в Корее он, вроде, до сих пор на вооружении. Скорее всего китайские, поскольку советским сейчас должно быть под семьдесят...
В КНДР есть как минимум пара летающих МиГ-15бис советской постройки. В Китае МиГ-15 не производили.
 
Эпоха МиГ-21 началась в Болгарии в 1963 г. и продолжалась 52 г., до декабря 2015 г. Всего в рядах ВВС насчитывалось 226 самолетов десяти различных модификаций из которых 86 были б/у. За период эксплуатации были потеряны 38 машин. С 1998 г. израильская фирма модернизирует МиГ-21 по программе МиГ-21-2000. Клиентов хватает- он в 33 странах мира. Начали, кажется, с румын, а болгары тоже были в числе заказчиков. Модернизации подверглось кабинное оборудование (компьютер, дисплей, шлем), были установлены РЛС наведения и РЛС управления вооружением, а также современные средства РЭБ.
Перехватчик МиГ-21Ф-13. Б.N 501 летал на аэродроме Добрич с 25.11.1963 по 01.03.1990 г.

DSCF9517.JPG


DSCF9504.JPG


DSCF9507.JPG


DSCF9514.JPG


DSCF9519.JPG
 
МиГ-23БН, бортовой номер 50. Появился в музее в 2004 г. после службы с 25.06.1981 по 25.02.1998 г. на авиабазе Чешнегирово. 33 самолета этой модификации эксплуатировались в ВВС с 1976 по 2002 гг. Комплектация вооружения предусматривала применение ядерного оружия.

Учебно- боевой МиГ-23УБ иркутского производства. Скорее учебный- из-за отсутствия РЛС, ракет среднего радиуса действия, теплопеленгатора. 13.01.1977- 05.09.2000, Чешнегирово.

МиГ-23МФ б.н. 670.

"Также ВВС Болгарии получили 18 Су-22M4 и 5 Су-22УM, пролетавших также до 2004 года."



DSCF9467.JPG


DSCF9538.JPG


DSCF9474.JPG


DSCF9501.JPG


DSCF9475.JPG


DSCF9500.JPG
 
Реклама
Назад