Автоматические системы пожаротушения на аэродромах

ExoCore

Местный
Существует ли в мировой практике опыт создания или использования автоматических систем пожаротушения на аэродромах (ВПП, РД, МС)?
Видел только автоматические системы пожаротушения на вертодромах и вертолетных площадках.
IMG_0048.jpg


Допустим если размещать стационарные пожарные стволы вдоль ВПП с обоих сторон через каждые 50м, таким образом, чтобы была возможность разворачивать их на +/-180.
Насколько реально создать такую систему пожаротушения вдоль ВПП и в районе стоянок ВС?
Вопрос насколько она будет эффективно работать по сравнению с обычными средствами пожаротушения (ПМ)?
 
Реклама
ExoCore,
1. Кто за это всё будет платить? За установку, за железо, за ТО, людям з/п, а перезаправку реагентом?
2. В отличии от вертолётных площадок, которые "стационарны", ВПП от 2-х до 3,5 км. Даже установка ч/з 100 м. потребует более 20 устройств и дополнительных коммуникаций. Зачем нужна система, 90% которой гарантировано не будут использованы при ЧП, а остальные 10 - возможно 1 раз в 20 лет?
Даже мне, изучавшему экономику 20 лет назад в течении 1 семестра в радиотехническом ВУЗе понятно, что такая система экономически не целесообразна и, как бы это жестоко не прозвучало, проще выплатить похоронные выплаты 40-215 чел., чем городить такую систему.
ИМХО за такие деньги можно купить парочку специальных пожарных машин и ещё хватит на 20 лет проводить ежемесячные тренировки рассчётов, что принесёт на порядок больше пользы.
 
ExoCore,
1. Кто за это всё будет платить? За установку, за железо, за ТО, людям з/п, а перезаправку реагентом?
Я думаю, что по началу, бизнес-класс из аэропортовых сборов и частники из газпрома или нефтегаза.
Цена определяется количеством и массовостью. 20-30 лет назад мобильный телефон тоже стоил больших денег и был у избранных.
Сейчас он у каждого дворника и возможно даже не один.

Меня больше интересует вопрос эффективности, как средство быстрого локального реагирования.
Пока еще нет летающих беспилотных систем пожаротушения. Но кто знает, возможно существует вероятность реализации таких систем на базе коптеров.
 
Я думаю, что по началу, бизнес-класс из аэропортовых сборов и частники из газпрома или нефтегаза.Цена определяется количеством и массовостью. 20-30 лет назад мобильный телефон тоже стоил больших денег и был у избранных. Сейчас он у каждого дворника и возможно даже не один.
Тут всё полностью наоборот - систему лучше обкатывать вовсе не на частниках газпрома и прочих бизнес-классов. А то представляете, выходит он, значит, из джета... и внезапно картинка как на первом сообщении.
 
Тут всё полностью наоборот - систему лучше обкатывать вовсе не на частниках газпрома и прочих бизнес-классов. А то представляете, выходит он, значит, из джета... и внезапно картинка как на первом сообщении.
Они будут только оплачивать эксперимент и наблюдать со стороны.

ЗЫ: Всех причастных с прошедшим Днем радио!
И наступающим Днем Победы.
 
Лучше за эти деньги держать в аэропорту команду спасателей-"терминаторов", с теплоотражательными костюмами (такими как ТК-800) и соответствующей подготовкой, что бы они, после эвакуации тех кто смог выйти сам, вламывались в горящий самолет и вытаскивали тех, кто потерял сознание, но еще не сгорел окончательно. Например, в обсуждаемом случае, это примерно 10 человек, которых нашли сразу в несгоревшей части самолета. И вытащить их (живыми или нет) в такой экипировке было, скорее всего, возможно.
 
СДХ - сложно, дорого, хреново...

Это же мало того, что километры труб надо будет проложить, да еще и с пенными установками и системами наведения, так еще и поддерживать всё это хозяйство в годности и готовности... Да еще и не очевидно - куда она там за 50 метров лить будет. На это деньги можно будет целый батальон пожарный сформировать и содержать, да еще и на пиво им останется :)
 
СДХ - сложно, дорого, хреново...
Это же мало того, что километры труб надо будет проложить, да еще и с пенными установками и системами наведения, так еще и поддерживать всё это хозяйство в годности и готовности... Да еще и не очевидно - куда она там за 50 метров лить будет. На это деньги можно будет целый батальон пожарный сформировать и содержать, да еще и на пиво им останется :)

Лучше за эти деньги держать в аэропорту команду спасателей-"терминаторов", с теплоотражательными костюмами (такими как ТК-800) и соответствующей подготовкой, что бы они, после эвакуации тех кто смог выйти сам, вламывались в горящий самолет и вытаскивали тех, кто потерял сознание, но еще не сгорел окончательно. Например, в обсуждаемом случае, это примерно 10 человек, которых нашли сразу в несгоревшей части самолета. И вытащить их (живыми или нет) в такой экипировке было, скорее всего, возможно.

Много денег - это сколько?
Осветительное оборудование и коммуникации которые вдоль ВПП на ВПП и за ВПП, тоже денег стоят. Само бетонное основание под ВПП и покрытие ВПП тоже денег стоит.
Плюс затраты на снегоуборочную технику зимой.

Или вы думаете что противопожарная система, которая под потолком здания аэровокзала бесплатная или не требует обслуживания?
 
Много денег - это сколько?
Осветительное оборудование и коммуникации которые вдоль ВПП на ВПП и за ВПП, тоже денег стоят. Само бетонное основание под ВПП и покрытие ВПП тоже денег стоит.
Плюс затраты на снегоуборочную технику зимой.

Или вы думаете что противопожарная система, которая под потолком здания аэровокзала бесплатная или не требует обслуживания?

Сколько - это к сметчикам, но что дофига и больше - факт... Напомнило историю давнюю, как один ОЧЕНЬ серьезный дядя на полном серьезе просил помочь его референту составить письмо, смысл которого может быть изложен фразой: "бабла у меня хоть жопой жри, хочу катапультное кресло в свой джет, как у истребителя, но чтобы не пилоту, а в салон, за НИОКР башляю!" :)
 
ExoCore, Вы в курсе, что такое БПБ? и каких она размеров? Прежде чем эти "костыли" выстраивать вдоль ВПП. А, они будут прятаться под землю! Тогда еще + к смете. :)
 
Реклама
Посмотрите процент аварий/катастроф, происходящих именно на впп - без выкатывания с неё в сторону или в торце, недолётов, промахивания мимо полосы и наконец просто пожаров на стоянках. Удивитесь, насколько мал окажется этот процент. Или покрывать «костылями» весь перрон и прилегающие к аэропорту территории с учётом разных вариантов захода?
 
Вопрос дилетанта специалистам по проектированию аэропортов.
Что мешает установить вдоль ВПП цепочку дистанционно управляемых гидрантов (отдельно для воды и пены)?

Оставляя в стороне заливку ВПП пеной (техн. ср-ва реализации задачи здесь те же, что и при пожаротушении):

что бы ни было первопричиной на стороне летательного аппарата (техника, пилоты), с земли задача всегда одна и та же: необходимость запустить источники воды (пены) как можно скорее.

Катастрофа SSJ показала, что цена каждой потерянной при этом секунды, измеренная в человеческих жизнях, слишком высока. Однако при том, что на исходе последней четверти XXI века, всё обстоит так же,как и 50-100 лет назад, — горит в одном месте, а пожарные расчёты в другом, — время подлёта подъезда спасателей к очагу никогда не удастся намного сократить по сравнению с теми 55-60 секундами, которые были показаны в Шереметьево.

Работа же пожарных "на упреждение" упирается в тот же непредсказуемый набор технических и человеческих факторов. Не завтра, так послезавтра может случиться так, что в воздухе лётчики недооценят степень опасности; что на земле сигнал тревоги не будет передан вовремя, либо не будет услышан. Может случиться ещё 1001 казус, пока ещё не случавшийся - внезапный пожар на последних секундах вроде бы "штатной" посадки; авария с пожарной машиной… Итог-то один: вот ВПП, и вот на ней внезапно загоревшееся воздушное судно!

Как экономист, могу предположить, что две "канавы" с коммуникациями длиной по 4 км каждая и с колодцами по 70 комплектов выдвигаемых из них гидрантов, устроенных через каждые 60 м, обойдутся дешевле, чем любой пафосный мега-проект типа прокладки скоростного трамвая из города в аэропорт (пример условный), ради которых бьются лбами желающие попилить бюджет. Только в этом случае время от возникновения ЧС, наблюдаемого на камерах, до начала пожаротушения и других мер можно будет сократить до нескольких секунд.
 
@aleksej.35701 - в дополнение ко всему перечисленному выше, ещё вопрос, а что будет, если один из этих волшебных гидрантов самопроизвольно включится во время взлёта вс, представляете?
 
Siledka сказал(а):
@aleksej.35701 - в дополнение ко всему перечисленному выше, ещё вопрос, а что будет, если один из этих волшебных гидрантов самопроизвольно включится во время взлёта вс, представляете?
Да еще зимой, да под -20 градусов Цельсия.
 
Допустим если размещать стационарные пожарные стволы вдоль ВПП с обоих сторон через каждые 50м, таким образом, чтобы была возможность разворачивать их на +/-180.
Насколько реально создать такую систему пожаротушения вдоль ВПП и в районе стоянок ВС?

На современном технологическом уровне дешевле через каждый километр вдоль ВПП сделать подземный, закрытый сверху металлическим листом, гараж для пожарного робота, который будет оттуда выезжать в момент пролёта аварийного борта и на догоне его пытаться тушить, опять же, они смогут участвовать в дальнейшем тушении все, в то время как стационарные установки будут бесполезны после проезда-пролёта аварийного борта, либо при посадке вне ВПП.

Пожарных роботов полно существует уже, надо просто сделать "быструю" версию, что бы преследовать самолёты на посадке.
 
Лучше за эти деньги держать в аэропорту команду спасателей-"терминаторов", с теплоотражательными костюмами (такими как ТК-800) и соответствующей подготовкой, что бы они, после эвакуации тех кто смог выйти сам, вламывались в горящий самолет и вытаскивали тех, кто потерял сознание, но еще не сгорел окончательно. Например, в обсуждаемом случае, это примерно 10 человек, которых нашли сразу в несгоревшей части самолета. И вытащить их (живыми или нет) в такой экипировке было, скорее всего, возможно.
раньше в каждом расчете были теплоотражательные костюмы для каждого ствольщика. применяются крайне редко. одевается поверх боевой одежды. притом одевается долго. у пожарных боевая одежда всего навсего водоотталкивающая. позволяет работать в любых помещениях, кроме охваченных открытым пламенем. любая другая плотная одежда дает такой же эффект. старая брезентуха даже лучше более современных пропиток, потому как дышит. температура в горящих помещениях редко превышает 200-250 градусов. и для работы в таких помещениях теплоотражательный костюм не нужен. только мешает. он нужен только для работы вблизи открытого источника огня. чаще всего при подаче ствола гпс-600. струя короткая а подойти надо. при этом считается что на пожарного будет действовать температура не ниже 800 градусов. у нас были костюмы тк-1000 и тк-1500. первый выдерживает температуру 1000 градусов в течении 1 минуты, второй 1500 гр.
 
По рекомендациям ИКАО нормы расхода воды достаточно большие, поэтому роботы пока отпадают.
14.png
 
для работы пенных стволов необходимо обеспечить давления огнетушащего раствора на уровне вроде 5-6 атм. для получения раствора производится смешивание воды и пенообразователя в насосном агрегате в пропорции 5.64 литра воды и 0.36 литра пенообразователя для получения 6 литров раствора. в качестве источника воды используются внутренние баки автоцистерн или аэродромных автомобилей, а также открытые резервуары и водоемы с водой, и естественно водопроводные трубопроводы. подавать пену автоцистерной установленной на гидрант водопроводного трубопровода запрещалось. только через подпитку емкости цистерны водой. то есть вода не напрямую от гидранта подавалась на всасывающий патрубок насосного агрегата, а наливалась в емкость цистерны через верх, а оттуда уже ее закачивал насос. с автомобилей насосно-рукавных установленных на гидрант водопроводной линии подача пены вообще запрещалась, потому как у него нету емкости, а смешиваясь в насосном агрегате часть пенообразователя могла попасть в водопровод... проблемы были.
на части пожаро-опасных объектов были установлены стационарные лафетные стволы. точно такие же как и на пожарных автомобилях лс-20 и точно такой же переносной плс-20. обеспечивал расход 20 литров в секунду. запитаны они были от резервной пожарной линии объектов, а также к ним были проведены металлические трубопроводные линии, к которым с другой стороны подсоединялись рукавные линии пожарных авто. у каждого поста располагались включатели пожарных насосов. к примеру такие стволы устанавливались на спецплощадках на крышах зданий с пожарной лестницей, а трубопроводы опускались вниз к площадкам для расположения пож авто. в случае пожара, до приезда пожарных расчетов, обслуживающий или дежурный персонал объекта самостоятельно начинал тушение пожара.
[automerge]1557488798[/automerge]
у пожарных автомобилей объектового дежурного караула запас воды достаточен для тушения одиночного объекта, то есть самолета. по крайней мере для ликвидации основного очага. далее организовывается дозаправка машин. на аэродроме должны быть выделены такие места с источником воды для дозаправки или прокладки рукавной линии к месту тушения. в части пож автомобилей имеется запас рукавов для прокладки линии длиной пол километра. к тому же подоспеют дополнительные силы.
тут кстати в одном интервью прозвучало, что прибывшие в шереметьево по тревоге городские пожарные расчеты не были допущены к месту тушения пожара службой безопасности аэропорта...
 
Последнее редактирование:
Как экономист, могу предположить, что две "канавы" с коммуникациями длиной по 4 км каждая и с колодцами по 70 комплектов выдвигаемых из них гидрантов, устроенных через каждые 60 м, обойдутся дешевле, чем любой пафосный мега-проект типа прокладки скоростного трамвая из города в аэропорт (пример условный), ради которых бьются лбами желающие попилить бюджет. Только в этом случае время от возникновения ЧС, наблюдаемого на камерах, до начала пожаротушения и других мер можно будет сократить до нескольких секунд.
Как экономисту, Вам должно быть ясно, что на скоростном трамвае будут ездить люди и платить за это деньги. То есть затраты на этот трамвай когда-нибудь окупятся. Затраты на стационарную систему пожаротушения не окупятся никогда. Более того, содержание этой системы в исправном состоянии будет эти затраты только увеличивать.
 
Реклама
Пожарная бригада которая всегда находится в аэропорту, тоже требует затрат на содержание.
Снегоуборочная техника, которая летом простаивает тоже требует затрат на содержание.
Светосигнальное и РЛ оборудование надо периодически обслуживать.

Но кто-то же оплачивает и ремонт и обслуживание техники.
В авиации все не дешево.
Для пассажиропотока в 10М в год увеличить сборы на 0.1$ и будет $ 1М в год.
 
Назад