На настоящий момент существуют два заслуживающих внимания варианта направления пуска ракеты. Согласно выводам официального следствия проведенного в Голландии DSB - ракета была запущена с направления Снежное, отчет находится здесь -
https://www.onderzoeksraad.nl/en/onderzoek/2049/investigation-crash-mh17-17-july-2014
Согласно выводам инициативного расследования российского госконцерна "Алмаз-Антей" (АА), производителя тех самых ракет Бук, ракета была запущена с направления Зарощенское, результаты представлены здесь
http://tass.ru/boeing-presentation/vvedenie/ и здесь
http://tass.ru/eksperiment-almaz-anteya/vvodnaya-chast/
В представленных сторонами результатах расследования существуют, образно говоря, черные ящики. То есть это эксперименты, расчеты, экспертизы и т.п. проведенные сторонами. Мы, как не являющиеся непосредственными участниками расследования, естественно не присутствовали при этом. Нам представлены некоторые фактические данные и результирующие выводы. И следовательно, мы как бы должны верить на слово данным структурам которые провели расследование. Но в данном случае возникает вопрос - кому верить? DSB или АА? Ведь обе - уважаемые и квалифицированные структуры. Можно ли в данном случае не исходить из вопроса веры, а путем какой-нибудь простой, наглядной, доступной человеку практически любой квалификации, проверяемой им самим проверкой выяснить - ху из ху? И при существующих обстоятельствах этой катастрофы и фактических известных данных такую простую проверку провести оказалось возможно. Основана она на анализе картины поражения самолета и будет представлена ниже.
Еще одной задачей данного анализа является следующее. Как очевидно, выводы DSB и АА существенно, принципиально, разнятся. Разница между направлениями Снежное и Зарощенское очень велика - 66 градусов, и в данном случае это принципиально влияет на формулирование окончательных выводов о причинах катастрофы. И так как тут одновременно двое правы быть не могут, отсюда следует очевидный вывод - какая-то из сторон, мягко говоря, недопустимо крупно ошибается. Под недопустимо крупно имеется в виду то, что каждая из сторон обладает такой высочайшей квалификацией и набором необходимых методов и инструментов, что разница в результатах
такой величины практически исключена и может свидетельствовать только об одном - кто-то умышленно представил ошибочные выводы, то есть сфальсифицировал результат. Прояснить этот вопрос также является задачей предстоящего анализа картины поражения Боинга.
Под картиной поражения будем понимать всю совокупность признаков характеризующих нанесенные самолету повреждения, а именно - форму и размер повреждений, плотность осколочного поля - то есть количество повреждений на единицу площади и количественное соотношение между повреждениями нанесенными первичными и вторичными осколками.
Под первичными осколками понимаются готовые калиброванные поражающие элементы (ГПЭ) находящиеся в боевой части (БЧ) ракеты и являющиеся основным фактором поражения ракеты. Размеры и форма ГПЭ представлены АА здесь
Под вторичными осколками понимаются осколки самой ракеты хаотично формирующиеся при взрыве БЧ и имеющие совершенно разные размеры и форму.
Соответственно и первичные и вторичные осколки формируют каждые свое осколочное поле - то есть совокупность направлений и скоростей разлета каждой группы осколков. Согласно АА ГПЭ имеют скорость разлета от 1500 до 2500 м/с
что в 2-4 раза превышает скорость самой ракеты - около 600-730 м/с, см. ниже
- из которой и формируются вторичные осколки, откуда следует что пробивная сила ГПЭ выше пробивной силы вторичного осколка такой же массы в 4-16 раз, так как кинетическая энергия прямо пропорциональна квадрату скорости и пропорциональна массе. Такие ГПЭ еще называют высокоэнергетическими осколками или элементами. Согласно утверждению АА благодаря своей большей пробивной силе только ГПЭ пробивают две и более преграды, см. здесь
И из вышесказанного очевидно следует, что картина поражения нанесенная основным и вторичным осколочным полем будет принципиально разная из-за:
- существенно разных
прежде всего по размеру и форме повреждений оставленных первичными и вторичными осколками
- существенно разной картины поражения
разных элементов самолета ввиду
разных направлений разлета первичных и вторичных осколков
- количества преград пробитых первичными и вторичными осколками ввиду их разной пробивной силы.
Основное осколочное поле - приблизительно перпендикулярно к продольной оси ракеты и наглядно представлено АА здесь
О форме вторичного осколочного поля АА умалчивает, кратко упоминая только о самом наличии вторичных осколков. Хотя очевидно оно не может не существовать и имеет какую-то определенную форму, ведь 690 кг ракеты пусть за минусом 70 кг БЧ и сколько-то топлива при взрыве БЧ не могут исчезнуть в никуда. Вернемся к форме вторичного осколочного поля позже, а пока после такой, возможно объемной, но тем не менее необходимой вводной части, приступаем к собственно анализу картины поражения Боинга.
Суть анализа будет заключаться в изучении картины поражения разных элементов самолета с целью выявления того каким осколочным полем нанесены данные повреждения, а далее исходя из известной ориентации осколочных полей относительно продольной оси ракеты можно будет получить направление ее оси относительно самолета, а значит и направление ее пуска. Получить направление пуска ракеты в данном случае оказалось возможным благодаря тому что при старте ракета Бук направляется в точку упреждения, а так как Боинг не маневрировал то с небольшой погрешностью точка упреждения будет являться и точкой встречи, а значит из положения ракеты в момент подрыва возможно получить направление пуска. И АА и DSB высказывают по этому вопросу одинаковое положительное мнение и используют этот метод для определения района пуска.
Для анализа выберем следующие характерные элементы самолета - левая обшивка кабины пилотов и обечайка мотогондолы левого двигателя, как имеющие во-первых высокую степень поражения (плотность повреждений), и во-вторых,
что крайне существенно, расположенные под углом около 90 градусов к другу что позволяет анализировать картину повреждений в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.