Бой вертолёта и истребителя.

Генерал Дрозд

континентальный электрик
Известен мне один случай когда (вероянто) Ми-24 свалил ракетой Фантом. Больше о подобных поединках ничего не известно. Межет кому-то известна статистика таких боёв, разработаны ли методы с обоих сторон, и какие в серднем шансы?
 
Реклама
Генерал Дрозд,
Известен мне один случай когда (вероянто) Ми-24 свалил ракетой Фантом.
Говорят, что это выдумка иракской пропаганды. По меньшей мере, так утверждают достоверные источники.
Напр. Tom Cooper & Farzad Bishop, Iran-Iraq War in the Air 1980-1988, Schiffer Military History, 2000, 304 pages.
 
А если это выдумка (и даже если нет), то вопрос к специалистам по тактике воздушного боя: чем и как лучше всего прикрывать вертолеты от истребителя? Как эта проблема решалась в ходе эволюции вертолетов и самолетов?
 
Генерал Дрозд, всё-таки вспомнил один такой случай:

"Оn 12 January 1969 the North Vietnamese launched an attack against the important US base of Phou Pha Thi, in northern Laos. Positioned barely 300km away from Hanoi, this base was established in 1966 in the frame of the Project Pony Express, when ELINT/SIGINT-gathering equipment was placed by CH-3Cs of the 20th SOS. Also equipped with a strong beacon radio station, this post helped to support US long range bombing operations over North Vietnam. Phou Pha Thi was thus an extremely sensitive position and well-guarded by a group of Hmongs. The Communist attack began on 12 January 1968, by four VPAF An-2 biplanes gunships armed with two 57mm rocket-pods under each wing, and machine guns installed on the windows. In addition, a section of the floor had been cut open to hold a cluster of tubes. Each tube contained a 120mm mortar round to be dropped. Guided by radio from a North Vietnamese commando infiltrated at the base of the hill, two An-2s attacked first, firing rockets on the first pass, then salvoed their 120mm mortar rounds slightly damaging the TACAN antennas.
An Air America UH-1 was on the scene and one of the Antonovs was shot down by door-gunners of the US helicopter. The two others were scattered and then crashed in collisions with high mountains in the area."

srvaf_an-2.jpg

On 12 January 1969 four An-2 gunships from the VPAF 919th Transport Regiment attacked the USAF Phou Pha Thi ELINT station in northern Laos. The base also housed a TSQ-81 radar/TACAN used to guide the airstrikes against North Vietnam. The An-2s caused moderate damages by firing 57mm rockets and dropping 120mm mortar rounds but three of them were lost; one was shoot down by an Air America Bell 204 while the two others collided in mid-air by trying to escape the pursuing helicopter! This An-2 was recovered by an USAF HH-53 to be displayed at Vientiane. When the Hmong guerrillas reached the wreckage they found inside the cockpit an agonizing North Vietnamese pilot that they quickly executed. (Photo: Ken Conboy via Albert Grandolini)

http://www.acig.org/artman/publish/article_348.shtml
 
Антон сказал(а):
чем и как лучше всего прикрывать вертолеты от истребителя?
Ракетами класса воздух-воздух. Так уже делают несколько лет.
Напр., AH-64D вооружён ракетами AIM-92 "Stinger".
 
чем и как лучше всего прикрывать вертолеты от истребителя?
- своими истребителями. Плюс, если позволяют обстоятельства - своим ПВО. Навеска Стингеров на Апачи - это что-то вроде выдача офицеру ПМа перед наступлением на танки. Вроде что-то портупею оттягивает, и на душе спокойнее. А на самом деле в реальном деле от этого ПМа польза - разве что для самоуспокоения, да и чтоб было чем застрелиться.
 
Lukas, :D т.е. - решением комплексной задачи - завоеванием господства в воздухе.
Да и пара Р-60М на вертолётной подвеске явно не помешает - сбивают же истребители ракетами ПЗРК, чем хуже Р-60?
Лучшая же защита - полёт вертолёта на предельно малой высоте, практически над землёй. В этом случае вертолёт вряд ли собьют истребители... его завалят из ДШК. :eek:
 
еще в 44-45 гг. японцы атаковали первые американские вертолеты R-4, эвакуировавшие раненых и занимавшиеся разведкой. Вертолетом тот аппарат было стыдно даже назвать - ферменный набор трубочек и обшивка вокруг пилота. А истребители во второй мировой были уже далеко не экспериментальными аппаратами, а грозной силой - и Зеро был на многое что способен. Однако все попытки атак японских истребителей на аппарат, который и плевком можно было сбить, оканчивались неудачами - за счет маневренности и умению прятаться за каждым мало-мальски заметным кустом или кочкой вертолеты всегда уклонялись от атак.
Современный вертолет, конечно, способен постоять за себя - в случае, если ПВО заранее предупредит пилота, с какой стороны к нему подходит истребитель, вертолет может попробовать занять выгодную позицию на местности и попробовать применить как ракеты З-В или В-В ближнего действия (ну если кто-то подвесит Р-73 или Иглу), или даже попробовать сработать противотанковыми ракетами с наведение последних оператором.... Однако если есть такое умное и всевидящее ПВО - то вот пусть оно и занимается отстрелом истребителей. А вертолет пусть занимается своими задачами.
 
Topper сказал(а):
Лучшая же защита - полёт вертолёта на предельно малой высоте, практически над землёй. В этом случае вертолёт вряд ли собьют истребители... его завалят из ДШК. :eek:
Неа, собьют мотыгой.
 
Topper, дружищо, скока летовых, сколько зим! Объясни мне, кофейнику в чём суть завоевания превосходства в воздухе? Чем отдичается, скажем от перехвата, где так жо надо завалить воздушную цель? Где та грань, где заканчивается авиация ПВО и просто истребительная?
 
Реклама
Там ещё фокус один есть. Я как-то (давно, году в 90-91-м) выполнял практическое наведение Су-27, поднятого из дежурных сил, на вертолёт, не знаю, какого типа (метка и есть метка). Так вот захват БРЛС был километров с сорока, ПР по докладу пилота выдались... Пытливый моск тогда ещё лейтенанта Топпера как-то дажо насторожилсо - слишком всё гладко, не к добру. И сообразил-таки, в чём дело. Прицел-то допплеровский - вот он и хватает по винтам, по угловой скорости. И поведёт ракету в упреждённую точку, рассчитанную БЦВМ опять же по этой неправильной скорости, т.е. явно мимо кассы.
Пока сближались стрелять по теплопеленгатору, поступила команда с КП корпуса на отмену предыдущей команды, т.е. не сбивать его, а просто выпроваживать за пределы нашей необъятной Родины.
Вот так пилот Су-27 и я не завалили опрометчивых норвежцев. :mad: ...к щастью для всех.
 
лЁдчик, превед тебе, Гроза Небес с эрлайнерсофф (если не ашипсо)!!!
Рад приветствовать!
1112111714.gif

Завоевание превосходства в воздухе, Серёж, это стратегия и прочее оперативное искусство, а перехват - сугубая тактика.
Завоевать господство в воздухе можно всяко - и чисто военными методами от авиационных до танковых (набросал бонбоф на вражьи аэродромы из бомбардировщиков, блокировал истребителями или отутюжил танкаме), и вообще невоенными от экономических до пропагандистских и диверсионных (блокировал нефтепромыслы, уломал поставщиков горючки не поставлять её, или насмерть застращал супостатских пилотов, ну или пургену им насыпал в суп) - вот вражья авиация уже либо не летает, либо летает с опаской, т.к. не знает, какого &%*&# им ещё ждать от такого коварного врага. А это и есть завоевание господства в воздухе.
Перехват же - чисто ПВО-шное изобретение, применяется в отношении одиночной почти неманеврирующей цели а-ля нарушитель Государственной границы, т.е. - в мирное время.
Грань между авиацией ПВО и просто истребительной авиацией окончательно была стёрта в конце 90-х с прекращением существования ПВО как вида Вооружённых Сил. Зря, имхо. :rolleyes: А в теории - разница в направлении их боевого применения и, следовательно, в курсах боевой подготовки. Ну да ладно, миру-мир, нет войне и всё такое!
 
Тогда вопрос. Как называется задача изничтожения групповой, эээм, маломаневрирующей цели в виде стратенических бомбовозов потенциальных друзей?
 
Micro, да и фиг чей, было бы интересно и полезно. ;)

Баяли ещё про противовертолётные мины.
Бриты разрабатывали истребитель вертолётов: "утка" с толкающим винтом.
 
Topper сказал(а):
Там ещё фокус один есть. Я как-то (давно, году в 90-91-м) выполнял практическое наведение Су-27, поднятого из дежурных сил, на вертолёт, не знаю, какого типа (метка и есть метка). Так вот захват БРЛС был километров с сорока, ПР по докладу пилота выдались... Пытливый моск тогда ещё лейтенанта Топпера как-то дажо насторожилсо - слишком всё гладко, не к добру. И сообразил-таки, в чём дело. Прицел-то допплеровский - вот он и хватает по винтам, по угловой скорости. И поведёт ракету в упреждённую точку, рассчитанную БЦВМ опять же по этой неправильной скорости, т.е. явно мимо кассы.
Пока сближались стрелять по теплопеленгатору, поступила команда с КП корпуса на отмену предыдущей команды, т.е. не сбивать его, а просто выпроваживать за пределы нашей необъятной Родины.
Вот так пилот Су-27 и я не завалили опрометчивых норвежцев. :mad: ...к щастью для всех.
Вот пасибо.
Интересно, а с какой диснанции ОЛС взяла бы такую цель. (И чего висит на дежурном Су-27? Полагаю, бить-то собирались Р-27ЭР?)
 
Экзот сказал(а):
Бриты разрабатывали истребитель вертолётов: "утка" с толкающим винтом.
Помнится и Рутан отметился с асиметричным ARES - тож вееесьма свинтопрульный прожект, как выражается один мой знакомый.
 
Black Cat, ну я не необычность схемы, а описание для привязки-опознания, т.к. не помню типа.

А Рутановский, вроде, скорее, штурмовик?
 
Andrey Zh., такой образец неконструктивного апщения с потенциальными друзьями называется противовоздушная операция, относится к оперативному искусству и преподаётся в академиях. А я академиев не заканчивал, т.ч. - чем могу... :D

Генерал Дрозд, дык ить не помню уже я такой секредной инфы :D тем более до захвата по теплопеленгатору тогда дело так и не дошло. А подвеска - дело меняющееся и зависящее от командарма - как он определит в Плане действий дежурных сил. Су-27 был тогда поднят с аэродрома Килп-Явр, а я маялсо на пункте наведения на о.Кильдин (на выходе из Кольского залива есть такое) Т.ч. - чем могу... :D :D

Экзот, Сергей, а кто мешает в наши дни, творчески подойдя к проблеме уничтожения наших винтокрылых ближних, понаставить на направлении вероятного прорыва вертолётного десанта дистанционно подрываемых мин направленного действия... да и падзарвать их навик в нужный момент :mad: Хотя сподручнее всёш бороццо за мир. :pivo:
 
Реклама
Topper, никто не мешает. Я просто не в курсе — пошла ли идея в серию. И там не подрыв был, а срабатывание на звук (или индукционно?) для вертушек, летящих как раз ниже 10....15м.

За мир приятно бороться, готовясь к войне. Увы. У страны со слабой армией это не получится в принципе.
 
Назад