Каких-то 20 лет назад российский дальнемагистральный самолет Ил-96-300 называли едва ли не "надеждой отечественного авиапрома". 10 лет назад лайнер стал просто "самолетом", серийное производство которого никак не наладится. В последние годы Ил-96-300 воспринимался уже как устаревший. А день 10 августа 2009 года вполне может считаться "черным" для этого самолета: министр промышленности и торговли Виктор Христенко назвал его "бесперспективным" и фактически отправил на пенсию.
Сейчас Ил-96-300 – единственный летающий российский дальнемагистральный лайнер. Других в России не производится и производиться, судя по словам Виктора Христенко, еще долго не будет. Накануне авиасалона МАКС-2009 министр заявил, что в этом сегменте рынка России бессмысленно тягаться с международными лидерами – европейской компанией Airbus и американской Boeing.
Впрочем, и американцы с европейцами вряд ли считают Ил-96-300 самолетом, способным составить конкуренцию их собственным разработкам. Ведь если Airbus и Boeing уже произвели сотни своих B-777 и A330 (именно эти лайнеры считаются аналогами Ил-96-300), то российские заводы не собрали и 20 запущенных в эксплуатацию машин. И это при том, что первый полет Ил-96-300 совершил в 1988 году, а сертификат летной годности получил в 1992-м. Иными словами, в год в России выпускается менее одного Ил-96-300. В Советском Союзе предполагали, что в год будет производиться до 40 таких самолетов.
Когда в различных СМИ отмечались положительные качества Ил-96-300, его характеристики обычно сравнивались с Ил-86. Выходило, что новая разработка авиаконструкторов действительно была новаторской: была изменена конструкция планера, улучшены функциональные системы и бортовое оборудование. Приводилась даже такая цифра: минимальный расход топлива у Ил-96-300 оказался в два раза ниже, чем у Ил-62М, который, впрочем, проходил первые летные испытания еще в начале 1970-х годов.
Что же касается сравнения с европейскими и американскими лайнерами, то Ил-96-300 выглядел устаревающим уже в 1990-е годы. А в 2000-е – окончательно устаревшим.
Сейчас на балансе различных компаний и организаций находятся 19 самолетов Ил-96-300. Летают не все из них – например, один из трех лайнеров "Домодедовских авиалиний", по данным газеты "РБК Daily", уже разобран.
Еще один самолет используется как опытный образец КБ Ильюшина, два отобраны у авиакомпании KrasAir за долги и сейчас проходят предпродажную подготовку. Целых три Ил-96-300 отправились на экспорт: их купила дружественная Куба. Поддержали производство и в Управлении делами президента: в распоряжении этой организации находятся четыре самолета.
Самым крупным заказчиком Ил-96-300 является "Аэрофлот". Государственная авиакомпания вынуждена постоянно поддерживать российский авиапром, не уставая при этом его критиковать. Еще в 2005 году генеральный директор "Аэрофлота" (теперь уже бывший) Валерий Окулов заявлял, что Ил-96-300 отстает от западных конкурентов как минимум на два поколения. Менеджер, в частности, объяснял, что российский лайнер ориентировался на экономические показатели B-767, а после него появился B-777 и, кроме того, Boeing занялся новейшим B-787 Dreamliner ("лайнером мечты"). В российском же авиапроме никаких новых разработок, способных заменить Ил-96-300, тогда не существовало. Как не существует и до сих пор.
То есть были, конечно, попытки возродить Ил-96-300 модификациями Ил-96М, Ил-96-400 и даже двухпалубным Ил-96-550, рассчитанным на 550 пассажиров. Однако все эти разработки также оказались не слишком удачными и не смогли принципиально изменить ситуацию с Ил-96-300.
В итоге правительство при обсуждении стратегии развития авиапрома на ближайшие десятилетия сделало ставку на развитие не дальнемагистральных самолетов (что в условиях российских расстояний было бы не лишним), а на ближнемагистральные лайнеры – прежде всего, Sukhoi Superjet 100. Но и про Ил-96 чиновники не забыли: его можно будет увидеть в российских аэропортах, правда, в грузовой комплектации и под названием Ил-96-400Т.
По словам Христенко, этот лайнер "найдет свою нишу в сфере транспортных услуг" и останется единственным в линейке широкофюзеляжных лайнеров. Что касается Ил-96-300, то он может полностью уйти из производства в 2012 году – ранее об этом заявляли в Объединенной авиастроительной корпорации. Христенко конкретных сроков расставания с Ил-96-300 не назвал.
Уникальная безопасность
Если за ближайшие несколько лет с Ил-96-300 не произойдет ни одной авиакатастрофы (тьфу-тьфу-тьфу), то лайнер станет уникальным для российского рынка: этот самолет ни разу не падал, ни один пассажир Ил-96-300 (как и всех Ил-96 вообще) не погиб.
И все же Ил-96-300 останется в истории не только как не оправдавший надежд лайнер, но и как самолет, у которого очень не вовремя "зашалили тормоза". Казус произошел в начале августа 2005 года, когда президент России Владимир Путин находился с официальным визитом в Финляндии. Прилетел в Финляндию Путин именно на Ил-96-300 (президентские самолеты называются Ил-96-300ПУ), а вот улететь обратно на нем не смог: когда лайнер вышел на рулежную дорожку, в тормозной системе переднего шасси возникли неполадки. В итоге Путину пришлось в экстренном порядке пересесть на Ил-62. Еще годом ранее президент не смог вылететь на Ил-96-300ПУ из Португалии в Южную Америку. Но тогда причиной неполадки была названа стая голубей – один из них попал в воздухозаборник российского лайнера.
Карательные меры в отношении Ил-96-300 последовали в августе 2005 года: Минтранс на 42 дня запретил полеты этого лайнера. За это время больше всего пострадал "Аэрофлот" – ему пришлось менять маршрутную сетку и даже отменить несколько рейсов.
Громкая отставка в связи со скандалом была только одна: в октябре 2005 года был уволен генеральный директор Воронежского акционерного самолетостроительного общества Вячеслав Саликов. Именно эта компания и занимается производством Ил-96-300. Саликов подчеркивал, что ушел сам, но источники деловых СМИ утверждали, что ему предложили сделку: отставка в обмен на разрешение полетов лайнера.
Можно относиться к отечественному авиапрому сколь угодно скептически, но следует признать, что с завершением работ над Ил-96-300 заканчивается и целая эпоха: почти через 20 лет после распада Советского Союза Россия фактически отказывается от советского наследства в авиастроении и начинает делать ставку на абсолютно новые лайнеры. Сработает такая стратегия или нет – станет известно уже совсем скоро. Во всяком случае, на ближнемагистральный лайнер Sukhoi Superjet, который вот-вот закончит все летные испытания, уже есть более сотни заказов. Но пока неизвестно, сумеет ли "Сухой" поставить производство самолетов на поток или эту разработку ждет судьба Ил-96-300.
Александр Поливанов