Длина разбега

Kurt

Местный
Навеяно случаем с оренбургским боингом. В минувшую субботу улетал из Оренбурга в Москву вроде бы на нем. Удивило, что разбег был почти до конца полосы. На борту всего 16 паксов. На тех же боингах глобуса/экс-сибири, при битком набитом салоне разбег вообще очень короткий. Опять же, А319 С7 из домодедово бегут чуть ли не по всей полосе, а из Перми на трети полосы взлетают уже?

Какими факторами определяется длина разбега?
 
Реклама
Kurt, в основном, взлетным весом и тягой двигателей. Но и дополнительно куча всего влияет: температура воздуха, превышение аэродрома... etc
 
в основном, взлетным весом и тягой двигателей. Но и дополнительно куча всего влияет: температура воздуха, превышение аэродрома... etc
температура - чем жарче, тем длиннее разбег?
а что такое "превышение аэродрома"?
если двигатели на разбеге выставить на взлетный режим - то у разных самолетов тяга двигателей будет разной? ну или у разных двигателей, так скажем...
 
А экономить топливо можно, разбегаясь не так резво?

Да, и не только топливо, но и ресурс двигателя.
Этот режим двигателей для взлета называется на Боингах - Derate Take-off, на Аэробусах - Flex Take-Off.
Его рассчитывают пилоты перед взлетом, исходя из нескольких условий:
длины полосы, температуры, ветра итп.
Вот если режим рассчитан неверно, может получиться то, что в Волгограде, хотя я не утверждаю, что именно неправильный расчет имел здесь место.


температура - чем жарче, тем длиннее разбег?

Да.

а что такое "превышение аэродрома"?

Высота аэродрома относительно уровня моря.

если двигатели на разбеге выставить на взлетный режим - то у разных самолетов тяга двигателей будет разной? ну или у разных двигателей, так скажем...

Да.
 
Этот режим двигателей для взлета называется на Боингах - Derate Take-off, на Аэробусах - Flex Take-Off.
Немного позанудствую
На Airbus тоже может быть DERATE (DE-RATE - имеется в виду что компьютером задается меньшая мощность двигателей). Только это весьма редкая опция для Airbusа
Assumed temp на Boeing эквивалентен Flex temp на Airbus - тоже тяга уменьшается как будто (ну это грубо но смысл такой) на улице 55 градусов например жары. Чем жарче, тем слабее тяга
Нужно это затем, чтобы поэкономить ресурс двигателей и горючку. Однако если условия таковы, что взлет на пониженной тяге небезопасен, всегда используется максимальная возможная тяга.

Длинный и неспешный разбег может быть вызван черезмерным понижением мощности двигателей из-за ошибки например в расчетах performance для конкретного аэропорта или ошибкой ЭВС, неправильно использовавших эти данные.
Такое у нас было - неверный расчет. Взлетели уже в 3й 4ти полосы и очень потом ругались. Оказалось, что в систему расчета была неверно введена длинна ВПП и ее уклон.
 
Последнее редактирование:
То есть можно предположить, что случившееся - продукт экономии?
 
То есть можно предположить, что случившееся - продукт экономии?

Вот фраза - просто подарок для журналистов :mad:
Можно всего лишь предположить нештатное развитие ситуации. И ждать результатов расследования. ;)
А взлет на неполной тяге - это обычная, ежедневная, стандартная практика.
 
Высота аэродрома относительно уровня моря.
а каким образом положение аэродрома будет влиять на длину разбега?
чисто интуитивно - чем выше - тем меньше разбег? и чем ниже - тем длиннее?
а еще наклон полосы: если разбегаемся "в горку", разбег тоже длиннее будет?

кстати, t +31 - это как для самолета - жарко? :)
 
чисто интуитивно - чем выше - тем меньше разбег? и чем ниже - тем длиннее?
Наоборот. Чем ниже, тем плотнее воздух => тем выше тяга двигателей (т.е., "резвее" разбегаемся) и выше подъёмная сила крыла при прочих равных.
t +31 - это как для самолета - жарко?
Да. Причём, очень жакро. Некоторые двигатели могут даже не запуститься, не то что развить взлётную тягу.
 
Реклама
Horse сказал(а):
А взлет на неполной тяге - это обычная, ежедневная, стандартная практика.
А есть ли возможность у пилота (техническая/время), оценить "затянутый" разбег и дать взлётный?
 
MikVolg,
Не вдаваясь в вопрос почему - в режиме DERATE - нет
В режиме ASSUMED/FLEX - да.
Но еще раз - во все расчеты заложен солидный коэффициент безопасности, например по длинне полосы, посему такой взлет не является хоть сколько нибудь необычным, скорее более безопасным, ибо движки насилуются меньше - соответственно вероятность отказа ниже.
 
гм, а можно всё-таки вдаться? а то немного странно - убрать тягу на взлете КВС может - а добавить - нет
 
Ну хорошо. Я предупреждал.....

JAR 25.149 Subpart B FAR 25.149 Subpart B
“JAR/FAR 25.149 Minimum control speed
(e) VMCG, the minimum control speed on the ground, is the calibrated airspeed during
the take-off run, at which, when the critical engine is suddenly made inoperative, it is
possible to maintain control of the aeroplane with the use of the primary aerodynamic
controls alone (without the use of nose-wheel steering) to enable the take-off to be
safely continued using normal piloting skill.

Это было определение
А это - объяснение:

A reduction in the minimum control speeds sometimes generates a takeoff
performance benefit (higher MTOW) when taking-off on a short runway. Indeed, the
decision speed V1 is the maximum speed at which it is still possible to reject the
takeoff and stop the aircraft within the runway limits. Nevertheless, V1 must be
greater than VMCG, and the Accelerate Stop Distance is often the most constraining
limitation on a short runway. A reduction of the VMCG can then permit a reduction of
the ASD for a given takeoff weight, and lead to better takeoff performance when the
MTOW without derate is ASD/VMCG limited.

То-есть существует минимальная скорость Vmcg, на которой самолет уже возможно удержать на полосе за счет аэродинамических рулей при отказе одного двигателя - ведь при этом второй двигатель будет разворачивать самолет. Эта скорость не должна быть выше скорости принятия решения V1, посему на коротких полосах может "подпирать" V1 и делать ее больше. При введении DERATE ввиду понижения тяги двигателей эта скорость Vmcg становится ниже, как следствие V1 тоже может стать ниже. А если мы возьмем и влепим при такой ситуации максимальную тягу и тут у нас возьми и откажи движок, самолет уже негарантированно останется на полосе ввиду нарушения лимита по Vmcg - рулей уже может не хватить. Потому-то при DERATE тягу добавить нельзя
При взлете на Flex/Assumed эта скорость не пересчитывается.
 
Последнее редактирование:
Хм. Вообще-то нас учили, что взлет с использованием Assumed Temperature увеличивает расход топлива, из-за большего по времени повышенного режима работы двигателя :)
 
blck сказал(а):
Не вдаваясь в вопрос почему - в режиме DERATE - нет
В режиме ASSUMED/FLEX - да

Абсолютно верно.
"Flex" (Airbus & Fokker) = "Graduation" = "Reduced Take-off Thrust (RTOT)" = "Factored Take-off Thrust (FTOT)".
Эквивалентно уменьшению запрашиваемой мощности (тяги). Максимальная распологаемая мощность не изменяется и может быть запрошена.
"De-rate" изменение параметров (перепрограммирование) в блоке управления двигателем (EEC) в результте которого максимальная распологаемая мощность снижается. Режим используется (проектировался?) для балансировки двигателей с разной тягой. Недоступен на работающем (нагруженном) двигателе (In-flight).
Более подробно - здесь:
http://www.b737.org.uk/assumedtemp.htm#What_is_an_Assumed_Temperature_Thrust_Reduction
 
MikVolg сказал(а):
есть ли возможность у пилота (техническая/время), оценить "затянутый" разбег и дать взлётный?
Есть. Исполняется просто: РУД вперед до упора и полетели на взлетном.
 
При использовании Derate значение взлетных оборотов N1 считается ограничением и в нормальных условиях пилот не должен их превышать.

Равно как и при отказе двигателя сильно не рекомендуется увеличивать режим исправному за ограничение N1 - т.к. возможна ситуация, когда пилот не сможет совладать с моментами, создаваемыми при увеличении ассиметричной тяги.
 
Хм. Вообще-то нас учили, что взлет с использованием Assumed Temperature увеличивает расход топлива, из-за большего по времени повышенного режима работы двигателя
И учили не совсем правильно. Это (относительно) верно для идеальных условий (если считать кривую удельного расхода топлива к мощности близкой к прямой), но в реальных условиях будет необходимость менять тягу двигателя ввиду того, что бесступенчатый набор например в МВЗ только по большим праздникам и блату :) дадут. А на переходных режимах как раз больше всего горючки и спалится.
 
Реклама
blck,
Я думаю, тут цена вопроса в наборе до Thrust Red Alt. А это по стандарту 800-1500 футов. До этой высоты никаких ступеней не бывает. Диковинно, конечно, но, возможно, denokan прав (эк, сколько запятых в последней фразе!)
 
Назад