Авиапром взлетит на западных движках
Вслед за Pratt & Whitney российским рынком заинтересовался и Rolls Royce
Rolls Royce готов оснастить двигателями собственного производства самолеты Ан-124 "Руслан". С таким предложением к западному производителю обратилась инициатор восстановления производства самолетов в России авиакомпания "Волга-Днепр". До 1994 года (когда было прекращено производство "Русланов") самолеты оснащались двигателями запорожского предприятия "Мотор Сич" - аналог двигателей Rolls Royce. Однако из-за низкой надежности украинских двигателей и отсутствия мировых сервисных центров в комплекте запасных частей самолета часто находился запасной двигатель.
Ан-124 "Руслан" эксплуатируют три авиакомпании - "Волга-Днепр" (имеет 10 самолетов, но, по собственным оценкам, контролирует около 54% мировых чартерных авиаперевозок негабаритных грузов), АНТК имени Антонова (8 самолетов) и российская компания "Полет" (8 машин). Последняя может лишиться своих бортов, так как до сих пор они числятся на балансе 566-го военно-транспортного авиаполка в Брянской области. В декабре 2005 года главком ВВС Владимир Михайлов распорядился вернуть эти борта в распоряжение военного ведомства в связи с их стратегическим значением. Кроме того, под Брянском стоит на приколе еще 22 машины этого типа. Последний новый самолет сошел с производства в 1994 году, теперь с учетом технического состояния мощностей "Авиастара" на восстановление производства потребуется 2-2,5 года - больше 1-2 бортов предприятие делать не сможет.
На самом Rolls Royce признают, что программа по замене двигателя развивается неактивно. "Этот вопрос сейчас находится только в стадии обсуждения, так как до конца не решены проблемы по заказчикам бортов и производству", - сказал RBС daily региональный директор Rolls Royce в России Владимир Расщупкин. Дело в том, что до сих пор нет окончательно сформированного плана заказов. По словам представителя Rolls Royce, вопрос об установке нового двигателя исходил от Ульяновского авиационного завода и авиакомпании "Волга-Днепр", которая долгое время пытается реанимировать производство Ан-124.
По словам представителей Rolls Royce, участие компании в данном проекте может быть оправдано, если эти двигатели будут поставляться на все новые самолеты и на часть ремоторизируемых. Но в западной компании не берутся утверждать, на какие самолеты будет поставляться данный двигатель. "Захочет ли украинское правительство устанавливать английские силовые установки на заказываемые Украиной самолеты? Непонятно, пойдут ли на это и российские военные, - отмечает Владимир Расщупкин. - Но эти двигатели, вполне возможно, будут устанавливаться на самолеты коммерческого применения".
До настоящего времени на "Русланы" устанавливались двигатели Д-18Т производства Запорожского двигателестроительного предприятии "Мотор Сич". Этот украинский двигатель является аналогом производимого Rolls Royce, но, по мнению многих участников рынка, менее надежен. Вторая причина недовольства этим двигателем - отсутствие в мире сервисных центров по их обслуживанию. По словам нескольких участников рынка, "Мотор Сич" выставил слишком высокие цены за ремонт двигателей. При этом межремонтный интервал украинских двигателей оказался в 3-4 раза меньше, чем у его западного аналога. При этом производимый на Украине двигатель не намного дешевле английского.
Запорожские двигатели были разработаны в конце 1970-х - начале 1980-х годов. По словам собеседника RBC daily в компании "Волга-Днепр", сейчас в России нет перспективных проектов двигателей тягой более 25 тонн, которые находились бы на стадии испытаний. Поэтому координационный совет по проекту возобновления производства (в который входят представители "Волга-Днепр") сейчас рассматривает несколько вариантов двигателя на Ан-124. "Один из них - модернизация Д-18Т, второй - установка одного из иностранных двигателей", - отметил собеседник RBC daily. По его словам, для того чтобы оснастить Ан-124 двигателями Rolls Royce, должна быть проведена серьезная инженерная и сертификационная работа.
На "Мотор Сич" от комментариев отказались, переадресовав все вопросы к разработчикам самолета - КБ "Антонова". Заместитель генерального конструктора АНТК Александр Кива пояснил RBC daily, что целесообразность установки новых двигателей зависит от заказчика самолета. По его словам, этот вопрос возникает не в первый раз. Не так давно британскими военными был объявлен конкурс на поставку грузовых самолетов. Прорабатывалось участие в тендере самолета АН-124 с двигателем Rolls Royce. "Но тогда выиграли самолеты С-17, а идея установки двигателей Rolls Royce на самолеты "Руслан" так и не была реализована", - сказал Александр Кива.
Это не первый случай, когда российские производители авиационной техники пытаются сменить двигатели на производимых ими самолетах на иностранные. В конце прошлой недели представители "Ильюшин Финанс Ко" и Воронежского авиационного завода заявили, что рассматривают возможность оснащения самолетов семейства Ил-96 американскими двигателями Pratt & Whitney. Как отмечают участники рынка, переговоры с зарубежным производителем активизировались потому, что Пермский моторный завод (ПМЗ), пользуясь своим монопольным положением на российском рынке двигателей, практически догнал по цене зарубежные аналоги.
По мнению некоторых участников рынка, использование иностранных двигателей могло бы расширить рыночный потенциал самолетов Ил-96. Дело в том, что двигатели ПС-90А и PW-2040 аналогичны по основным характеристикам, а по цене иностранные двигатели на 20% дешевле. "Кроме того, российские двигатели имеют несовершенную систему послепродажного обслуживания", - говорит один из собеседников RBC daily.
Источник: газета "RBC Daily"