Городские аэровокзалы

Freddy

Старожил
Городские аэровокзалы задумывались с целью снижения нагрузки на аэропортовые аэровокзалы: в них пассажиры проходили стандартную процедуру регистрации на рейс и оформления багажа, после чего их доставляли на спецавтобусах из города прямо к трапу самолёта.
За рубежом первые городские аэровокзалы появились в конце 1930-х - начале 1940-х гг. (подробнее), а на территории СССР - в начале 1960-х гг. Первое время советские гораэровокзалы работали только при городских агентствах аэропортов и находились в ведении объединённых авиаотрядов. С 1968 г. горагентства крупных городов выводились из составов авиаотрядов и преобразовывались в центральные и территориальные агентства воздушных сообщений (ЦАВС и ТАВС) с непосредственным подчинением территориальным управлениям гражданской авиации — в дальнейшем гораэровокзалы в крупных городах работали при ЦАВС или ТАВС, а в небольших — продолжали работать при горагентствах.
В СССР городские аэровокзалы создавались преимущественно за счёт расширения существовавших городских агентств Аэрофлота, отведения под аэровокзалы первых этажей строящихся зданий (в основном жилых) или приспособления для этой цели отдельных существующих помещений. В диссертации Карла Руппеля упоминалось, что только за 8 пятилетку (1966—1970 гг.) в СССР было создано около 30 городских аэровокзалов. Гораэровокзалы работали не только при крупных аэропортах страны — также существовали городские аэровокзалы местных авиалиний (источник).



Абакан
Гораэровокзал был открыт в 1970 г. (источник - газета "Рассвет коммунизма" №9/1970 г.) Предположительно, он находился в одном помещении с горагентством по адресу ул. Чертыгашева, 104 (фото).


Алма-Ата
Сначала алматинский аэровокзал занимал нижний ярус здания Казахского управления ГА ( Каз УГА), находившегося по адресу ул. Мира, 59. В памятной табличке с этого здания говорится, что аэровокзал был открыт в 1967 г.:


15 апреля 1978 г. рядом со зданием Каз УГА открыли новый городской аэровокзал, который проработал до начала 2000-х гг.:


Слева - городской аэровокзал 1978 г., справа - здание Каз УГА и его нижний ярус, в котором находился городской аэровокзал 1967 г.:


Подробнее про алматинские гораэровокзалы - здесь.


Архангельск
Архангельский гораэровокзал располагался в 9-этажном доме 1976 г. постройки по адресу ул. Энгельса, 116 (подробнее).


Баку
Гораэровокзал находился в 5-этажном доме по адресу ул. 28-го Мая, 21 (подробнее).


Барнаул
Барнаульский гораэровокзал открылся в 1963 г. по адресу проспект Ленина, 58:




В 1965 г. аэровокзал переехал в новый 5-этажный дом по адресу ул. Советская, 4:

Барнаульский гораэровокзал в 1968 г. (Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации):



Бийск
Гораэровокзал был открыт в начале 8-й пятилетки (1966—1970 гг.), источник - газета "Рассвет коммунизма" №9/1970 г.. Предположительно, он находился в одном помещении с горагентством по адресу ул. Красноармейская, 71 (фото).


Вильнюс
1975 г.:

Вильнюсский городской аэровокзал находился по адресу ул. Укмергес, 12 (теперь - Проспект Конституции, 12). Фото фасада гораэровокзала в Вильнюсе (на заднем плане слева - гостиница "Туристас", справа - высотная гостиница "Лиетува"):

Подробнее про вильнюсский гораэровокзал.


Владивосток
5 августа 1965 года во Владивостоке открылся городской аэровокзал с большим залом ожидания, помещением для приёма и регистрации багажа, камерой хранения и другими службами (источник). Он находился по адресу Посьетская, 17 (подробнее).


Вологда
В 1968 г. Вологда стала одним из первых провинциальных городов, которые получили взлётно-посадочные полосы для Як-40 (источник). Пассажиро- и грузопотоки были огромными. Старый аэровокзал был всегда переполнен пассажирами - в основном это были сельские жители (источник). Нынешний аэровокзал был открыт только в 1978 г.
Доставка пассажиров на спецавтобусе от горагентства к самолёту упоминается в газете "Красный Север" от 7 июня 1969 г.:

Вологодское горагентство Аэрофлота находилось в этом доме с аркой:



Горький (Нижний Новгород)
Горьковский гораэровокзал находился в 5-этажном доме 1967г.постройки по адресу проспект Ленина, 7 (подробнее):


Кроме того, планировалось открыть новый гораэровокзал в районе Московского ж/д вокзала (источник).


Гомель
Гораэровокзал был открыт в 1970 г. (источник - газета "Рассвет коммунизма" №9/1970 г.) Предположительно, он находился в одном помещении с горагентством по адресу ул. Победы, 17 (фото).


Енисейск
Аэровокзал был открыт в 1970 г. (источник - газета "Рассвет коммунизма" №9/1970 г.)


Калининград
С начала 1960-х гг. калининградский гораэровокзал находился в здании бывшего автовокзала на площади Победы рядом с кинотеатром "Россия":


К 1970 г. калининградский гораэровокзал переехал по адресу ул. Космонавта Леонова, 48-50:

Здание 2-го калининградского гораэровокзала в наши дни:


Из всех известных городских аэровокзалов только калининградский переезжал на новое место два раза: 31 января 1974 г. он вновь сменил прописку - на этот раз его разместили по адресу площадь Калинина, 1. Регистрация пассажиров производилась здесь вплоть до открытия нового аэровокзала в аэропорту Храброво в 1979 г. (подробнее):



Караганда
В конце 1960-х-начале 1970-х гг. пассажиры проходили регистрацию на рейсы в горагентстве по адресу ул. Гоголя, 27 (фотографии спецавтобуса перед агентством и возле самолёта см. здесь).



Кемерово
Кемеровский гораэровокзал открылся в 1963 г. (источник). Он упомянут в докладе "Опасные геологические процессы на территории г. Кемерово": судя по тексту, аэровокзал работал, скорее всего, при агентстве Аэрофлота на Советском проспекте, 67 (на фото слева):
 
Последнее редактирование:
Киев
Регистрация пассажиров на рейсы производилась в центральном агентстве воздушных сообщений по адресу бульвар Шевченко, 66 (подробнее):


Во 2-й половине 1980-х гг. в Киеве планировалось построить гораэровокзал - см. Постановление от 13 мая 1986 г. N 177 "О генеральном плане развития г. Киева".


Котлас
Даже в небольшом городе Котлас с населением около 60 тыс. человек и аэропортом, принимавшим максимум самолёты 3 класса (Як-40 и Ан-24), был городской аэровокзал. Он находился в 5-этажном доме 1971 г. постройки по адресу ул. Маяковского, 27. На фасаде - вывеска "Аэровокзал", на бортах спецавтобусов - "Обслуживание авиапассажиров" (такая же надпись была и на московских спецавтобусах во 2-й половние 1970-х гг.):



Куйбышев (Самара)
Куйбышевский гораэровокзал находился в типовом 5-этажном доме 1963 г. постройки по адресу ул. Спортивная, 14:


В 1977 г. архитекторы В. Г. Каркарьян и А. Т. Ким разработали проект здания, в котором предполагалось разместить новый куйбышевский гораэровокзал и Приволжское УГА. В 1980-е — начале 1990-х гг. каркас этого здания находился на месте современного торгово-развлекательного центра «Парк-Хаус», после чего его частично разобрали, а частично использовали для возведения первой очереди торгового центра, открывшегося в 2002 году (источник).


Курган-Тюбе (Бохтар)
Гораэровокзал был открыт в 1970 г. (источник - газета "Рассвет коммунизма" №9/1970 г.).


Ленинград (Санкт-Петербург)
Гораэровокзал был открыт 11 июля 1960 г. по адресу Невский проспект, 7/9:

В 1968 г. было образовано ленинградское ЦАВС. К началу 1970-х гг. на Невском остались только авиакассы, а гораэровокзал переехал в здание неподалёку по адресу Кирпичный переулок, 3:

Кирпичный переулок, дом 3:

В 1970-1980-е гг. планировалось построить здание гораэровокзала на площади Мира (подробности).


Ленинабад (Худжанд)
Надпись на фотографии 1970 г.: "В центре Ленинабада сдан в эксплуатацию городской аэровокзал с залом ожидания, билетными кассами и справочным бюро. Теперь авиапассажиры получили возможность отправляться в аэропорт из города прямо к трапу самолёта" (источник: В центре Ленинабада сдан в эксплуатацию городской аэровокзал... • khudzhand):



Лиепая
В 1958 г. лиепайский военный аэродром стал гражданским аэропортом — до 1972 г. там не было аэровокзала, поэтому пассажиры проходили регистрацию на рейсы в городе по адресу ул. Радио, 12/4. До 1964 г.
в указанном доме находилась городская автостанция, а затем автостанцию перенесли в здание железнодорожного вокзала, а дом на ул. Радио стал горагентством Аэрофлота (подробнее):



Магадан
С 1963 г. регистрация пассажиров производилась в магаданском горагентстве по адресу проспект Карла Маркса, 37 (подробнее):


В 1998 г. фирма «Магаданавиализинг» построила здание с городским аэровокзалом по адресу ул. Колымское шоссе, 4 (источник). Этот гораэровокзал проработал недолго - до 2004 г. (источник). Аэровокзал в 2003 г.:



Москва
С 15 апреля 1959 г. и до ввода в строй Московского городского аэровокзала в 1965 г. оформление пассажиров производилось в Транспортно-экспедиционном агентстве, которое находилось на первом этаже гостиницы "Гранд Отель" по адресу ул. Революции, д. 1/2 (подробнее):


Московский городской аэровокзал был открыт 25 мая 1965 г. по адресу Ленинградский проспект, 37. Зарегистрированных пассажиров доставляли к самолётам вплоть до 2003 г. (этому гораэровокзалу посвящена отдельная тема форума).


В первой половине 1970-х гг. в Москве предполагалось построить второй гораэровокзал на Октябрьской площади (информация из путеводителя "Москва" 1973 г.), а с середины 1970-х по начало 1990-х гг.— уже 2 гораэровокзала возле станций метро "Домодедовская" и "Юго-Западная" (подробности).



Мурманск
"Килпъявр" — военный аэродром в Мурманской области, расположенный в 30 километрах к северо-западу от Мурманска в посёлке Килпъявр. С 1963 по 1976 гг. на этом аэродроме размещался аэропорт «Мурманск-3», где базировалась гражданская авиация Мурманска. Пассажиры проходили регстрацию на рейсы в мурманском горагентстве Аэрофлота по адресу ул. Коминтерна 9/1, после чего их доставляли к трапу самолёта. В 1966 г. на аэродроме появился небольшой аэровокзал, в котором также производилась регистрация пассажиров на рейсы(подробнее).


Нижневартовск
В конце 1970-х гг. планировалось ввести в строй в 5-м микрорайоне "горагентство, совмещённое с аэровокзалом площадью 600 кв. метров" (тем не менее, в последующие годы горагентство Нижневартовска располагалсь по адресу 11 микрорайон, УЛ. Спортивная, 15). Из газеты "Ленинское знамя":



Николаевск-на-Амуре
Гораэровокзал был открыт в 1968 г. (источник).


Новосибирск
C 1960 г. новосибирский гораэровокзал находился по адресу Советская, 28 - на фото справа (подробнее):


В 1963 г. гораэровокзал переехал в новое здание по адресу ул. Гоголя, 3 (подробнее):



Изначально новосибирский гораэровокзал был в составе Новосибирского ОАО (аэропорт Новосибирск-Северный), 1 января 1964 г. передан в Толмачёвский ОАО, в 1968 г. выведен из состава ОАО и преобразован в новосибирское ЦАВС.


Норильск
В 1960-е гг. гораэровокзал планировалось построить на месте железнодорожной станции на Октябрьской площади, от которой в аэропорт ходили электрички, и доставлять пассажиров к самолётам по железной дороге, однако этот проект не был реализован (подробнее). Также имеется информация, что нынешний норильский автовокзал по ул. Нансена, 69, открывшийся в 2004 г., разрабатывался как автоаэровокзал с гостиницей (подробнее).


Оренбург
Оренбургский аэровокзал с авиакассами находился в пристройке к 5-этажному дому 1972 г. по адресу ул. Туркистанская, 9 (подробнее).


Орджоникидзе(теперь - Владикавказ)
Гораэровокзал находился в доме по адресу ул. Джанаева, 32 (подробнее).


Петрозаводск
Петрозаводский аэровокзал был открыт 20 июня 1965 г. на углу улиц Антикайнена и Горького (источник). Фото 2010 г.:



Петропавловск (Казахская ССР)
Нынешний адрес здания - ул. Жамбыла Жабаева, 172:



Петропавловск-Камчатский
Упоминание о первом петропавловском гораэровокзале нашлось в авиарасписании 1968 г. — он находился в здании морвокзала. Из буклета Аэрофлота "Дальний Восток" (конец 1960-х-начало 1970-х гг.):

В апреле 1988 г. в Петропавловске-Камчатском было введено в строй 2-этажное здание гораэровокзала по адресу проспект Карла Маркса, 31 (подробнее).


Рубцовск
В аэропорту этого небольшого города до 1986 г. не было аэровокзала, хотя летали Як-40 и Ан-24, поэтому пассажиры проходили регистрацию на рейсы в городе. Из рубцовской газеты "Коммунистический призыв" от 29 февраля 1964 г.: "В городе открывается новый аэровокзал. Расположен он по ул. Тракторной в доме № 24 (1947 г. постройки). В аэровокзале пассажиры смогут приобрести билеты на самолёты, направляющиеся в любой пункт нашей Родины. К самолету пассажиры доставляются в специальном автобусе" (источник).

В дальнейшем регистрация пассажиров производилась в агентстве воздушных сообщений на пр. Ленина, 57 в доме 1977 года постройки - см. современное фото этого здания.


Свердловск (Екатеринбург)
Сначала свердловский гораэровокзал находился в здании по адресу Театральный переулок, 2. Из свердловской газеты за 16 августа 1961 г.: «Вчера после реконструкции помещения открылся городской аэровокзал по Театральному переулку. В нём пассажиры, вылетающие на Юг, проходят регистрацию, взвешивают и сдают багаж с тем, чтобы уже без чемоданов на автобусах-экспрессах отправиться в аэропорт прямо к посадке в самолёт. Это создаёт пассажирам дополнительные удобства и экономит их время». 16 сентября 1961 г.: "Пока с нового аэровокзала можно зарегистрироваться и сдать багаж на 5 рейсов - №477 и №581 до Адлера, №38 и №50 до Москвы, №660 до Тбилиси через Куйбышев – Минеральные Воды."
Гораэровокзал в 1-й половине 1980-х гг.:


В 1984 г. свердловский гораэровокзал переехал в новое здание по адресу ул. Большакова, 99А. На переднем плане - сегмент касс Аэрофлота, а справа в кадр попала часть аэровокзала (на его крыше еле различима вывеска "Аэровокзал"):



Севастополь
Севастопольский гораэрорвокзал планировалось построить в комплексе с ж/д вокзалом в Карантинной балке и доставлять зарегистрированных пассажиров в симферопольский аэропорт поездами (расстояние - 82 км.), однако это так и не было осуществлено (источник).


Ставрополь
С 1963 по конец 1960-х гг. регистрация пассажиров на рейсы производилась в горагентстве по адресу ул. Советская, 1. В 1989 г. планировалось расположить гораэровокзал в строящемся доме по адресу ул. Ленина, 347, но строительство дома затянулось до середины 1990-х гг. и аэровокзал в нём так и не был открыт (источник).


Ташкент
Из советского путеводителя "По улицам Ташкента" 1965 г.:
"На пересечении улиц Ш. Руставели и Саперной вырастают светлые корпуса гостиницы «Интурист», рассчитанной на 750 мест. Напротив гостиницы поднимается стройный корпус девятиэтажного жилого дома башенного типа, спроектированный архитекторами Г. 3. Александрович и С. Беркович. Это будет первый в сейсмической зоне дом, собранный из каркаснопанельных конструкций. Первый этаж здания займут кассы аэрофлота, кафе, отделы бытового обслуживания; отсюда на специальных автобусах пассажиры будут доставляться прямо к самолетам".
Здание ташкентского горагентства было введено в строй в 1966 г. (подробнее).



Тбилиси
Тбилисский гораэровокзал открылся в 1963 г. на площади Шота Руставели (подробнее):



Томск
С 1965 г. пассажиры, вылетавшие за пределы Томской области, оформлялись на рейсы в горагентстве. По-видимому, с этого времени аэровокзал старого аэропорта "Каштак" стал использоваться для обслуживания только пассажиров местных рейсов:

Несмотря на открытие в конце 1967 г. нового аэропорта "Богашево", регистрация пассажиров в томском горагентстве производилась и после этого - в материале за июль 1969 г. всё ещё упоминались спецавтобусы для доставки пассажиров от горагентства к трапу самолёта.

В середине 1970-х гг. планировалось разместить гораэровокзал в 9-этажном доме по ул. Красноармейской, однако это не было реализовано. Из томской газеты "Красное знамя":
 
Последнее редактирование:
Хабаровск
Хабаровский гораэровокзал находился в 5-этажном доме 1963 г. постройки по адресу ул. Вокзальная, 5 (теперь - Амурский бульвар,5) - подробнее.



Харьков
В конце 1970-х гг. в Харькове планировалось построить гораэровокзал - цитата из краткого справочника "Харьков" (1978 г.):



Челябинск
Сначала челябинский гораэровокзал находился в в 9-этажном доме 1957 г. постройки по адресу площадь Революции, 1:


В 1976 г. челябинский гораэровокзал переехал в новый 9-этажный дом по адресу проспект Ленина, 28:
15 декабря 1977 г. Челябинский городской аэровокзал. Клипиницер Борис Фотохроника ТАСС:



Чимкент (Шымкент)
Гораэровокзал был открыт в начале 8-й пятилетки (1966—1970 гг.), источник - газета "Рассвет коммунизма" №9/1970 г.. Находился он в доме по адресу ул. Желтоксан, 4:
 
Последнее редактирование:
Известно, что гораэровокзал Петропавловска-Камчатского, открывшийся в апреле 1988 г., находился на проспекте Карла Маркса - в расписании 1991 г. упоминается это здание, однако не дан точный адрес:


Адрес бывшего петропавловского гораэровокзала нашёлся на сайте "Дальневосточного авиационного агентства" образца 2008 г. - проспект Карла Маркса, 31.

Бывший петропавловский гораэровокзал в 2013 г.:



Гостиница "Петропавловск", открывшаяся одновременно с гораэровокзалом:
 
Последнее редактирование:
"Для удовлетворения увеличившегося спроса жителей города на авиационные перевозки и лучшего обслуживания пассажиров в 1987 г. было открыто новое здание городского агентства на проспекте Первостроителей с подключением его к автоматизированной системе продажи и бронирования билетов «Сирена-2»." АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт»
 
Когда в Красноярске закрылся аэропорт Северный, там тоже хотели сделать городской аэровокзал. Но это не получилось. В результате туда перенесли автовокзал из центра города. С некоторой натяжкой можно считать, что в качестве аэровокзала одно время использовались кассы ЦАВС на Предмостной площади. Когда "Трансаэро" летала из Красноярска в Москву, оттуда специально к рейсу отправлялся автобус в аэропорт. Пассажиров возили бесплатно.
 
Первый челябинский гораэровокзал находился по адресу площадь Революции, 1 - см. фото 1966 г., на котором запечатлена посадка в автобус авиапассажиров (Площадь Революции в Челябинске):


О начале строительства в Челябинске нового городского аэровокзала на проспекте Ленина (из газеты "Челябинский рабочий" 1972 г.):


Второй челябинский гораэровокзал по адресу проспект Ленина, 28 (ZAVODFOTO / История городов России в фотографиях: Челябинск (из Архив Юрия Сергеева)):




Примеры, когда аэровокзалы старых аэропортов приспосабливали под пункты регистрации авиапассажиров, отправлявшихся из других аэропортов:

Казань - Цитата с forum.tr.ru: "В КЗН при строительстве нынешнего "Международного аэропорта Казань" некоторые время не было Терминала, поэтому пассажиры проходили регистрацию в Старом аэропорту (нынешний центре города), который окончательно прекратил свою существование в начале 21 века (в 2004 году на летном поле еще стояли самолеты аэроклубов)".

Караганда - Цитата с forum.tr.ru: "В Караганде в 1983-85 гг. на все рейсы, вылетающие из нового а/п, регистрация была только в старом а/п, находящнмся в черте города, так как в новом ещё не был построен пассажирский терминал, пассажиров везли на Икарусах прямо к самолётам. Из старого летали тлько Ан-24 и Як-40. Потом (в конце 80х) после полного прекращения полётов старый а/п использовался в качестве гораэровокзала".

Минск - Цитата с forum.tr.ru: "В Минск-2 построили только полосу, и возили автобусами от старого а/п. Самый большой идиотизм был с обратными рейсами в Минск. Из автобусов высаживали где-то в районе пл.Победы. Просто подъезжал автобус из а/п и выгружал пассажиров. Понятно, что никакой информации о прибытии/задержке там не было".

Сумы: при вводе в строй нового сумского аэропорта аэровокзал планировали построить позднее, а на первых порах решено было доставлять пассажиров на автобусах из старого аэровокзала или даже от агентства "Аэрофлота" на Петропавловской, 76 (подробнее: Сумской аэропорт может обрести второе дыхание).
 
Последнее редактирование:
В телефонном справочнике Архангельска за 1978 г. обнаружилась такая запись: "ул. Энгельса, 116, агентство воздушных сообщений — городской аэровокзал".

Здание бывшего архангельского гораэровокзала по адресу ул. Воскресенская, 116 (в 1993 г. улице было возвращено её историческое название):

 
Из справочника "Улицы города Горького" 1972 г. (в 1990 г. Горький переименовали в Нижний Новгород):


Горьковский гораэровокзал располагался в доме 1967г. постройки по адресу проспект Ленина, 7. Фото этого здания во время строительства метро (октябрь 1979 г.):


На обоих торцах здания висели вывески "Аэровокзал":


Теперь это здание выглядит так (по-видимому, после того как здесь перестали регистрировать пассажиров на рейсы и остались только авиакассы, повесили вывески "Аэрофлот"):






В том же справочнике упоминалось, что в районе Московского ж/д вокзала планируется построить новое здание аэровокзала:
 
Последнее редактирование:

Автобусы-экспрессы в аэропорты у нас традиционно отправлялись из Северного. Сначала в Емельяново, а потом и в Черемшанку. Это продолжалось и после того, как Северный закрыли. А вот регистрации, по-моему, там не было. В смысле, была, но только на рейсы, вылетающие из Северного, когда он работал.
 
Последнее редактирование:
Из путеводителя по Оренбургу 1977 г.:


Оренбургский гораэровокзал с авиакассами располагался в пристройке (на переднем плане) к средней 5-этажке на заднем плане, построенной в 1972 г. Представительсво ПАО «Аэрофлот» в Оренбурге открылось здесь не так давно - в 2012г. Также в этом месте находится ООО «Центральное агентство воздушных сообщений» (ЦАВС) :


5-этажный дом на переднем плане и пристройка к нему образуют здание по адресу Туркестанская, 11; далее (аналогичным образом) - Туркестанская, 9 и Туркестанская, 7:


На фотографии 1976-1977 гг. видно, что изначально фасады пристроек были с окнами, а не со сплошным остеклением:


Фото соседней пристройки, сделанное до её реконструкции: примерно так же выглядел и фасад оренбургского гораэровокзала:
 
Последнее редактирование:
В памятках 2-й половины 1960-х гг. упоминалось, что в крупных городах регистрация пассажиров производилась не только в гораэровокзалах, но и в центральных агентствах воздушных сообщений:


Одно из таких агентств находилось в Киеве по адресу бульвар Шевченко, 66. Из буклета "В Москву из Киева самолётом":


Иногда это агентство называют городским аэровокзалом:


Агентство на бульваре Шевченко в 1968 г.:


1978 г.: вид на здание агентства со стороны площади Победы:


Тот же год:


1982-1983 гг.: изображение самолёта на крыше здания заменили на цифры года окончания Великой Отечественной войны:


1985 г.: на фасаде агентства заменили вывески:
 
Последнее редактирование:
В этой теме уже упоминался первый свердловский гораэровокзал, открывшийся 15 августа 1961 г. по адресу Театральный переулок, 4:


В 1984 г. свердловский гораэровокзал переехал с Театрального переулка в новое здание по адресу ул. Большакова, 99А. Страница буклета "Первое метро Урала" (1995 г.):


На переднем плане - сегмент касс Аэрофлота, а справа в кадр попала часть аэровокзала (на его крыше еле различима вывеска "Аэровокзал"):


Здание целиком: авиакассы занимали центральный сегмент здания, аэровокзал - ближний сегмент (в совокупности эти два сегмента 140 м. в длину, а вместе с дальним сегментом длина здания достигает 200 м.):


Сегмент бывшего аэровокзала:
 
Бакинское агентство Аэрофлота располагалось в угловом доме, западная сторона которого (на фото - слева) имела адрес проспект Ленина, 16 - там находились авиакассы, а у южной стороны здания (на фото - справа) был адрес ул. 28 Апреля, 21 - там находился городской аэровокзал. Неподалёку, на проспекте Ленина, 11, располагалось Азербайджанское управление ГА. Из Справочника пассажира 1981 г.:


Теперь проспект Ленина носит название "проспект Свободы", а улица 28 Апреля переименована в "28 Мая".


Тот же угол в 1960-е гг.:


Ещё одно фото этого здания времён СССР: на южной стене висит вывеска "Универмаг" - похоже, фото было сделано ещё до открытия здесь аэровокзала:


Сторона бывшего бакинского гораэровокзала:
 
Последнее редактирование:
В журнале "Архитектура СССР" №6/1966 г. помимо Москвы, Ленинграда, Свердловска, Баку упомянуто ещё 2 города, в которых были гораэровокзалы - Тбилиси и Магадан:


Тбилисский гораэровокзал находился на площади Шота Руставели: на фото 1967 г. он справа от памятника Руставели, за ним - здание Академии наук Грузии. Аэровокзал был обращён фасадом к площади, на крыше фасада видна вывеска "Аэровокзал" на грузинском и русском языках. В центре кадра запечатлён, по-видимому, спецавтобус, доставлявший пассажиров к самолётам:


1974 г.: на торце аэровокзала со стороны здания Академии наук была установлена вывеска "Аэровокзал" на русском:




Следующее фото - более позднее, ракурс правее: к этому времени на торце здания установили вывеску "Аэрофлот", а на фасаде - "Центральное агентство" (справа в кадр попал памятник Руставели):


За время гражданской войны в Грузии (22 декабря 1991 г. — 6 января 1992 г.) здания на площади Руставели подверглись разрушениям. К 2002 г. на месте бывшего гораэровокзала открылся ресторан Макдоналдс:
 
Даже в небольшом городе Котлас с населением около 60 тыс. человек и аэропортом, принимавшим максимум самолёты 3 класса (Як-40 и Ан-24), был городской аэровокзал. Он находился в 5-этажном доме 1971г. постройки по адресу ул. Маяковского, 27.
На фасаде - вывеска "Аэровокзал", на бортах спецавтобусов - "Обслуживание авиапассажиров" (такая же надпись была и на московских спецавтобусах во 2-й половние 1970-х гг.):


Спецавтобус на перроне котласского аэропорта:
 
В Вологде тоже производилась регистрация пассажиров в городе с их последующей доставкой к самолётам. В 1968 г. Вологда стала одним из первых провинциальных городов, которые получили взлётно-посадочные полосы для Як-40 (источник). Пассажиро- и грузопотоки были огромными. Старый аэровокзал был всегда переполнен пассажирами - в основном это были сельские жители (источник). Нынешний аэровокзал был открыт только в 1978 г.
Доставка пассажиров на спецавтобусе от горагентства к самолёту упоминается в газете "Красный Север" от 7 июня 1969 г.:


Вологодское горагентство находилось в этом доме с аркой:


 
Последнее редактирование:
"Килпъявр" — военный аэродром в Мурманской области, расположенный в 30 километрах к северо-западу от Мурманска в посёлке Килпъявр. С 1963 по 1976 гг. на этом аэродроме размещался аэропорт «Мурманск-3», где базировалась гражданская авиация Мурманска. Пассажиры проходили регстрацию на рейсы в мурманском горагентстве Аэрофлота, после чего их доставляли к трапу самолёта. В дальнейшем на аэродроме появился небольшой аэровокзал, в котором также производилась регистрация пассажиров на рейсы. Подробности из электронной книги по истории мурманского авиапредприятия, выложенной на сайте аэропорта (https://airport-murmansk.ru/upload/books/airport_mumransk.pdf):


Благодаря выложенному авиарасписанию на 1972-1973 гг. удалось установить адрес мурманского горагентства в период функционирования аэропорта "Мурманск-3" - ул. Коминтерна 9/1:


Горагентство располагалось в здании напротив мурманского ж/д вокзала - на этом фото этот дом запечатлён во время встречи Фиделя Кастро 27 апреля 1963 г.:


Здание целиком:


Открытие аэровокзала в нынешнем аэропорту Мурманска (в Мурмашах):
 
Последнее редактирование:
На сайте Мурманского аэропорта этот момент изложен неточно.
Летал из Килп-Явра пассажиром много раз в 1973-1976 годах. Регистрацию и оформление багажа не проходил ни разу в горагентстве, всегда это происходило в аэропорту Килп-Явр.
Но билеты покупал только в горагентстве, в аэропорту их почему-то не продавали.
Автобусы от агентства не помню, они ходили с площади от железнодорожного вокзала, довольно часто. К самолётам не привязывались, ходили по расписанию. Были такси.
Не отрицаю, что была и регистрация в горагентстве, но видимо не для всех рейсов.