Городские аэровокзалы

Калининградская автостанция в 1950-е гг.:


На здании была надпись "Автобусная станция":


В начале 1960-х гг. в этом здании был размещён городской аэровокзал:


Первый калининградский аэропорт "Девау" был непригоден для приёма газотурбинных самолётов Аэрофлота. При создании нового калининградского аэропорта выбор пал на военный аэродром "Храброво", в котором для реактивной авиации имелась бетонная ВПП длиной 2000 метров и рулёжные дорожки. 20 марта 1962 г. в Храброво впервые приземлился Ан-10, открыв линию Калининград-Минск-Москва. 1-ый храбровский аэровокзал был введён в строй лишь в 1970 г. - до этого вылетавшие из Храброво пассажиры проходили регистрацию только в городском аэровокзале.
Аэровокзал разместили в здании бывшей автобусной станции:


Спецавтобус привёз в аэропорт пассажиров к очередному рейсу в Москву (фото 1962 г.):


К 1969 году калининградский гораэровокзал переехал по адресу ул. Космонавта Леонова, 48-50 (новый адрес упоминался в авиарасписании того года) - это здание выглядит так:


31 января 1974 г. калининградский гораэровокзал переехал по адресу площадь Калинина, 1. Фотография 1977г.:


Под буквой "Н" вывески видны напольные весы с круглым циферблатом - похоже, в левом крыле агентства был зал ожидания и производилось оформление пассажиров на рейсы, а в правом - продавались авиабилеты:


Регистрация пассажиров производилась в городе вплоть до открытия в аэропорту Храброво 2-го аэровокзала (1979 г.).
 
Последнее редактирование:

Дом, в котором находился ленинградский гораэровокзал 1970-х гг. - угловой, он располагается по адресу ул. Большая Морская, 13/Кирпичный переулок, 3. Входы в помещение аэровокзала имелись с обеих улиц, но основной был со стороны Кирпичного переулка (справа, под знаком "Въезд запрещён"):


В фильме "Внимание! Начинается посадка" (1968 - 1972) в кадр попал вход в аэровокзал со стороны Большой Морской:


Спецавтобус с пассажирами выезжает с Кирпичного переулка и, не останавливаясь, проезжает мимо входа на Большой Морской:


На скриншоте снизу - вход со стороны Кирпичного переулка: именно здесь когда-то производилась посадка зарегистрированных пассажиров в спецавтобусы. Для нового гораэровокзала выбрали место с гораздо менее интенсивным дорожным движением, чем возле 1-го здания на Невском проспекте, и вместе с тем находящееся в непосредственной близости от него (здание на Невском - на заднем плане):


Здание Аэрофлота на Невском проспекте, 7/9 (в 1960-е гг. - гораэровокзал, впоследствии - ЦАВС):


Спецавтобус на перроне ленинградского аэропорта (кадры из фильма "Внимание! Начинается посадка"):


Автобус-экспресс на привокзальной площади перед пассажирским павильоном 1968 г. (из того же фильма):


О проекте строительства в Ленинграде здания гораэровокзала на площади Мира (1970-1980-е гг.)
 
Последнее редактирование:
С Мешка: хотя карточка уже российского периода, на ней всё ещё обозначено место на Кирпичном переулке - "в аэропорт": либо к тому моменту там всё ещё работал гораэровокзал, либо от него осталось лишь отправление автобусов-экспрессов в аэропорт:
 
Ещё одно подтверждение: незаполненный бланк билета Дальневосточного УГА со штампом "Владивостокский гораэровокзал":
 
Ещё один билет, оформленный во владивостокском гораэровокзале в 1976 или 1977 гг.:


К 1980 г. владивостокский гораэровокзал был преобразован в ТАВС, территориальное агентство воздушных сообщений (см. штамп):


Газетный материал о переименовании барнаульского гораэровокзала в горагентство:


Хотя с 1974 г. в Барнауле не было городского аэровокзала, название близлежащей остановки "Аэровокзал" просуществовало по крайней мере до 2004 г. - с неё начинался маршрут автобуса №112, следовавшего из центра города в аэропорт:


Барнаульский гораэровокзал открылся в 1963 г. по адресу проспект Ленина, 58:




В 1965 г. аэровокзал переехал в новый 5-этажный дом по адресу ул. Советская, 4:
 
Последнее редактирование:
Городской аэровокзал также был в г. Орджоникидзе (теперь - Владикавказ). Из книги В. Г. Цабаева "По Военно-Грузинской дороге. Путеводитель" (1971г.):

Теперь здание по этому адресу выглядит так (за прошедшие годы нумерация домов могла измениться):


Из "Справочника пассажира" 1973 г.:


К 1989 г. орджоникидзевское агентство воздушных сообщений переехало в другое здание:
 
Несколько уточнений по ленинградскому гораэровокзалу.

В 1969 г. аэровокзал всё ещё находился по адресу Невский проспект, 7/9:


К 1971 г. ленгораэровокзал переехал на Кирпичный переулок, там всё ещё производилась регистрация пассажиров на рейсы:


В апреле 1973 г. был введён в строй аэровокзальный комплекс "Пулково-1". Судя по упоминанию в рекламе снизу "регистрация билетов и оформление багажа производятся только в аэропортах", от ленгораэровокзала на тот момент осталось только название:


P.S. Аэропорт "Смольное" - это Ржевка.
 
Маршруты автобусов-экспрессов от ленинградского гораэровокзала на Кирпичном переулке в аэропорты Пулково и Смольное (1976 г.):


 

На Госкаталоге появились изображения конкурсного проекта ленинградского гораэровокзала, который планировали построить на Сенной площади. Авторы проекта - архитекторы Е.М. Рапопорт, Г.А. Васильев, А.Л. Левханьян и др. Сверху слева - план первого этажа аэровокзала: в задней части здания изображено 6 выходов на посадку в спецавтобусы, чередующиеся с 6 служебными помещениями для приёма багажа. Сверху справа - план 2-го этажа: крыша выходов на посадку должна была выдаваться за пределы здания, образуя над стоянкой спецавтобусов своеобразный козырёк от непогоды. Ниже - фасад аэровокзала:


Планы 3, 4 и 5 этажей аэровокзала:
 
Последнее редактирование:

В продолжение темы аэровокзала во Владивостоке...
В приложении "Вестник" к владивостокской газете "Красное знамя" за 11-04-1973 есть маленькое объявление. Приложить фото форум сейчас не позволяет, но процитирую:
"Городской аэровокзал (ул. Посьетская,17) производит регистрацию билетов и оформление багажа на все рейсы за исключением местных воздушных линий. Регистрация начинается за 2 часа 50 минут и заканчивается за 1 час 50 минут до отправления самолета"
 
Последнее редактирование:
может быть в 1973 году был аэровокзал на Посьетской, но в 80 годах там было только простое аэроагенство с кассами. Автобус в аэропорт отходил от ж.д. вокзала №101, ходил круглосуточно, ночью реже, днем чаще. Аэровокзал собирались строить возле автовокзала на Второй Речке, и его построили, но аэровокзал так и не поселился там, но это уже другая история.
 
Бывший Гораэровокзал Аэрофлота в Рубцовске Алтайского края. Сейчас МУП "РКЦ", фото 2023 года.

Говорят, что от него ходил автобус в аэропорт.

 
Из брошюры Аэрофлота "Дальний Восток", 1973 год. Хабаровск.

Не понял только, по какому адресу в 1973 году гораэровокзал был, что за 20 минут до аэропорта можно было доехать. Амурский, 5? Это же весь город надо проехать.