Дмитрий Борисович, однозначно ответить на этот вопрос не могу. Разве что поразмышлять.
Спасибо, Ян Валерьевич!
Я вот тоже поразмышлял и не понял ход рассуждений разработчиков.
Переделка Ил-12 в транспортно-десантный оформлена постановлением СМ СССР. А постановление готовит заказчик, т.е. ВВС.
Таким образом отсутствие штурмана было требованием заказчика. А потом он же пишет замечание об отсутствии штурмана и требует оборудовать для него рабочее место.
Допускаю как вариант, что оборудование места штурмана усложняло или удлиняло сроки переоборудования, поэтому поначалу договорились сделать два самолёта без него.
А уж потом, выполнив постановление СМ СССР, занялись штурманом.
Ещё может быть, пофантазирую, ВВС могли планировать использование Ил-12 только группами. Буксируя при этом планеры.
В этом случае им мог придаваться лидировщик.
Интересно, Ли-2 военно-транспортной авиации или буксировщики планеров были без штурманов?