1. ...как менялись самолеты, с выводом на ТО в Пулково?
2. Какими маршрутами они летали домой?
3. Какими были китайские аэропорты 1990х?
4. Чем запомнились китайские пассажиры?
1. Самолеты менялись примерно через 300 летных часов. В Китай прилетал свеженький самолет с новой командой , а машина , которая работала до него , буквально через пару тройку часов улетала на базу на тяжелую форму. По возможности , команды старались менять не сразу полностью , а частично, чтобы вновь прибывшие переняли все особенности работы у тех кто уже съел не одну китайскую собаку
В Китае работали самолеты 86050, 86061, 86063, 86073 это то что знаю точно. Может работали и 86060 и 86070, я сейчас уже не помню.
В наш заезд , заводской представитель по двигателям НК-86( я забыл упомянуть о нем говоря о команде, а их тоже брали с собой),при осмотре турбины нашел подозрение на трещину. И уже к следующему утру в Шеньян с базы пригнали резервный самолет,а наш борт, после того ,как на неисправный двигатель установили спецзаглушку, улетел домой на трех двигателях. Кстати на базе,подозрения не подтвердились, трещины не было, но в этих условиях было лучше перестраховаться.
Говоря о команде, я совсем забыл упомянуть расшифровщика полетной информации, который тоже был в штате группы и имел всю необходимую аппаратуру для расшифровки и анализа полетной информации, которая выполнялась после каждой посадки в базовом аэропорту Шеньян или Харбин,в зависимости откуда работал самолет.
2. Топливо заливали по пробки и летели пустые без посадки, кажется 9 часов. Исключение составляли, сам меняющийся персонал и увозимые домой неисправные запчасти (колеса, блоки , агрегаты). На перелет самолет заправляли по особой схеме. Сначала полностью заправляли фюзеляжный пятый бак, после этого открывали краны крыльевых баков 1А, 1, 2, 3, 4, 4А , обесточивали самолет и качали пока не закроются механические клапана ограничения заправки. Так влезало примерно 92 тонны керосина. Иногда заправляли и через верхние пробки заправочным пистолетом. Главное было , после взлета не делать ни каких резких кренов , иначе все это залитое сверху улетало в дренаж и в воздух.
Правда сказать , был случай когда задувал сильный встречный ветер и пришлось делать промежуточную посадку на дозаправку.
3. Аэропорты были разные, меня , по своим масштабам, больше всего тогда впечатлил Пекин. Еще больше он меня впечатлил спустя 20 лет , когда мы выполняли регулярный рейс через Новосибирск. Так же был серьезный аэропорт в Шанхае. В Гуанчжоу , Даляне и Харбине - так , не очень большие терминалы, которые мне как то и не очень запомнились. В Гуанчжоу успевали сбегать на маленький рынок и затарится огромными ананасами, бренди, фирменными сигаретами и копеечными лазерными дисками с музыкой.
В те времена , на наших перронах был не очень качественный асфальт, в то время , как китайские аэропорты отличались почти идеально забетонированными покрытиями и различной современной аэродромной техникой , в большинстве своем , китайского производства. Они и вправду не парятся и не рассуждают , лучше или хуже их китайское оборудование, чем немецкие и американские аналоги, они просто делают его и работают им и с каждым годом оно становится надежнее и качественней. Как то мы пожаловались, что на определенных стоянках , наши двигатели стали жрать бетонную крошку. Китайская сторона оценила проблему и устранила ее в кратчайший срок. Два китайца, один с ручным зубилом, другой с кувалдой, долбили размеченные квадраты бетона на глубину сантиметров 30 не меньше. Потом все это вывозилось и заново заливалось бетоном. Кто не успевал днем, работал с лампочкой до поздна.
Можно сказать одно, в то время, китайские аэропорты и техника работающая на них, конечно были круче, чем то что мы привыкли видеть в СССР, начала 90х.
4. Китайские пассажиры, на посадке через наши штатные трапы , всегда создавали толпу и толкучку , это похоже их национальное , в полете же, я не помню, что то такого необычного и каких то отличий от нашего брата. За время двух командировок, я не припоминаю ни каких проблем с пассажирами и присутствие какой то неуправляемой пьяни на борту.