Истории авиации Новосибирска и ЗСУ ГА

avro

Старожил
Решил такую ветку завести.

...В апреле 1956 года грунт аэродрома Новосибирского аэропорта так размок, что руководство ЗСУ ГВФ приняло решение (с согласия ВВС и ПВО) принимать самолеты и выпускать в полет с аэродрома в Толмачево. Нас привозили сюда утром на машине и увозили вечером. Самолеты Ил-12 и Ил-14 взлетали и производили посадки на одну из двух бетонных взлетно-посадочных полос (они были расположены под углом 50-60 градусов), а на другой мы выполняли техническое обслуживание после полета и перед вылетом. Тогда на западной стороне этого аэродрома строилась «громадная» взлетно-посадочная полоса. Это было мое первое знакомство с современным аэродромом Толмачево.

...рассказывает ветеран труда СССР, ветеран ЗСУ ГА, ветеран Толмачевского аэропорта, отличник Аэрофлота, депутат трех созывов Обского Совета депутатов, инженер-инспектор по безопасности полетов авиакомпании «Сибирь» Ю.В. Мурашев.

http://vn.ru/index.php?id=31623

Два научных текста одного автора по истории ЗСУ ГА

http://oaji.net/articles/2015/561-1422258117.pdf

http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/12/istoriya/sycheva.pdf
 
Из книги "40 лет ГВФ", 1963 года.

Купало - командир 204 отряда Ту-104 в Толмачево. Входил в состав Коллегии МГА. Участник Финской и Великой Отечественной (Ил-4). Летал на АНТ-9 в Новосибирске до войны. Позже будет интервью с ним. Почему-то я его в инете не публиковал. Умер Виктор Маркович на 97 году...

 
Амундсен в Новосибирске.

«Руал Амундсен очень интересовался развитием русского северного мореплавания и установлением воздушных рейсов вдоль Ледовитого океана, — писала газета. — Узнав, что русские летчики только что совершили полет на остров Врангеля, Амундсен сказал:

— Мне хочется верить, что недалеко то время когда русские установят правильное пассажирское почтовое и воздушное сообщение через северные моря, и такие рейсы будут гораздо безопаснее пароходных экспедиций по полярным морям».

В 1927 году в Советском Союзе готовился перелет по маршруту Москва — Токио. Самолет должен был делать посадки в Новосибирске, Красноярске и Иркутске. Воспользовавшись моментом, корреспондент узнал мнение Амундсена по этому вопросу:

— Как вы думаете, возможно ли в скором времени установить прямые перелеты по маршруту Ленинград — Токио?

— Конечно. Для этого нужны, между прочим, смелые и опытные летчики, которых у вас достаточно. Мое мнение: воздушные рейсы через Сибирь будут гораздо безопаснее, чем воздушные рейсы через Атлантический океан. Однако ввиду огромных пространств прямые перелеты будут первое время затруднительны, и вам необходимо приступить сейчас же к постройке аэродромов, к техническому усовершенствованию которых так лихорадочно теперь стремится Америка после полетов Бирда, Линдберга, Чемберлина и других.

http://vn.ru/index.php?id=99183

ПС. Что за перелет 1927 года в Токио, пока не понял.
 
Что за перелет 1927 года в Токио, пока не понял.
Известный перелёт.

АНТ-3 «Наш ответ», 20 августа - 22 сентября 1927 г., С.А. Шестаков,Д.В. Фуфаев
Москва – Сарапул – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Верхнеудинск – Чита – Нерчинск – Благовещенск – Спасск – Наньян – Окаяма – Токио и обратно

22000 км, 153 ч лётного времени.



Перелёт будет подробно описан в статье Ковалёва в следующем сборнике "Легенды и мифы авиации", издательство "Русские Витязи"
 
Последнее редактирование:
Два научных текста одного автора по истории ЗСУ ГА
Забавно: в научной работе по первой ссылке приводится структура авиационных отрядов ЗСУ ГА. Подчистую скопирована с нашего форума из этой ветки
http://aviaforum.ru/threads/struktura-sistemy-aehroflota-v-70-80-e-gody.26240/
Даже имевшаяся ранее у нас ошибка с не существовавшим Горно-Алтайским ОАО в работу перенесена.
Автор, кстати, в списке использованной литературы Авиафорум не указал, хотя ссылается на Гос. архив Новосибирской области, где он бы мог найти всю эту информацию в 100% достоверном виде
 
Четыре разных истории авиационного Новосибирска времен войны в Северном.

Одна из них: ...Однажды через Новосибирск в США летел Молотов.

[Из инета: Весной 1945 года на первую организационную конференцию по подготовке начала работы ООН в Сан-Франциско летел по сибирской линии с остановкой в Марково нарком иностранных дел Молотов.]

Летел он на большом 4-моторном самолете [Видимо, Пе-8, на котором он уже в США в 1942 году летал через Атлантику, есть книга с описанием этого перелета 1942 года, а вот про перелет 1945 год пока ничего не нашел]. В полете отказала радиостанция. У нас тогда работал Александр Корнеич Феоктистов. Он снял радиостанцию, отнес в лабораторию…(хотя что такое тогда называлось лабораторией, сложно сказать, у нас нормальная лаборатория появилась наверно не раньше 1960х). В общем, за ночь он ее отремонтировал. И самолет полетел дальше с исправной станцией.

Про Новосибирск-Северный во время Великой Отечественной.

В части перегонов интересно - почему в Новосибирске была ночевка, если базовым городом для перегона был соседний Красноярск...

http://avro-live.livejournal.com/113006.html

UPG. Нашел еще одно упоминание: "Молотов летал через и через Якутск в США. Только было это в апреле 45-го года. И летел он в Сан-Франциско на относительно комфортном Дугласе С-54 (DC-4), а не бомбере Пе-8"

http://forum.ykt.ru/viewmsg.jsp?id=23836092
 
Последнее редактирование:
avro, Молотов в апреле 1945 года на конференцию летел на американском четырехмоторном транспортном самолете С-54, специально выделенном для этой цели ВВС США. Обратно же делегацию доставили экипажи 8-го транспортного авиаполка на С-47.
а вот про перелет 1945 год пока ничего не нашел
Прочитать про перелет и посмотреть фотографии можно в сборнике Прянишникова В.И. "Аляска - Сибирь - фронт" - М.: 2005.
 
Василий Гоголев, выходит, новосибирец американскую радиостанцию починил? Реально, про полет Молотова на американском ВС ничего не слышал. Если у Вас есть эта книга, можете скан пары страниц про перелет выложить?

И нет ли там фамилии Руднев среди перегонщиков?
 
Последнее редактирование:
Из истории ЗСУ (из книги по истории авиации Новокузнецка 2002 года):

Первый Ми-8 в Новокузнецке появился 22 мая 1967 года. Первый КВС - Шишкин. (в апреле парк местного авиаотряда был перебазирован на новый аэродром Спинченково, ныне действующий). Летом 1967 был получен первый Ми-2. До этого уже эксплуатировались Ми-1 и Ми-4.
 
Выходит так.
Перегонщика по фамилии Руднев в книге нет.

Цитата про перелет Молотова, стр. 209:
Фотографии С-54 и Молотова в Якутске:
 
Про Новосибирск-Северный во второй половине 1950-х. Из воспоминаний начальника АТБ.

...В Северном у нас было в 1956 году четыре Летных отряда:

114 ЛО – примерно 15 штук Ил-14
115 ЛО – примерно 15 Ил-12
116 ЛО – спецавиация - Як-12, Ан-2, Ми-1 и Ми-4.
6 ЛО – аэрофотосъемка - Ан-2 и Ли-2.

Аэропорт тогда работал круглосуточно. Перестали у нас ночью летать уже в 1970х. Когда руководство Заельцовского района Новосибирска вышло на городское руководство и выше, что шума много, не дают самолеты людям отдыхать. Ил-14 зимой особенно, в морозы, шумел-то здорово.

...Была в аэропорту столовая. Мы туда все ходили. Полуподвальное помещение. Там регулярно обедали городские таксисты. Постоянно там машины стояли. ЗиМы. Ну вот я однажды договорился с таксистом, и с девушкой мы поехали в кино, в кинотеатр «Победа», это самый центр города. Была уже почти зима. Вечер. Выходим мы из кино, а такси нет. Автобусов тоже нет. На улице минус 27. Что делать…

Подробнее:

http://avro-live.livejournal.com/114315.html
 
Из уже опубликованного ранее - про полеты на Юнкерсах-52 в Новосибирске, от Кузбасса до Салехарда и Москвы.

...Все обозначения в кабине самолета были на немецком языке. Подробной техдокументации и большого количества запчастей тоже не было. Только после окончания войны большое количество двигателей и запчастей к самолету были вывезены в СССР из самой Германии, так что со снабжением стало чуть лучше.
Наши умельцы-авиатехники поддерживали летное состояние трофейных машин как могли, хотя бывали при этом и разные неприятности. Часто в полете или на земле выходили из строя двигатели. Когда я только начинал летать на Ю-52 в 1943 году, на нашем самолете в Казахстане на стоянке загорелся, выгорел и отвалился один двигатель. Пришлось перелетать домой на двух оставшихся. Затем полет на двух вообще стал почти штатной ситуацией.
В 1946 году была попытка установить на Ю-52 два советских двигателя АШ-62 с Ли-2 по 1000 л.с. каждый (против 550 л.с. у BMW). Установка новых моторов проходила в Алма-Ате. Был там на переоборудовании и наш самолет, из Новосибирска. На обратном пути в горной местности он попал в грозу и разбился под Талды-Курганом, весь экипаж погиб. После этого АШ-62 ставить не стали, и до списания Юнкерсы у нас летали на немецких моторах.

http://avro-live.livejournal.com/42004.html
 
Последнее редактирование:
Гончаренко Г. Крылья аэроклуба.Документальная повесть. М. ДОСААФ 1982г. 144 с. Бумажная обложка, обычный формат.

Книга посвящена воспитанникам Новосибирского аэроклуба ДОСААФ. Главная героиня повести Марина Васильева (Попович) - летчик-испытатель, освоившая десятки новых типов самолетов различных классов. Автор затрагивает вопросы, связанные с развитием и совершенствованием отечественной авиации.

(Сам книгу эту не видел).
 
Пусть повтор на форуме, но в этой ветке не было.

Как утилизировали Ту-104 в Толмачево

...Была вырыта траншея, для безопасности людей. Она была примерно в полроста глубиной. Там можно было нагнуться или присесть на время взрыва. Всего было нас человек 12-15 – техническое руководство ЗСУ и АТБ авиаотряда, и специалисты, которые обеспечивали эту операцию...

http://avro-live.livejournal.com/82094.html

Фото Бориса Семенова.

 
Городской аэропорт мог быть по документам "гарнизоном ГВФ"?