Corvus
Старожил
"Узаэронавигация: вспомним, как это было"
Статья из журнала "Аэронавигация" № 6, декабрь 2009 года, с. 56-60.
Полный текст тут:
После окончания второй мировой войны перед гражданской авиацией Узбекистана и ее ведущей тогда службой связи встали новые, еще более сложные задачи по развитию и реконструкции средств связи и радиообеспечения полетов. Необходимость срочного решения этих задач определялась следующими основными факторами:
1.Оборудование радиосвязи морально и физически устарело.
2. Становление и развитие регулярного пассажирского авиасообщения на союзной трассе, связывающей Ташкент с Москвой, потребовало особого внимания к повышению регулярности и безопасности полетов, что в свою очередь требовало оснащения трассы (в том числе и ее узбекского участка от Ташкента до Актюбинска средствами радионавигации), а затем и радиотехнических и светотехнических средств посадки самолетов. Внедрение этого оборудования позволило уменьшить зависимость полетов от времени суток и метеоусловий.
3. Задачи развития народного хозяйства республики потребовали ускоренного развития внутриреспубликанских авиасообщений. К 1946 году в основном сложилось областное деление республики и в каждом областном центре необходимо было строить или развивать существующие аэропорты, оснащать их средствами радиосвязи, обеспечивающими регулярные пассажирские перевозки.
4. Повышение интенсивности полетов вызвало внедрение элементов управления воздушным движением, появление в аэропортах зачатков органов управления воздушным движением, что потребовало еще большего развития радиосвязи как между аэропортами, так и выделения отдельных каналов радиосвязи с самолетами в аэропортах, где создавались органы УВД.
Главными особенностями указанного периода были:
1. Начало коренной реконструкции существовавших в республике радиообъектов гражданской авиации и бурное увеличение их количества в связи с развитием аэропортов и установлением регулярного авиасообщения в сторону Москвы, соседних республик, а также и внутри Республики.
2. Приход в службу связи и радионавигации радиоспециалистов из ВВС и других родов войск. Эти специалисты
далеко не всегда имели специальное образование, так как готовились в армии для своих нужд, но в большинстве своем имели необходимый минимум знаний и большой опыт эксплуатации современной для того времени радиоаппаратуры. Эти специалисты составили костяк личного состава службы в 40-е и 50-е годы. Некоторые из них позже долго, а кое-кто и на всю жизнь, связали свою судьбу с гражданской авиацией, службой радионавигации и связи в частности.
Техническая база службы связи гражданской авиации, имевшаяся к концу войны, была явно недостаточной. Сеть станций во время войны практически не расширялась, кроме радиоцентров на московской трассе (Ташкент, Туркестан, Джусалы, Актюбинск), имелось небольшое число радиостанций в аэропортах и горных районах в Самарканде, Андижане, Нукусе, Ургенче, Термезе, Чарджоу, Дарганата, Милютинской, Бойсуне, Мугораджах и еще некоторых пунктах. Все радиоцентры и радиостанции были оснащены аппаратурой 30-х годов, как правило, без резервных комплектов. Не было внешнего электропитания – радиостанции и радиоприемники питались от аккумуляторов, для зарядки которых использовались зарядные бензоэлектрические агрегаты. Имевшиеся в крупных аэропортах несколько радиопередатчиков средней мощности также питались от индивидуальных бензоэлектрических агрегатов. Но и такой техникой во время войны служба практически не пополнялась, да и она уже практически не выпускалась.
Сразу после войны началось поступление в ГВФ более новых типов радиостанций, которыми оснащались воинские части ВВС во время войны – радиостанции РСБ и РАФ разных модификаций, первые массовые профессиональные супергетеродинные радиоприемники УС, а чуть позже средневолновые приводные радиостанции ПАР. Эти типы оборудования, разработанные в конце 30-х годов, конечно не были последним словом техники, но все же заметно отличались в лучшую сторону от ранее применявшихся. Недостатком этой техники, предназначенной для применения в армейских условиях – это неприспособленность ее для питания от промышленной сети. Новые радиостанции по-прежнему могли питаться только от собственных бензоэлектрических агрегатов или от аккумуляторов, для зарядки которых тоже применялись бензоэлектрические агрегаты.
Из радиостанций, полученных по ленд-лизу, наиболее удачными для оснащения передающих радиоцентров были коротковолновые радиопередатчики средней мощности SCR399, значительно приспособленные для дистанционного управления, и электропитания переменным током. Для оснащения радиобюро очень удобными оказались радиоприемники, входящие в комплект SCR-399, с растянутыми поддиапазонами, что было несравнимо удобнее приемников УС. Было получено также небольшое количество 3-киловатных радиопередатчиков фирмы "Вильконс", которые были использованы для установки на передающих радиоцентрах в Ташкенте и Актюбинске и долгие годы использовались там на каналах дальней радиосвязи. Поступили, хотя и немного, средневолновые передатчики, которые использовались в качестве переводных радиостанций в Ташкенте и Актюбинске.
На первом этапе реконструкции в 1946-1947 г.г. главная работа заключалась в замене устаревшей аппаратуры на действующих радиостанциях, а также расширение сети станций путем установки их на во вновь открывающихся аэропортах. Радиопередатчики МКР-0,01 заменялись на РСБ-Ф или РСБ-3бис, МКР0,8 на РАФ (позднее они именовались РК-0,5), старые приемники 5РКУ и КУБ-4 на супергетеродины УС-П и чуть позднее на приемники КВ. Эта работа была проведена в короткие сроки, так как шла на базе действующих станций, расположенных в капитальных зданиях, имевших приличное антенномачтовое хозяйство, агрегатные и аккумуляторные помещения.
Труднее проходило оснащение новых аэропортов, которые, как правило, создавались на пустых местах и на них отсутствовали капитальные сооружения. Как это происходило, можно видеть на примере установки первой радиостанции в аэропорту Бухара. Никаких строений в аэропорту тогда не было, да и сам аэродром представлял из себя площадку длиной примерно 1000 метров, расчищенную на пустыре в окружении тугаев и камышей, подготовленную для приема самолетов Ли-2. Рядом с площадкой было арендовано несколько старых глинобитных, как тогда называли, кибиток в небольшом кишлачке. В одной из этих кибиток и была установлена радиостанция, позволившая открыть регулярные полеты в Бухару. Была установлена радиостанция РСБ-Ф, чуть-чуть остационаренная путем установки зарядного агрегата Л-3 с генератором на бетонном фундаменте, надежно были укреплены умформеры, аккумуляторы были установлены на стеллажи, антенна была изготовлена более эффективная, чем применялась в подвижном варианте РСБ-Ф, хотя подвешена была на металлических комплектных мачтах.
Так, или примерно так, происходило начало работ службы связи и на других вновь организуемых аэродромах (Карши, Наманган и др.). В связи с расширением сети аэродромов, развитием регулярных полетов внутри республики и с соседними республиками, усложнением в связи с этим схем радиосвязи, прежние схемы связи по расписанию изжили себя и могли применяться временно только для связи с отдельными радиостанциями, используемыми в основном для сбора метеоинформации или обеспечивающих только эпизодические полеты. Потребовалось открытие в аэропортах дополнительных радиоканалов связи, в том числе и отдельных каналов для связи с самолетами. Для избежания взаимных помех между каналами потребовалось разделение передающих и приемных устройств, то есть создание выделенных передающих радиоцентров, прежде всего в крупных аэропортах.
К концу войны в аэропортах на территории Узбекистана был только один, построенный в 30-х годах, передающий радиоцентр в Ташкенте и уже в первые послевоенные годы возникла необходимость строительства выделенных передающих радиоцентров в других крупных аэропортах, срочного расширения Ташкентского радиоцентра и других передающих радиоцентров аэропортов, входящих тогда в состав Узбекского управления ГВФ (Джусалы, Чарджоу, Туркестан), установки на них дополнительных радиопередатчиков и антенно-мачтовых сооружений. В 1946 году был введен в действие радиоцентр в Нукусе, зимой 1946-1947 г.г. – в Ургенче, в 1947 году – в Самарканде. Первые радиоцентры размещались в самых разных помещениях: в Нукусе – в части служебного здания, в Ургенче – в части жилого дома, а в Самарканде - старой мечети. И только позднее, уже в 50-х-60х годах для них были построены специальные здания, стационарные антенные сооружения, они пополнились более современными радиопередающими устройствами. В 50-е и 60-е годы сеть передающих радиоцентров в аэропортах продолжала расширяться, были построены ПРЦ в Карши, Фергане, Бухаре, Намангане, Коканде, Термезе. Передающие радиоцентры из числа вновь созданных оснащались в основном радиопередатчиками РАФ (позже они именовались РК-0,5) с бензоэлектрическими агрегатами Л-6 с генераторами РДН-2500. В Ургенче, Нукусе и Самарканде были также установлены по 1-2 импортных передатчика SCR-399. С подключением передающих радиоцентров к промышленной электросети передатчики РК-0,5 стали оснащаться выпрямительными устройствами завода № 408 ГВФ, а в агрегатных помещениях радиоцентров вместо бензоэлектрических агрегатов Л-6 с РД-2500 устанавливались дизельгенераторы переменного тока для аварийного электропитания оборудования радиоцентров. Сначала это были американские агрегаты, а затем стали поступать и отечественные надежные дизельгенераторы переменного тока разной мощности серии АЛД и АД.
Статья из журнала "Аэронавигация" № 6, декабрь 2009 года, с. 56-60.
Полный текст тут:
После окончания второй мировой войны перед гражданской авиацией Узбекистана и ее ведущей тогда службой связи встали новые, еще более сложные задачи по развитию и реконструкции средств связи и радиообеспечения полетов. Необходимость срочного решения этих задач определялась следующими основными факторами:
1.Оборудование радиосвязи морально и физически устарело.
2. Становление и развитие регулярного пассажирского авиасообщения на союзной трассе, связывающей Ташкент с Москвой, потребовало особого внимания к повышению регулярности и безопасности полетов, что в свою очередь требовало оснащения трассы (в том числе и ее узбекского участка от Ташкента до Актюбинска средствами радионавигации), а затем и радиотехнических и светотехнических средств посадки самолетов. Внедрение этого оборудования позволило уменьшить зависимость полетов от времени суток и метеоусловий.
3. Задачи развития народного хозяйства республики потребовали ускоренного развития внутриреспубликанских авиасообщений. К 1946 году в основном сложилось областное деление республики и в каждом областном центре необходимо было строить или развивать существующие аэропорты, оснащать их средствами радиосвязи, обеспечивающими регулярные пассажирские перевозки.
4. Повышение интенсивности полетов вызвало внедрение элементов управления воздушным движением, появление в аэропортах зачатков органов управления воздушным движением, что потребовало еще большего развития радиосвязи как между аэропортами, так и выделения отдельных каналов радиосвязи с самолетами в аэропортах, где создавались органы УВД.
Главными особенностями указанного периода были:
1. Начало коренной реконструкции существовавших в республике радиообъектов гражданской авиации и бурное увеличение их количества в связи с развитием аэропортов и установлением регулярного авиасообщения в сторону Москвы, соседних республик, а также и внутри Республики.
2. Приход в службу связи и радионавигации радиоспециалистов из ВВС и других родов войск. Эти специалисты
далеко не всегда имели специальное образование, так как готовились в армии для своих нужд, но в большинстве своем имели необходимый минимум знаний и большой опыт эксплуатации современной для того времени радиоаппаратуры. Эти специалисты составили костяк личного состава службы в 40-е и 50-е годы. Некоторые из них позже долго, а кое-кто и на всю жизнь, связали свою судьбу с гражданской авиацией, службой радионавигации и связи в частности.
Техническая база службы связи гражданской авиации, имевшаяся к концу войны, была явно недостаточной. Сеть станций во время войны практически не расширялась, кроме радиоцентров на московской трассе (Ташкент, Туркестан, Джусалы, Актюбинск), имелось небольшое число радиостанций в аэропортах и горных районах в Самарканде, Андижане, Нукусе, Ургенче, Термезе, Чарджоу, Дарганата, Милютинской, Бойсуне, Мугораджах и еще некоторых пунктах. Все радиоцентры и радиостанции были оснащены аппаратурой 30-х годов, как правило, без резервных комплектов. Не было внешнего электропитания – радиостанции и радиоприемники питались от аккумуляторов, для зарядки которых использовались зарядные бензоэлектрические агрегаты. Имевшиеся в крупных аэропортах несколько радиопередатчиков средней мощности также питались от индивидуальных бензоэлектрических агрегатов. Но и такой техникой во время войны служба практически не пополнялась, да и она уже практически не выпускалась.
Сразу после войны началось поступление в ГВФ более новых типов радиостанций, которыми оснащались воинские части ВВС во время войны – радиостанции РСБ и РАФ разных модификаций, первые массовые профессиональные супергетеродинные радиоприемники УС, а чуть позже средневолновые приводные радиостанции ПАР. Эти типы оборудования, разработанные в конце 30-х годов, конечно не были последним словом техники, но все же заметно отличались в лучшую сторону от ранее применявшихся. Недостатком этой техники, предназначенной для применения в армейских условиях – это неприспособленность ее для питания от промышленной сети. Новые радиостанции по-прежнему могли питаться только от собственных бензоэлектрических агрегатов или от аккумуляторов, для зарядки которых тоже применялись бензоэлектрические агрегаты.
Из радиостанций, полученных по ленд-лизу, наиболее удачными для оснащения передающих радиоцентров были коротковолновые радиопередатчики средней мощности SCR399, значительно приспособленные для дистанционного управления, и электропитания переменным током. Для оснащения радиобюро очень удобными оказались радиоприемники, входящие в комплект SCR-399, с растянутыми поддиапазонами, что было несравнимо удобнее приемников УС. Было получено также небольшое количество 3-киловатных радиопередатчиков фирмы "Вильконс", которые были использованы для установки на передающих радиоцентрах в Ташкенте и Актюбинске и долгие годы использовались там на каналах дальней радиосвязи. Поступили, хотя и немного, средневолновые передатчики, которые использовались в качестве переводных радиостанций в Ташкенте и Актюбинске.
На первом этапе реконструкции в 1946-1947 г.г. главная работа заключалась в замене устаревшей аппаратуры на действующих радиостанциях, а также расширение сети станций путем установки их на во вновь открывающихся аэропортах. Радиопередатчики МКР-0,01 заменялись на РСБ-Ф или РСБ-3бис, МКР0,8 на РАФ (позднее они именовались РК-0,5), старые приемники 5РКУ и КУБ-4 на супергетеродины УС-П и чуть позднее на приемники КВ. Эта работа была проведена в короткие сроки, так как шла на базе действующих станций, расположенных в капитальных зданиях, имевших приличное антенномачтовое хозяйство, агрегатные и аккумуляторные помещения.
Труднее проходило оснащение новых аэропортов, которые, как правило, создавались на пустых местах и на них отсутствовали капитальные сооружения. Как это происходило, можно видеть на примере установки первой радиостанции в аэропорту Бухара. Никаких строений в аэропорту тогда не было, да и сам аэродром представлял из себя площадку длиной примерно 1000 метров, расчищенную на пустыре в окружении тугаев и камышей, подготовленную для приема самолетов Ли-2. Рядом с площадкой было арендовано несколько старых глинобитных, как тогда называли, кибиток в небольшом кишлачке. В одной из этих кибиток и была установлена радиостанция, позволившая открыть регулярные полеты в Бухару. Была установлена радиостанция РСБ-Ф, чуть-чуть остационаренная путем установки зарядного агрегата Л-3 с генератором на бетонном фундаменте, надежно были укреплены умформеры, аккумуляторы были установлены на стеллажи, антенна была изготовлена более эффективная, чем применялась в подвижном варианте РСБ-Ф, хотя подвешена была на металлических комплектных мачтах.
Так, или примерно так, происходило начало работ службы связи и на других вновь организуемых аэродромах (Карши, Наманган и др.). В связи с расширением сети аэродромов, развитием регулярных полетов внутри республики и с соседними республиками, усложнением в связи с этим схем радиосвязи, прежние схемы связи по расписанию изжили себя и могли применяться временно только для связи с отдельными радиостанциями, используемыми в основном для сбора метеоинформации или обеспечивающих только эпизодические полеты. Потребовалось открытие в аэропортах дополнительных радиоканалов связи, в том числе и отдельных каналов для связи с самолетами. Для избежания взаимных помех между каналами потребовалось разделение передающих и приемных устройств, то есть создание выделенных передающих радиоцентров, прежде всего в крупных аэропортах.
К концу войны в аэропортах на территории Узбекистана был только один, построенный в 30-х годах, передающий радиоцентр в Ташкенте и уже в первые послевоенные годы возникла необходимость строительства выделенных передающих радиоцентров в других крупных аэропортах, срочного расширения Ташкентского радиоцентра и других передающих радиоцентров аэропортов, входящих тогда в состав Узбекского управления ГВФ (Джусалы, Чарджоу, Туркестан), установки на них дополнительных радиопередатчиков и антенно-мачтовых сооружений. В 1946 году был введен в действие радиоцентр в Нукусе, зимой 1946-1947 г.г. – в Ургенче, в 1947 году – в Самарканде. Первые радиоцентры размещались в самых разных помещениях: в Нукусе – в части служебного здания, в Ургенче – в части жилого дома, а в Самарканде - старой мечети. И только позднее, уже в 50-х-60х годах для них были построены специальные здания, стационарные антенные сооружения, они пополнились более современными радиопередающими устройствами. В 50-е и 60-е годы сеть передающих радиоцентров в аэропортах продолжала расширяться, были построены ПРЦ в Карши, Фергане, Бухаре, Намангане, Коканде, Термезе. Передающие радиоцентры из числа вновь созданных оснащались в основном радиопередатчиками РАФ (позже они именовались РК-0,5) с бензоэлектрическими агрегатами Л-6 с генераторами РДН-2500. В Ургенче, Нукусе и Самарканде были также установлены по 1-2 импортных передатчика SCR-399. С подключением передающих радиоцентров к промышленной электросети передатчики РК-0,5 стали оснащаться выпрямительными устройствами завода № 408 ГВФ, а в агрегатных помещениях радиоцентров вместо бензоэлектрических агрегатов Л-6 с РД-2500 устанавливались дизельгенераторы переменного тока для аварийного электропитания оборудования радиоцентров. Сначала это были американские агрегаты, а затем стали поступать и отечественные надежные дизельгенераторы переменного тока разной мощности серии АЛД и АД.