История униформы ГВФ

NAV

Старожил
Есть предложение (подкупающее своей новизной) открыть веточку (только чур в "Важных", что б не "уплыла"), посвященную истории униформы ГА, с момента организации и до последнего времени. Сколько ни пытаюсь это сделать для себя, общей картины не вырисовывается, все фрагментами. И если по форме ВВС России, в И-нете и книгах множество фотографий, по ГА - очень мало. Имеется ввиду только история форменного костюма и служебных знаков, БЕЗ сувенирной продукции Аэрофлота и пр.
Один товарисч, на одном форуме туманно обещал выход соотв. книги вместе с серией "Униформа Российского Военного Воздушного Флота", так до сих пор ни той книги, ни Первой части Второго тома "УРВВФ" (1935-55 гг.) нет:

http://www.ww2.ru/forum/index.php?&showtopic=24149&mode=linear

Кое что можно прочитать у Липатова, изображение кое-каких знаков можно взять у "aviafalerista":

http://aviafalerist.narod.ru/

но создатель по-моему давно бросил свое детище (сайт), нет дополнений и обновлений, а описание некоторых знаков (прямо глаза режет, описание, например штурманской классности) говорит о том, что человек ничего не понимает в структуре ГА, только коллекционирует знаки, как железки:

http://aviafalerist.narod.ru/Russia/Aeroflot/Aeroflot_19.html

Отдельной веткой можно сделать "Форму ВВС", хоть и опявилась книга "УРВВФ", но написана она крайне бестолково и нет половины разновидностей, а выйдет или нет в печатном виде один из интереснейших кусков истории формы (1935-55) - неизвестно!!!
ПО-моему, многим здесь присутствующим будут интересны эти темы, поэтому Руководство авиафорума и участников прошу поддержать мое предложение!
 
Реклама
Андрей :agree: !
Ветку привинчиваю в "Важных"; безусловно.

Не в плане рассказать что то новое, а затравки для...

Форма появилась как помесь и переосмысление моряцкой (нарукавные лычки должностей, отсутствие погон; покрой, вкл. внешний вид головных уборов; название некоторых деталей — иногда мелькает "тужурка", не свойственная ВВС) и ВВСной — в части полётной экипировки — куртки, регланы, комбезы.
Смена довоенной на более нам привычную (хотя, ещё и не на 100%) произошла примерно в середине 60ых.
 
Единственная просьба - не постить сюда форму и знаки постсоветских авиакомпаний, их сейчас около 200 и почило с 90-х, наверное, столько же, забьем всю ветку зачастую "кич-продакшн" китайского производства. Ограничемся только советским Аэрофлотом и может ОАО Аэрофлот, как приемника того (???) Аэрофлота (тем более, что с 91 г. в Аэрофлоте было только два вида формы и три варианта знаков).
 
Не, "преемника" не надо. Ибо, преемник он лишь в их же собственных реляциях. Ничего общего с настоящим Аэрофлотом он не имеет.
 
NAV, Супер! :agree: Классная идея!
По сабжу есть несколько фоток 50-х - 80-х годов, надо найти и отсканить, мабуть в выходные. Вот только что и кто там изображен, будем уж определять коллегиально, бо в старых значках и лычках я ни фига не шарю. :( А хотелось бы. ;)
 
Вот заключительное (по советскому Аэрофлоту) Постановление по форме одежды (потом были некоторые изменения, в частности году в 79 перешли с плаща-накидки прорезиненного серого цвета на синий полу-шерстяной (или полностью шерстяной) плащ)
 

Вложения

  • Постановление 55 от 77г.doc
    43 КБ · Просмотры: 668
Aleck,
Не проблема: покажем, расскажем, уточним, выясним и поясним, фотки тоже есть (ИМХО) интересные тех годов.
 
Вот где бы найти:
Утратившие силу приложение N 3 к Постановлению Совета Министров СССР от 7 июля 1956 г. N 921 "О форменной одежде и знаках различия личного состава Главного управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР" и пункт 1 Постановления Совета Министров СССР от 17 апреля 1959 г. N 412 "О частичном изменении норм и порядка выдачи форменной одежды бортпроводникам пассажирских самолетов и работникам службы перевозок гражданского воздушного флота".
 
Тема интересной должна выйти.
ИМХО - белоснежная Елена Проклова из "Мимино" не покатит, т.к. это ганжубасный вымысел художника по костюмам.
 
Начнем с квалификационных знаков.
В конце 70-х персонал Аэрофлота был разделен на наземные службы и летные службы. Летно-подъемный состав Аэрофлота включал в себя: пилотов, штурманов, бортинженеров (или бортмехаников, в зависимости от класса воздушного судна), бортрадистов и диспетчеров УВД (Управление Воздушным Движением). Эти специалисты имели соотв. классность, пилоты и диспетчеры - 4 класса, шт., бортинж. и бортрадисты - 3 класса. Пилотам и диспетчерам 4 класс присваивался по окончании средних авиационных училищ, далее они сдавали на 3 класс, 3 класс присваивался по окончании высшего авиационного училища (или Академии ГА). На второй класс специалисты сдавали квалификационной комиссии на уровне териториальных Управлений ГА, на первый класс - Министерства ГА.
Классификационные знаки носились на правой стороне груди, над ними помещались знаки об окончании авиационных учебных заведений, знаки безаварийного налета, на левой груди особо "продвинутые комслмольцы" носили комсомольский значек, кв. знаки были сделаны из алюминия, крашенного "золотой" краской, холодная голубая эмаль, внутри знак конкретной специальности в венке:
 
Реклама
Соответственно: пилот - самолет, штурман - "роза ветров", бортинженер (бортмеханик) - молоток и гаечный ключ, радист - антенна (и радиоволны), диспетчер - экран локатора.
 
Бортпроводники (это официальное название специальности, соотв. бортпроводник или бортпроводница, соотв. "Служба бортпроводников", что и сохраняется по сей день, "стюард" и "стюардесса" - исключительно "народное" название этой специальности) носили на правой стороне соотв. знак без класса
 
NAV,
Хорошо. :) Просто, подумалось, что штурману картушка более по теме, чем роза.

Кстати, не ключ, а штангенцикруль.
 
Экзот сказал(а):
NAV,
Хорошо. :) Просто, подумалось, что штурману картушка более по теме, чем роза.

Кстати, не ключ, а штангенцикруль.

Кстати-2, не штангель, а разводной французский ключ.
Такой видим еще на знаке железнодорожников и у многих тех.служб.
 
su999,
Вот тут я и не соглашусь (местами, которые очень хорошо знаю):
su999 сказал(а):
С 1980 мужская- темно-синяя, серая у бортпроводников (женская) ЦУМВС.

С 1983 мужская- черная, серая у бортпроводников (женская) ЦУМВС.

С 1987 вводиться черная форма в московских авиаузлах в частности Внуковское и Шереметьевское авиапредприятия.

Про бортпроводников не скажу, а у летного состава в 79 г. уже была только темно-синяя и просуществовала она до 91-92 гг., у работников Департамента и многих маленьких и удаленных авиакомпаний, наверное, до 95, а то и позже.
su999 сказал(а):
Самая оригинальная и первая светло-зеленого цвета впервые появилась у бортпроводников Усть-илимского а/п.
Самая оригинальная форма появилась у летного состава ГТК России, в 95-97 гг. (точно не помню) - темно-зеленого цвета, народ тут же прозвал их "швейцарами" (вместе с "Дубами" было очень похоже), но просуществовала она год-два-три и была заменена на обычную, в середине, конце 90-х - черную.
 
Повторное использование белой формы у бортпроводников было в 70-е только в сочинском и кавказском авиапредприятии (так чьто это не вымысел режисера)

В Сочи т.е. адлере в указанные годы из приписных ВС были только вертолеты сначала Ми-4 затем Ми-8 и Ка-32 бортпроводники там отсутствовали по определению.

Кавказское управление как таковое отсутствовало тоже.

существовали:

Северо Кавказское (Ростов)
Азербаджанское
Армянское
Грузинское

В Северо-Кавказском белая форма отсутствовала в каких либо аэропортах имеющих свой парк а именно: Ростов на Дону, Краснодар, Ставрополь, Грозный, Махачкала, Элиста, Волгоград, Астрахань, Минводы, Пятигорск (правда в Пятигорске были только Ан-2).
Единственное что было в летний период то разрешалось носить рубашки с коротким рукавом и без галстука.
Бортпроводники (дамы) летом могли носить сероватого цвета форму но это было повсеместно по СССР включая ДВУГА (дальневосточное управление)и Магаданское.

По остальным перечисленным управлениям тоже все было унифицированно как и по МГА.

По отношении к сарафанам фартукам и прочим одежкам стюардесс надо заметить что мы уже начинаем говорить о СПЕЦОДЕЖДЕ а не форменной, да так же на югах надо заметить что на складах ОМТС преобладала техничекая хэбэшка песочного цвета но это опять уже спецодежда а это совсем другая история.
 
Реклама
NAV сказал(а):
Начнем с квалификационных знаков.
В конце 70-х персонал Аэрофлота был разделен на наземные службы и летные службы.
ИМХО, самый красивый знак наземников был у нас, прибористов - самолет заходящий на полосу.
 
Назад