SergGT, смотря для чего Вам нужен самолёт.
Для прогулок и путешествий с друзьями/подругами/семьёй Як-18т избыточен. Вполне достаточно Цессны-172 на те же четыре места.
Владельцу такого аппарата понадобится:
- техник на полную ставку, поскольку в Яке всегда есть чему ломаться.
- свой сарай рядом со стоянкой для хранения разнообразных причиндалов, как-то домкраты - подъемники, баллоны под сжатый воздух, канистры под топливо (основные баки 180 литров - это 9 канистр, с которыми ещё и придется ездить на заправку), запас масла (новый М-14п жрет литр масла в час, а подержанный и того больше), специализированный инструмент, запас деталей на все случаи жизни, тепловую пушку для зимних запусков и Б-г весть что ещё. И всё это стоит денег. Вставать на обслуживание к тем, у кого это всё есть, дешевле не будет.
- иметь время и желание работать снабженцем: добывать запчасти (причем б/у и без гарантии, поскольку они остались только по гаражам у запасливых людей), завозить и закупать масло и резину, ездить заправлять баллоны сжатым воздухом (найдите компрессор на 100 атмосфер) и т.п.
Цессна в этом отношении обходится меньшей кровью.
Смысл Як-18т - самолет первоначального обучения для тех, кто собирается летать на чём-то более серьёзном. С него просто переучиться как на Як-52 (проще чем учиться на Як-52 сразу, поскольку он строже и сложнее в управлении, чем Як-18т), так и на многомоторные (если есть цель получить CPL и летать в целях наживы). Но в этом случае Як-18т нужен на год, от силы на два.
Собственный Як-18т есть смысл покупать инструктору первоначального обучения (или нескольким инструкторам вскладчину).