Как далеко слышен турбовинтовой самолёт?

Таганрог

Местный
Добрый день! Допустим, Ан-22 или Ту-95, также интересуют все менее мощные, типа Ан-26, Ан-12, Ил-18, C-130, C-160, ну и Ан-140, Ил-114. За сколько километров от линии фактического полёта наблюдатель на земле может услышать гул? Зависит ли от эшелона? Насколько знаю, сильно влияет направление ветра и индивидуальные особенности слуха человека. Лично слышал Ан-12 за 20 км, рассчитал расстояние с помощью Флайтрадар24 и ЯндексКарты. Ветер тогда был со стороны пролетающего борта, тучи помешали увидеть его проблесковые огни.

Думаю, шумность воздушного винта влияет: Ту-95 наверное можно за 35 км услышать, а Ил-114 или ATR уже за 10-15 км может быть почти неслышным.
 
Таганрог, Вы физику подзабыли?
Ну конечно, дальность слышимости зависит и от удаления источника и от чуствительности приёмника (ушей, слуха) и от уровня различных помех.

Почитайте что-то практическое-теоретическое про акустику.


 
Последнее редактирование:
когда я жил в якутске мой дом был в районе Ёлочки-это примерно километров 10 от аэропорта. так зимой когда был густой туман мы слышали звук ан-12 ан-24. именно когда они были на земле.прямо как будто рядом, иногда даже казалось что вот-вот из тумана вынырнет. когда погода была ясной звуков не было слышно.
 
Добрый день, огромное спасибо! Честно сказать, физику в школе учил плохо.
 
Когда в 90-е и до 2003-2006 гг жили в Таджикистане в городе Курган-Тюбе, рядом примерно по линии север-юг проходили три основные трассы, все двусторонние: одна прямо над центром города, другая в 15-17 км восточнее (над городом-спутником Сарбанд и Головной ГЭС), а третья высотная ВТ - в 35 км восточнее, за Сарбандом. В 2002-2004 гг часто наблюдал двухмоторные турбовинтовые ВС типа Ан-26 высоко над Курган-Тюбе, то в сторону Душанбе, то в сторону Афганистана, иногда они шли не совсем в зените, а ближе к Сарбанду, аккурат промеж линий двух трасс. Даже через городской шум удавалось чаще всего расслышать гул винтов проходящего над городом (или очень близким траверзом) самолёта. Но винты бортов, идущих по трассе в 17 км от города вроде не слышал, их становилось слышно только в районе Курган-Тюбинского аэропорта, от которого до линии этого маршрута около 8 км, этим маршрутом ходили НАТОвские транспортники в Афганистан из Душанбе и возможно из Бишкека, хотя бишкекские вероятнее шли по дальней трассе в 35 км от Курган-Тюбе (25-28 км от района аэропорта). Там и грузовые Аны могли пролетать в Афган всякие, и Геркулесы американские, французские, бельгийские, Трансали ВВС Франции ходили, ещё ООНовские Beech-1900D и L-100, ну и пассажирский рейс Душанбе - Кабул на Ан-24. Как не хватает этого сейчас здесь в Старовеличковской! Как же хочется, чтобы Россия стала авиационной державой, в которой большие самолёты с ТВД играют не последнюю роль и их достаточно много. Даешь Ил-112, Ил-114!
 
В Иркутске при посадке или взлёте Ан-24 его слышно за 3-5 км
 
Ан-22 можно было с ихними НК -12 слушать далекооо! с удовольствием.
натовцам до сих пор икается.
Но Ан-12 или 26 (не российские) в нашем небе слышу на раз.
 
В ясную погоду звук распространяется равномерно во все стороны. Громкость убывает как квадрат расстояния. В тумане, видимо, звук вверх не идёт, только вдоль земли. Соответственно, громкость убывает линейно, то есть обратно пропорционально расстоянию. Потому и слышно так громко.
 
От ракурса ещё зависит. Наибольший шум в плоскости вращения винтов.
 
Почему в тумане звук вверх не идёт?
Там вверху граница тумана. Если звуковая волна подходит с малым углом к границе, она отражается вниз. Малый угол будет на удалении десятка и более высоты тумана, примерно.
 
По логарифмическому закону затухает звуковая волна в зависимости от расстояния.

В каком-то учебнике по авиадвигателям встречал таблицу уровня шума от авиадвигателей. По памяти, у Ту-22 там было указано на полном форсаже 240 дБ.
 
Последнее редактирование:
ГОСТ позволяет рассчитать уровень шума с максимально возможной точностью. Зависимость от расстояния там простейшая, уровень в дБ - 20 lg расстояния в метрах минус константа. Эта цифра двадцать даёт и децибелы и квадратичную зависимость. Ещё нужно учесть затухание поглощения в атмосфере и влияние земли. То есть в принципе я ошибся не сильно.

Согласно этой формуле, разница в шуме только от расстояния на 10 и 1000 метрах будет 40 дБ. 10 и 10000 метров даст разницу 60 дБ. И так дальше. Порядка 3…10 дБ на километр даст звукопоглощение. То есть звукопоглощение будет давать основной вклад на дистанциях больше 4 км. Конечно, это не расчёт, но качественно картину представить можно.

Среднее человеческое ухо способно воспринимать звук в диапазоне 0-120 дБ.
 
Последнее редактирование:
Ну, зависит от высоты, на которой идёт борт. В ясную погоду в бинокль вполне можно разглядеть до 150-300 км (дальше не позволит кривизна горизонта, а турбовинтовые на стратосферных высотах не летают, тогда может и с большего расстояния было бы видно, но точно не простым глазом, только в астробинокль или телескоп). До 35-45 км вполне можно увидеть и невооружённым глазом, если высота хотя бы 4-8 км, но вот услышать с такого расстояния даже НК-12 можно ли, интересно?
 
Самый шумный самолёт в истории авиации! Вот бы послушать его!!!

 
Последнее редактирование: