Наиболее вероятно, авиационное происшествие с вертолетом R- 44 II RA- 04308 произошло из-за потери КВС пространственной ориентировки (контроля за углом крена и высотой полета) при выполнении разворота после попадания в метеоусловия, не соответствующие правилам визуальных полетов, что привело к столкновению ВС с земной поверхностью.
Способствующими факторами, наиболее вероятно, явились:
− отсутствие в Программе переподготовки пилотов на вертолет Robinson R- 44 ЧУ ДПО «Учебный центр «Комп Лэнг» (утверждена Росавиацией 19.09.2016), по которой проходил переучивание КВС, положений, предусматривающих обучение выполнению основных маневров в полете и выводу из необычного углового положения с использованием только основных пилотажных приборов;
− необоснованная выдача КВС свидетельства коммерческого пилота с квалификационной отметкой «вертолет R- 44» (в нарушение положений п. 4.4 ФАП-147 в части необходимого налета по приборам на вертолете и навыков выполнения маневров с использованием только основных пилотажных приборов);
− необоснованное принятие КВС решения на вылет при несоответствии прогнозируемых метеорологических условий по маршруту полета как требованиям для полетов по ПВП (видимость 1000 м), приведенным в ФАП-128, так и личному метеоминимуму КВС (200 х 3000);
− неучет КВС климатических особенностей района патрулирования (наличие незамерзающих водоемов, способствующих образованию туманов испарения);
− невыполнение КВС требований РПП авиакомпании о выполнении посадки на площадку, подобранную с воздуха, при ухудшении метеоусловий до значений, не позволяющих выполнять полет по ПВП.
Недостатки, выявленные в ходе расследования:
− летное обучение КВС проводилось на вертолете Robinson R- 44 RA- 04313, включенным в сертификат эксплуатанта ООО АК «Баркол» пилотом-инструктором, не включенным в спецификацию сертификата эксплуатанта, по доверенности, выданной генеральным директором ООО АК «Баркол», тогда как в соответствии с п. 2.20. ФАП-128 должно было оформлено задание на полет.
Примечание:
ФАП-128:
«п. 2.20. …
в случае, если на борту отсутствует владелец воздушного судна, то КВС должен иметь доверенность в произвольной форме, уполномочивающий его управлять воздушным судном от имени владельца воздушного судна, или, при выполнении полетов на воздушных судах, включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта - задание на полет, оформленное эксплуатантом».
− выполнение полета с выключенным аварийным радиомаяком KANNAD 406 AF.