Классификация военно-транспортных самолетов по грузоподъемности

Таганрог

Местный
Производители ВТС и авиационные эксперты до сих пор не пришли к единому подходу к их классификации по критериям грузоподъемности и дальности полета. Тем не менее наиболее часто применяемая классификация ВТС по критериям грузоподъемности и дальности полета предполагает разделение ВТС на четыре класса: легкие ВТС с массой полезной нагрузки до 10 т, ВТС среднего класса грузоподъемностью 10–40 т, тяжелые ВТС грузоподъемностью более 40 т и стратегические ВТС.

Придумал математический метод расчета для составления такой классификации, заодно уточнить границы между классами, насколько совпадают с принятыми, которые описаны выше. Итак, за основу взял классификацию автобусов, которые делятся на 5 классов: особо малые, малые, средние, большие и особо большие. Соответственно, ВТС можно поделить на сверхлегкие, легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые. Допустим, сверхлегкие ВТС должны по МВМ соответствовать 4-му классу по советской классификации самолётов "Аэрофлота". Значит, их МВМ не должна превышать 10 т. Какой может быть максимальная грузоподъемность такого ВТС? Очевидно, не больше 2-3 т. Берём 2,5 т, делим на 2, получается 1,25, далее 1,25 умножаем на 3 (коэффициент определил методом подбора), получается 3,75. 3,75 прибавляем к верхней границе сверхлегкого класса 2,5 и получается 6,25 - эталонная грузоподъемность легкого класса. Теперь ещё раз прибавить 3,75 и приходим к верхнему пределу лёгкого/началу среднего класса - 10 т. Далее 3,75 умножаем на 3, получается 11,25, прибавляем к 10, получаем 21,25 - что-то близкое к эталону среднего класса ВТС, ещё раз прибавляем 11,25, получается 32,5 - верхний предел среднего/начало тяжёлого класса, после чего 11,25 умножаем на 3, получаем 33,75. Прибавляем к 32,5 - получается 66,25 - вот такая середина тяжёлого класса, если не выделять дополнительные подклассы между классами. Ну, и ещё раз прибавляем 33,75 к 66,25 равно 100 - верхний предел тяжёлого/ начало сверхтяжелого класса.


Впоследствии, используя вышеописанный метод расчета, немного дорабатывал эту классификацию, перепробовал разные варианты стартового числа (верхнего предела грузоподъемности сверхлегкого класса транспортников) и коэффициента, например: до 4,5 т - сверхлегкие, 4,5-15 т - легкие, 15-40 т - средние, 40-100 т - тяжелые, более 100 - сверхтяжелые. Либо: до 3 т - сверхлегкие, 3-11,5 т - легкие, 11,5-35 т - средние, 35-100 т - тяжелые, более 100 - сверхтяжелые.

Но в процессе работы пришёл к выводу, что нужна более подробная классификация, учитывающая все разнообразие моделей ВТС мировой авиации. А многие современные транспортники находятся на стыке классов. Вот такие классификации с помощью все того же метода математической прогрессии или как оно называется, пришлось создать:

До 2 т - сверхлегкие
2-4,5 т - субсверхлегкие
4,5-8,5 т - легкие
8,5-15 т - среднелегкие
15-25 т - средние
25-40 т - среднетяжелые
40-65 т - тяжелые
65-100 т - субсверхтяжелые
Больше 100 т - сверхтяжелые

Крайняя, наиболее подробная классификация, в которой отражены, пожалуй, все грани между основными типами ВТС стран мира:

До 1 т - сверхлегкие
1-2,2148 - полусверхлегкие
2,215-3,690 - субсверхлегкие
3,690-5,483 - полусубсверхлегкие
5,483-7,661 - лёгкие
7,661-10,307 - полусреднелегкие
10,307-13,520 - среднелегкие
13,520-17,425 - полусредние
17,425-22,167 - средние
22,167-27,929 - полусреднетяжелые
27,929-34,928 - среднетяжелые
34,928-43,431 - полутяжелые
43,431-53,759 - тяжёлые
53,759-66,307 - полусубсверхтяжелые
66,307-81,550 - субсверхтяжелые
81,550-100 т - полусверхтяжелые
100 т и более - сверхтяжелые


Давайте вместе попробуем доработать классификацию до совершенства, придём к окончательному варианту.
 
А каковы цели создания такой подробной классификации да ещё и оторваной от каких-либо конкретных ВВС? Очевидно, что любые границы такой классификации будут чисто спекулятивными (произвольными). Сделайте тогда уж числовую сетку через одну тонну и не заморачивайтесь: К1 (класс 1 тонна), К2 (2 тонны) и т.д. будет легко запомнить)
 
Реакции: 2014
Ну, хотя бы для того, чтобы наглядно показать, что C-295 и Ан-26 - это не один класс (хотя МВМ практически одинаковая, но грузоподъемность радикально отличается). Чтобы точно классифицировать такой транспортник как A400M. Да и наш Ил-212, особенно если получится не десятитонник, а что-то с грузоподъемностью 12-15 тонн. Понятно, что классифицировать с точностью до десятитысячных - явный перебор, нужно прийти к какому-то округленному значению в каждом случае.
 
А какой в этом практический смысл?

В МГА в разных документах была привязка к классам ВС, определенных в НПП ГА-85:
 
Ну, смысла явно мало, но хотелось бы, чтобы разработчики грузовых и военно-транспортных самолетов пришли к какой-то единой их классификации по грузоподъемности. А, может быть, действительно к взлётной массе надо привязать? Тогда получится: МВМ до 10 т - особо лёгкие, от 10 до 30 т - лёгкие, от 30 до 75 т - средние, от 75 т - тяжёлые, остаётся только определить границу между тяжёлыми и сверхтяжелыми по массе, например 250 либо 300 т. Исходя из такой классификации, Ан-72/Ан-74 это средние ВТС. Хотя изначально создавались как лёгкие на замену Ан-26. А по моей классификации, "ушастики" относятся к среднелегким (альтернативное название - "сублегкие" либо "субсредние") или если по самой подробной - к полусреднелегким.
 
Это мне напоминает классификацию в профессиональном боксе )
Но и там есть различные версии классификации

Мне лично нравилось НПП ГА-85...