Рекомендую прочесть.МС-21 – дайджест за ноябрь-2022
В рамках программы сертификации выполняются исследования характеристик перспективного авиалайнера МС-21 с одним отказавшим двигателем, механизации крыла с целью повышения аэродинамического качества на взлете; уточняются алгоритмы работы СИВСП-21 (системы измерения высотноскоростных параметров). Кроме того, нами разрабатываются рекомендации по улучшению местной аэродинамики самолета и интеграции с двигателем ПД-14, а также по снижению вредного и дополнительного сопротивления.
В отделениях ресурса конструкций и статической и тепловой прочности продолжаются климатико-прочностные статические и ресурсные исследования элементов механизации крыла и оперения самолета МС-21 из отечественных ПКМ: элерона, воздушного тормоза, интерцептора, рулей направления и высоты, закрылка. Эксперименты проводятся в большой климатической камере при различных параметрах окружающей среды с переменными силовыми воздействиями.
До конца текущего года намечено обосновать начальный ресурс перечисленных элементов.
В отделении ресурса конструкций в рамках программы импортозамещения организованы работы в соответствии с так называемой «пирамидой» — комплексом расчетно-экспериментальных исследований прочности и долговечности крыла и оперения МС-21 из ПКМ.
Сотрудники ЦАГИ совместно с ПАО «Корпорация «Иркут» в сжатые сроки продолжают испытания элементарных и конструктивно-подобных образцов для подтверждения соответствия элементов и частей конструкции самолета, изготовленных из ПКМ, сертификационным требованиям.
В частности, на данный момент реализуются программы испытаний образцов из отечественного ПКМ по специальной квалификации (около 3 000 единиц); исследований конструктивно-силовых схем элементов крыла на конструктивно-подобных образцах (около 400 образцов). Кроме того, изучается эффективность методов ремонта конструкций из ПКМ, прочность и ресурс натурных панелей и узлов несущей поверхности.
В отделении норм прочности, нагрузок и аэроупругости проведены жесткостные и частотные изолированные испытания натурного кессона крыла МС-21, выполненного из отечественных ПКМ. Определены жесткости кессона на изгиб и кручение, собственные формы и частоты упругих колебаний. Результаты использованы для уточнения математических моделей крыла.
Доработана динамически-подобная модель самолета МС-21 под жесткостные характеристики крыла из отечественных ПКМ. В мае и июне 2022 года проведены испытания этой модели в аэродинамической трубе Т-104 для подтверждения запасов самолета по флаттеру.
Импортозамещающие технологии коснулись и металлических частей конструкции МС-21. Например, специалисты ЦАГИ работают над экспериментальным подтверждением прочностных и ресурсных характеристик регулярной зоны обшивки фюзеляжа со стоппером трещин, выполненным с применением отечественной клеевой пленки. По предварительным результатам испытаний, по прочностным свойствам она нисколько не уступает зарубежным аналогам. Также выполняются натурные статические испытания планера и ресурсные исследования отсека фюзеляжа с центропланом и кессоном крыла МС-21 из отечественного ПКМ.