В нынешнюю субботу музей посетили наши друзья с "Туполева" во главе с главным конструктором Ту-204 , а в прошлом - ведущим инженером по испытаниям Ту-144 В.Н.Поклад.
Валерий Николаевич оказался человеком очень интересным. Он летал на многих Ту-144, включая наш 77106. Вспомнил много интересных подробностей, ответил на наши вопросы.
Оранжевая обивочная ткань кресел "люкс" закупалась аж в Иране, чем занимался лично погибший в Парижской катастрофе В.Бендеров.
Еще из интересного, оказалось, что штурвалы на нашем самолете вовсе не выведены из строя, как мы думали раньше. Усилия на них таковы, что с трудом удается сдвинуть с места двумя руками. Оказалось, это норма. Загружатели стоят во взлетном режиме.
Удалось раскрыть тайну разношерстных панелей пола в 3ем салоне нашего 77106. Часть из них вместо обычных клееных с сотовым заполнителем, кустарно обшиты некрашенным дюралем. Причина оказалась проста - клееные композитные панели попросту не выдерживали циклических нагрузок, и ломались. Проблема эта остается по сей день, т.к. ничего нового до сих пор не придумали.
Также выяснилось, что жаропрочные панели на хвосте не титановые, а из нержавеющей стали, т.к. титан не выдерживал температурных циклов.
Ну а мы в оставшееся время, плодотворно поработали на борту.Починили еще три шторки.
Осталось восстановить всего несколько штук, но для них нет ткани. Оригиналы полностью утрачены. Будем искать наиболее близкую замену.
Сергей смонтировал короткие 15-Ваттные лампы в начале 3го салона. Теперь левый борт светится полностью, правый пока частично.
Мы стараемся как можем самолет реставрировать, а не переделывать. В частности, при монтаже ламп стараемся сохранить максимальную аутентичность. Сами лампы в светильниках установлены на штатные места и даже подключены к штатным клеммникам, где таковые сохранились. Использовались лампы, аналогичные штатным. Подводка на 220В выполнена параллельно оригинальным трассам с использованием авиационных проводов где это возможно. управление светом через контакторы выведено на штатные АЗС панели бортпроводников. Работает дежурное и основное освещение.
P.S. Неожиданно встретили у самолета съемочную группу телеканала Discovery. Оказалось, снимают новый документальный фильм о Ту-144. Будем ждать.