"Мёртвые" Ту-144

В нынешнюю субботу музей посетили наши друзья с "Туполева" во главе с главным конструктором Ту-204 , а в прошлом - ведущим инженером по испытаниям Ту-144 В.Н.Поклад.


Валерий Николаевич оказался человеком очень интересным. Он летал на многих Ту-144, включая наш 77106. Вспомнил много интересных подробностей, ответил на наши вопросы.



Оранжевая обивочная ткань кресел "люкс" закупалась аж в Иране, чем занимался лично погибший в Парижской катастрофе В.Бендеров.



Еще из интересного, оказалось, что штурвалы на нашем самолете вовсе не выведены из строя, как мы думали раньше. Усилия на них таковы, что с трудом удается сдвинуть с места двумя руками. Оказалось, это норма. Загружатели стоят во взлетном режиме.



Удалось раскрыть тайну разношерстных панелей пола в 3ем салоне нашего 77106. Часть из них вместо обычных клееных с сотовым заполнителем, кустарно обшиты некрашенным дюралем. Причина оказалась проста - клееные композитные панели попросту не выдерживали циклических нагрузок, и ломались. Проблема эта остается по сей день, т.к. ничего нового до сих пор не придумали.

Также выяснилось, что жаропрочные панели на хвосте не титановые, а из нержавеющей стали, т.к. титан не выдерживал температурных циклов.

Ну а мы в оставшееся время, плодотворно поработали на борту.Починили еще три шторки.





Осталось восстановить всего несколько штук, но для них нет ткани. Оригиналы полностью утрачены. Будем искать наиболее близкую замену.

Сергей смонтировал короткие 15-Ваттные лампы в начале 3го салона. Теперь левый борт светится полностью, правый пока частично.





Мы стараемся как можем самолет реставрировать, а не переделывать. В частности, при монтаже ламп стараемся сохранить максимальную аутентичность. Сами лампы в светильниках установлены на штатные места и даже подключены к штатным клеммникам, где таковые сохранились. Использовались лампы, аналогичные штатным. Подводка на 220В выполнена параллельно оригинальным трассам с использованием авиационных проводов где это возможно. управление светом через контакторы выведено на штатные АЗС панели бортпроводников. Работает дежурное и основное освещение.

P.S. Неожиданно встретили у самолета съемочную группу телеканала Discovery. Оказалось, снимают новый документальный фильм о Ту-144. Будем ждать.
 
Sidewinder, подзапущена машинка...

ЗЫ. Про планшеты - поклеп. Андроид 4 с чем-то, Гугле-хром, клиент Е-тубы стоит. Билайновский мобилотырнет. В окне форума смотрится нормально - если полноэкранный режим не делать.
 
Вернулись зимние морозы. Но времени на ожидания тепла у нас нет, приходится продолжать работу невзирая на холод. В минувшую субботу, в частности, Сергей на борту доводил освещение правого борта в 3ем салоне, чтобы к ДОДу этот вопрос закрыть. Остается подключить всего несколько светильников.



Мы с Женей в это время на улице начали наконец заниматься Внуковским трапом, без которого показывать весь Ту-144 на ДОД не получится.
Выбрали наиболее сохранившийся. У этого силовой набор лестницы еще цел, кое-где есть не сквозная коррозия. Внешнее состояние у всех 4х примерно одинаковое. Нужна рихтовка многих деталей, иные требуют замены. Ну и конечно, полный перекрас.



Первым делом выкинули старые аккумуляторы. Их там аж 28 штук. Все ессно, давно мертвые, ржавые, и зарядной станции для них в любом случае нет. Нет смысла на руках катать лишний вес.



Осмотрели силовой набор рамы, особенно балок, к которым крепится подъемный механизм и лестница. Все это изрядно проржавело, но швеллеры изначально толстые, запаса прочности должно хватить, если без фанатизма эксплуатировать.



Никак не удается понять, каким образом крепятся огромные "поплавки", прикрывающие колеса. Они цельноклепанные алюминиевые, местами сильно помятые. На месте особо не отрихтуешь. Пока загадка.
С горем пополам отодрали по местам предыдущих колхозных ремонтов помятое заднее крыло.



Состояние его удручающее. Все кое-как склепано-свинчено из заплат, зашпаклевано и закрашено множеством слоев. Унесли в ангар, высверлили разношерстные заклепки и винты, полностью разобрали. Штампованный элемент Женя отрихтовал молотком, остальное будем заново переклепывать из чистого листа алюминия. Заодно и потренируемся в клепке впотай. Но это уже в следующий раз. Дубак был жуткий, телефон разрядился, сфоткать уже ничего не удалось.
 
Приличный вес понижает центр масс высокого трапа, может все таки имеет смысл, балласт уложить?
 
Практика показывает, что устойчивости СПТ-114 без аккумов вполне достаточно. СПТ-154 тем более будет спокойно стоять. Трапы обязательно ставятся на аутригеры. Разумеется, не на голую землю. Так что оставлять аккумуляторы избыточно.
 
Так вот на снимке ИМХО и есть узел крепления. Торцы, эти самые крылья - не просто так съемными сделаны.
 
Респект.
У Монинского - вспомогательная силовая установка на месте, или демонтирована?
 
Вижу на фото Амелюшкина. А чего ж про него ничего не сказали?
Он не первый раз в гостях. Про него писали ранее. Например:
http://aviarestorer.ru/blog/news/19.html
http://aviarestorer.ru/blog/news/10.html
Насколько я помню, на месте, однако вероятность её запуска в любом случае стремится к нулю по очевидным причинам. Очень сильно стремится к нулю, я бы сказал.
 
Не на месте, ее сняли при передаче в музей. Но даже если бы была, запуск это из разряда фантастики
 
Но даже если бы была, запуск это из разряда фантастики
как раз с точки зрения инженера, ТА-6(онаж стоит?) запустить относительно несложно, не от самолетных систем конечно. Другой вопрос, что без самолетных систем, этот гудящий двигатель, абсолютно бесполезен.
 
Дело не в технике как таковой.
Самое главное - это ненулевая вероятность пожара этой самой ВСУ со всеми вытекающими последствиями в виде потери экспоната, а то и не одного. Самолёту уже под 50 лет и проверить всю электропроводку, трубопроводы, агрегаты не представляется возможным.
Но допустим даже всё проверили и починили. Запуск ВСУ (и любого другого двигателя на любом другом экспонате) сопряжён с рядом организационных проблем: нужно обслужить двигатель, нужны смазки, нужен керосин (это всё деньги и немалые), нужно вызывать пожарных и согласовывать всё с музеем.
Напоследок, надо сказать, что сейчас просто вообще не до запусков, надо спасать этот и другие экспонаты, чтобы они просто не рассыпались от старости.
Ну и, как вы верно заметили, без самолётных систем это просто игрушка.
 
Ну да, ТА-6 некоторой степени убитости у нас есть отдельно от самолета. Если Вы готовы ее обслужить, привести в порядок, добыть ГСМ и запустить отдельно на газовочной площадке с соблюдением всех пожарных мер, то это наверное можно организовать и согласовать с музеем. Но надо иметь в виду, любой несчастный случай с вероятностью 100% повлечет уголовную ответственность. Если есть смельчаки, то почему бы не попробовать?..
 
На борту Ту-144 тем временем, заканчивается запуск освещения 3го салона. Вчера заработали все без исключения лампы по обоим бортам. Осталось уложить все жгуты, убрать сопли, всю арматуру закрепить внутри плафонов и закрыть крышки. Это еще пара субботников.





Показывать самолет посетителям целиком от носа до хвоста теперь мешает только отсутствие второго пассажирского трапа. Именно поэтому, второй субботник мы посвящаем ремонту одного из подаренных нам списанных трапа СПТ-154 из Внуково. Вчера продолжали латать ему заднее крыло, которое было сильно помято и повреждено многочисленными ремонтами еще в эксплуатации. Для этого решили освоить клёпку впотай. Запустили наш старенький компрессор на 380В, подключили пневмомолотки, нашли поддержки, заклепки, сверла и простенький зенкер.





Поскольку опыт клепки у нас отсутствовал, полдня тренировались на кошках.





Заколотив пару десятков заклепок, решили взяться за "боевой" вариант. Благо, заднее крыло трапа сложно назвать ответственной деталью и это тоже своего рода тренировка.



Вот что получилось в результате:





До профессионалов нам далеко, но по крайней мере, мы сделали первый шаг. Будем набивать руку дальше на второстепенных деталях, бороться с хлопунами, тщательнее и правильнее подбирать размеры заклепок. Очень нужны нормальные зенкеры, чтобы точно зенковать отверстия под шляпки заклепок. Если кто может помочь купить или передать в дар б/у, мы будем очень признательны.
 
Очень недурственно! Фактически освоен еще один непростой вид работ.
 
За два минувших субботника, Сергей закончил монтаж освещения в 3ем салоне, закрыл почти все плафоны (один предстоит отремонтировать, там поврежден замок). Теперь это выглядит так.
Дежурное освещение (27В):



Основное освещение (220В):



А еще мы начали готовить к возможной перекатке мелкие экспонаты, стоящие вокруг Ту-144. Для пробы начали с самого простого - Су-25. Как сообщалось ранее, у большинства давно стоящих самолетов спущены колеса, бескамерные шины деформированы и без специальных усилий их не накачаешь. На Су-25 одна основная шина после вывешивания самолета на подъемниках все-же накачалась, а вот со второй пришлось помучаться, обжимая ее удавкой из троса. Но в итоге, все получилось.







И это только начало.
К сожалению, до 9го мая, учитывая погоду, мы не успеем покрасить начатый в прошлом году носовой обтекатель. Очень хочется подогнать стремянку и посмотреть, как выдержала шпкалевка и грунтовка прошедшую зиму под брезентом...
 
Вчера решили устроить воскресник.
На деньги от пожертвований с прошлого года, закупили ткань для шторок иллюминаторов в пассажирском салоне. Часть из них плностью уничтожена вандалами и требует замены. Вчера попробовали на коленке сделать одну шторку из новой ткани.







Получилось неплохо, она очень похожа по фактуре, только чуть плотнее. Но этого почти не заметно, да и выбора особого уже нет. В перспективе запасемся портняжным инструментом и будем делать уже как следует. Женя oea_marst обещал напечатать новые ручки на 3d-принтере. Модель я нарисовал. Надеюсь, скоро мы их увидим, т.к. часть оригиналов сгнила в труху!