Вот и я говорю, что Луну надо уважать. А я её даже люблю.
Но на самолетах был для таких случаев КИ-13, именуемый сленгово "бычий глаз".
Он точнее, чем визуальное определение направления на Луну и потом определение курса.
Всю энергетику у меня не выбивало, но ночью при полете из Шереметьево и подлете к Котласу курсовую систему выбило полностью.
О Луне не думали, есть АРК и БРЛС, КИ-13, сели планово в Сыктывкаре. В принципе, на "немецких" Ту-134 без РСБН я тогда так привык пользоваться локатором, что только по нему мог выполнить весь маршрут. А с КИ-13 при отказе энергетики, но при хороших погодных условиях на посадке.
Вспоминая тот случай, думаю, вряд ли Луна нам тогда бы помогла при отказе электропитания.
Но в каких-то редких случаях Луна, конечно, может выручить.
Из авиапереговоров
- 716, у вас какие условия видимости?
- Видимость 400 тысяч километров!
- Опа! А как вы определили?
- Луну видно!
Был, по моему в Липецке, организован общественный фонд безопасности полётов. Руководил этим фондом начальник Липецкого центра боевого применения. Они отслеживали лётные происшествия в ВВС и ГА. Выбирали случаи, когда именно лётный экипаж с честью вышел из
тяжелой ситуации. Летчики занявшие первое, второе и третье место награждались грамотами и денежными премиями. Лётчик самолёта Су-27
был лауреатом этого фонда. Начальник Липецкого центра погиб. Что стало с фондом не знаю.
Почти три с половиной года я работал в ОКБ СУ компоновщиком кабины. Кабины самолётов Су-7, С-22 (будущая Су-17), Су-9, Су-11, Су-15 спарка,
Су-15, Су-24, Т-4 (кабина лётчика и кабина штурмана) прошли через мою голову, сердце и руки. Не могу вспомнить был ли на Су-27 компас КИ-13.
Наверно всё же стоял?
Во время всяческих служебных перелётов (в том числе с ОСТАФЬЕВО в САКИ) имел свою "штурманскую карту". Купил чудесную (учебную для 4-го класса) географическую
карту Европейской части СССР. Расчертил на ней нужные маршруты. Координаты брал с бортовых полётных карт. Единственный инструмент -
большой туристский компас. Интересно было наблюдать в районе Курской Магнитной аномалии как начинает вращаться стрелка "моего компаса". Интересно было наблюдать розу ветров зимой около крупных промышленных центров. Она отпечатывалась разными цветами на
снежной поверхности. В салоне или грузовой кабине инженеры всех мастей. Разработчики корабля, катапульты, финишера,, работники ЛИИ, ЦАГИ... Спрашивают- Сергей Борисович где мы? После этого идут к штурману. Возвращаются -Сергей Борисович подойдите к штурману. Со штурманом мы- друзья говорим на ТЫ. Он мне- Учёные проверяют правдивость
твоей информации. Надоели... Штурмана работают, а мы развлекаемся. Летали обычно на АН-24 салон или на Ан-26 рампа.
Самолёты МА ВМФ СССР. Летали на самолётах промышленности Ту-134 , Як-40 , Ан-12 , Ту-124.
Вдруг вспомнил более ранний этап жизни. Я механик на МиГ-17. Учения. По тревоге ночью на Ли-2, на аэродром Титовка.
Прилетает мой МиГ. Обслуживаю и МиГ снова улетает. Подходит инженер эскадрильи - Смирнов твой борт 26 учения закончил и сегодня вечером ваш экипаж заступит на боевое дежурство (у на это называлось дежурное звено). Думаю как же я попаду на свой аэродром? Прилетает наш дивизионный, легкокрылый Як-12. Его пилотирует списанный с истребителей
лётчик-капитан. По его команде снимаю с себя карабин СКС, кладу на пол кабины. Меня сажает на правое место рядом с
с собой. Летим. Я с юмором думаю- почти на персональном самолёте везут, а в водителях у меня офицер морской авиации.
Вечером самолёт борт №26, лётчик, техник и механик заступили на боевое дежурство.