Восхищался всегда, как заправлялись наши самолёты ТУ-95 в воздухе.Одраповцы без посадки летели. Позже летали с Кубы в Анголу. Обратный перелет по маршруту Луанда-Гавана, из-за
мощных встречных воздушных потоков вообще был сродни хождению по канату без страховки...
Много пришлось полетать на заправку топливом в воздухе на ТУ-16 с
левого и правого сидения. Очень сложная система - положить в нужной
точке левое крыло на шланг от заправщика и медленно скользя вправо,
захватить шланг блоком заправки. КОУ подаёт команду - "шланг в захвате". На заправщике, оператор даёт команду- "включаю протяг".
И в трубу заправщика заходит трос и шланг. Когда металлическая часть конца шланга нажмёт микровыключатель на блоке и вставит шланг в
бак заправщика, подаётся команда заправляемому- "вперёд, вверх". И
становишся против белого прямоугольника на фюзеляже заправщика,
который имеет подсветку при заправке ночью. После отдачи положенных
тонн горючего, заправщик даёт команду- "топливо отдано". Правый
лётчик на заправляемом самолёте включает "продув шланга" и при
загорании зелёной лампочки, кк идёт на расцеп со шлангом.
В Весёлом был случай, капитан Б... положил шланг близко к фюзеляжу
заправщика и когда шланг попал в захват, струёй потока от запращика,
заправляемый самолёт бросило с большим креном впереди киля заправщика. Порвали антену и свалились левее заправщика, и с большим
креном, пошли к морю. Хорошо, что оператор на заправщике, перерубил
трос и шланг упал в море. Оба самолёта , не выполнив задания, потеряв
шланг и антенну АРК-5, вернулись домой. На мой взгляд, лучше всех
по 3-4 "сцепки" для заправки и саму заправку в врздухе проводил ГСС
Командующий МА КЧФ Генерал -лейтенант Мироненко Александр Алексеевич. Я очень жалел, что нам, учитывая горький опыт в ДА на
ТУ-22, прозводить заправку топливом в воздухе, ЗАПРЕТИЛИ. Не пришлось попробовать, но плотным строем, часами ходили днём и ночью.
Помогал "проблесковый огонь" на ТУ-22, который яркой вспышкой
освещал стабилизатор ТУ-22 снизу и сверху. В хорошую погоду такой
"огонь", на югах был виден с расстояния до 50 км.