Москва-Петропавловск-Камчатский. Как это было (Ода Ил-62)

prah

Новичок
Оригинал статьи (с фотографиями) на сайте Мой Петропавловск-Камчатский.
2 января прошлого года исполнилось 50 лет с даты, когда в 1963 году легендарный летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза Владимир Коккинаки совершил первый полет на авиалайнере Ил-62. Впоследствии этот самолет стал первым, совершившим прямой перелет Москва-Петропавловск-Камчатский (16 июня 1978 г. — технический рейс). В этом году исполняется 10 лет с момента введения в эксплуатацию последнего Ил-62М (Бортовой №: ST-PRA). Вспомним что прошла авиационная история Камчатки прежде чем первый беспосадочный рейс из Москвы приземлился в аэропорту Петропавловска-Камчатского (Елизово).
И на Камчатке после Победы развитие авиации шло по обоим курсам, военному и гражданскому. С лета 1947 года началось перевооружение военно-воздушных частей, дислоцированных на полуострове и выполняющих задачу прикрытия с воздуха камчатской базы Тихоокеанского флота. А гражданский флот имел тогда единственную взлетно-посадочную полосу – в Халактырке. Елизовский же аэропорт был исключительно военным. Там в конце 40-х – начале 50-х годов стали базироваться первые реактивные Ту-12 (фронтовой бомбардировщик), торпедоносцы Ту-14, бомбардировщики Ил-28, способные нести ядерное оружие… Под эти тяжелые машины в Елизово была построена бетонная взлетно-посадочная полоса длиной 900 и шириной 60 метров.
А вскоре на реактивную тягу перешла и гражданская авиация. Халактырский аэропорт для приема таких самолетов был непригоден. Строить отдельную гавань для взлета и посадки двух-трех самолетов в день было признано нецелесообразным. Высшее военное командование пошло навстречу «Аэрофлоту», дав «добро» на совместную со штатскими эксплуатацию ВПП в Елизово. Да и необходимую реконструкцию полосы провели строители в погонах. Работа заняла без малого четыре года. В 1957 году полоса длиной 2,5 километра была сдана в эксплуатацию. На нее могли садиться самолеты массой до 250 тонн, а тяжелее в то время практически и не было.
Первый Ту-104 (его прототипом, как известно, также стал военный самолет, стратегический бомбардировщик Ту-16) из Москвы, ревя реактивными двигателями, подрулил к зданию елизовского аэровокзала в январе следующего, 1958 года. Кстати, тогда это был единственный в мире гражданский авиалайнер с реактивными двигателями. Правда, очень скоро Ту-104 был вытеснен с линии более надежным и экономичным Ил-18. К тому же из столицы до Камчатки турбовинтовой «Ил» добирался, делая всего две промежуточные посадки, тогда как его реактивный «конкурент», взлетев из Внуково, отмечался последовательно в Омске, Иркутске и Хабаровске. В 1961 году на дальневосточный маршрут вышел Ту-114, который следовал из Москвы до Хабаровска без посадки, а там камчатские пассажиры пересаживались в те же Ил-18 и на них добирались до порта назначения.
С каждым годом число людей, желающих «летать самолетами «Аэрофлота», росло. Соответственно увеличивалось и количество рейсов, связывающих Камчатку с материком. В результате полоса, верой и правдой прослужившая два десятка лет, потребовала дублера. На рубеже 60 – 70-х годов Министерство гражданской авиации поставило перед союзным правительством вопрос о строительства на Камчатке новой взлетно-посадочной полосы, способной принимать любые авиалайнеры. Но на сей раз согласование между гражданским и военным ведомствами затянулся. В итоге вопрос был решен положительно, но ВПП длиной 3,4 километра с требуемыми параметрами ударной нагрузки заработала лишь в 1978 году.
28 июня того же года красавец Ил-62М к великой радости жителей камчатского края стал выполнять регулярные беспосадочные полеты до Москвы и обратно (командиром борта первого рейса был Е. К. Северов). Действительно, добраться до европейской части страны за каких-то 9 часов, причем с максимальным комфортом, – об этом можно было только мечтать. И вот эта мечта камчадалов осуществилась!
Ил-62 имеет мало модификаций:
Ил-62 — базовая. Выпускался в 1967—1974 годы.
Ил-62М — модернизированный. Разработан в 1969 году. Отличался двигателями Д-30КУ со створчатым реверсом тяги, двухщелевыми закрылками, дополнительным топливным баком в киле на 5000 л., системой механизированной загрузки багажа. Первый полёт 10 марта 1968 года. На пассажирских трассах эксплуатируется с 8 января 1974 года.
Ил-62М «салон». Отличался комфортным салоном. Предназначался для первых лиц страны.
Ил-62М ВКП — воздушный командный пункт. Отличается силовой установкой с пониженным уровнем шума, зарубежным навигационным и связным оборудованием. Изготовлен в одном экземпляре, принадлежит МЧС.
Ил-62МГр — грузовой. Коммерческая нагрузка составляет 40 т.
Ил-62МК — модернизированный. Разработан в 1978 году. Число пассажирских мест увеличено до 195, усилена конструкция крыла. Взлётная масса 167 т.
Но время (35 лет интенсивной эксплуатации!) привели ВПП-2 на грань пригодности. Решение проблемы было понятным – реконструкция ВПП-1. А тут и повод подвернулся – подготовка к саммиту глав государств Азиатско-Тихоокеанского региона во Владивостоке.
К исходу нынешнего года полоса, рассчитанная на прием любых авиалайнеров, включая «Боинги» всех модификаций и европейские аэрбасы, включая А-380, была практически готова. Генеральный подрядчик реконструкции – Главное управление строительства дорог и аэродромов при Спецстрое России. Сейчас продолжается прокладка водосточно-дренажной сети, строительство очистных сооружений, внутриаэродромных дорог, ограждения, шумозащитных экранов, зданий различного назначения. В будущем году предстоит построить две новые рулежные дорожки. После чего новая ВПП будет предъявлена для приемки в эксплуатацию.
Между тем «Камчатскому авиапредприятию» уже переданы две новые рулежные дорожки и часть полосы, что позволит лайнерам существенно сократить время рулежки от места стоянки до взлетно-посадочной полосы №2, которая работает в штатном режиме, принимая даже Boeng 777 и Airbus A330.
Сегодня ВПП-1 уже готова. Можно предположить, что следом зайдет речь о реконструкции и ВПП-2. Пустовать точно не будет. Ну и в ближайшее время обещают построить новое здание аэровокзала, существующее, не смотря на реставрацию, уже давно устарело. Правда оно стало неким символом Камчатки, именно его видят все прилетающие на полуостров. А ведь за полувековую историю здание аэропорта практически не изменилось.
Благодаря своей надежности, эффективности и простоте технического обслуживания Ил-62М на долгое время стал флагманом Российского авиастроения. До марта 1997 года Ил-62М был основным самолетом Президента России. Некоторое число самолетов Ил-62М используется научными организациями в качестве летающих лабораторий. Ил-62 — самый долгоживущий самолет в своем классе дальних магистральных машин. Сейчас ему на смену пришел дальний пассажирский самолет Ил-96-300. С 1 апреля 2002 года введен запрет по уровню шума на полеты Ил-62М в Европу. Самолет Ил-62 стал последним самолетом, созданным с эскизного проекта опытного образца до целого ряда модификаций под руководством Генерального конструктора Сергея Владимировича Ильюшина. Последняя выпущенная машина сейчас используется правительством Судана.
 
Реклама
Много ляпов:
"Ил-62М — модернизированный. Разработан в 1969 году. Первый полёт 10 марта 1968 года.
Но время (35 лет интенсивной эксплуатации!) привели ВПП-2 на грань пригодности."

и тд и тп
 
Сегодня ВПП-1 уже готова. Можно предположить, что следом зайдет речь о реконструкции и ВПП-2. Пустовать точно не будет.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
как карты лягут!)) Во Владике вон тоже старая закрыта и неизвестно,что дальше. Огромный новый перрон выкинул на обочину жизни старое здание вокзала и перрон при нем.
Бизнес авиации на ДВ не предвидится. Остается отдать под дрифт-клуб!)
 
Много ляпов:
"Ил-62М — модернизированный. Разработан в 1969 году. Первый полёт 10 марта 1968 года.
Но время (35 лет интенсивной эксплуатации!) привели ВПП-2 на грань пригодности."
и тд и тп

А где тут ляпы???
"Ил-62М — модернизированный. Разработан в 1969 году. Первый полёт 10 марта 1968 года." Именно так. В 68 году началась разработка, уже в марте совершили первый полет на опытном образце и в 69ом разработка закончилась - результатом стал готовый самолет, который в 70-х начал работать на маршрутах.
"на грань пригодности" - здесь вам что не понравилось?

хотелось бы услышать ваши "и тд и тп"...
 
как карты лягут!)) Во Владике вон тоже старая закрыта и неизвестно,что дальше. Огромный новый перрон выкинул на обочину жизни старое здание вокзала и перрон при нем.
Бизнес авиации на ДВ не предвидится. Остается отдать под дрифт-клуб!)

это да. сейчас как раз собираю инфу по заброшенным ВПП. я и не думал что их там много...
 
Спорное утверждение: "Правда, очень скоро Ту-104 был вытеснен с линии более надежным и экономичным Ил-18.".
Лично летел на ту 104 на Камчатку в 1966 году, 5 взлетов и посадок! Хорошо запомнил!!! А вовсе не в 1961 заменил ту 114 этот бывший бомбардировщик ту 104.
Да и Ил 18 летал на Камчатку всего с ОДНОЙ посадкой в Красноярске, а не с двумя, как утверждает автор...((
 
Спорное утверждение: "Правда, очень скоро Ту-104 был вытеснен с линии более надежным и экономичным Ил-18.".
Лично летел на ту 104 на Камчатку в 1966 году, 5 взлетов и посадок! Хорошо запомнил!!! А вовсе не в 1961 заменил ту 114 этот бывший бомбардировщик ту 104.
Да и Ил 18 летал на Камчатку всего с ОДНОЙ посадкой в Красноярске, а не с двумя, как утверждает автор...((
В 70-х гг. были рейсы Ил-18, когда он при полёте на Камчатку из Москвы делал и по 3 остановки для смены пассажиров и дозаправки.
 
Назад