Может ли один пилот пересилить другого?

Carolus

Вечный скептик
Как устроено двойное управление современным гражданским авиалайнером? Может ли один из пилотов на своём месте отменить действия другого или пересилить действия напарника за счёт собственных действий, если тот совершает убийственный манёвр?

Мне вспоминаются следующие случаи:
- намеренное пикирование второго пилота египетского самолёта около побережья США (причём командир был в кабине, на своём месте, и пытался поднять самолёт, однако думал, что второй пилот тоже пытается вытянуть машину, то есть заблуждался относительно намерений напарника);
- катастрофа под Иркутском, когда в левом кресле оказался мальчик, сын командира - всё время, пока сам командир пытался попасть в своё кресло, второй пилот ничем не смог помочь (а вот командир едва не спас жизни всех, успев вернуть машину в горизонтальный полёт, но налетел на сопку);
- катастрофа с самолётом ярославского "Локомотива", когда пилот в правом кресле упёрся ногами в педали да так и не смог их отпустить вследствие центробежной силы, наоборот, давил их сильнее - но здесь левый пилот почему-то оказался полностью бессилен помочь своему коллеге, хотя всё видел);
- катастрофа с АН-148 в этом году, когда левый пилот (командир, кстати) направил машину вниз, а правый пилот безуспешно пытался поднять её выше, причём, судя по расшифровке речевого самописца - понимал, что скорость по табло низкая, что командир тянет машину вниз, только не очень соображал, зачем.
Почему у них у всех ничего не получилось?

P.S. Когда-то при СССР в кабине экипажа штатно хранился пистолет. И однажды его даже использовали по назначению. То есть предполагалось, что в кабину могут пожаловать гости с дурными намерениями. Для члена экипажа разве такие же намерения исключены?!
 
Реклама
P.S. Когда-то при СССР в кабине экипажа штатно хранился пистолет. И однажды его даже использовали по назначению. То есть предполагалось, что в кабину могут пожаловать гости с дурными намерениями. Для члена экипажа разве такие же намерения исключены?!
Теперь представьте члена экипажа с такими же намерениями, да ещё с пистолетом.
 
P.S. Когда-то при СССР в кабине экипажа штатно хранился пистолет. И однажды его даже использовали по назначению. То есть предполагалось, что в кабину могут пожаловать гости с дурными намерениями. Для члена экипажа разве такие же намерения исключены?!
Откуда такие свединия? Пистолет не штатно в самолёте хранился, а в кобуре КВС. Штатно на ВС только ракетница.
 
охранник с ППШ, овчарка и колючая проволка (под напряжением), вот настоящие атрибуты безопасности в кокпите.
 
А ещё навигационная линейка НЛ10М хорошо помогала против злонамеренных пилотов. Вот зря убрали штурманов из кабины, ой зря! Сначала пистолет, потом штурманов... Дождались Любица в итоге!
На Ан-2 струбцина на месте. Неувядающая классика
 
Может случай был и не один, но самый громкий ТУ-134 в Тбилиси в 1983. Экипаж стрелял из двух пистолетов.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Попытка_угона_Ту-134_в_ноябре_1983_года
Штурман Гасоян, Герой Советского Союза:

гасоян.jpeg
 
Может случай был и не один, но самый громкий ТУ-134 в Тбилиси в 1983. Экипаж стрелял из двух пистолетов.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Попытка_угона_Ту-134_в_ноябре_1983_года
Именно этот случай я и имею в виду. И пистолет был, очевидно, не в кобуре у КВС. И вообще не в кобуре. Но, кстати, кобура, особенно если не пустая, мешает сидеть (если поясная) или выполнять движения руками (если плечевая). То есть, в реальности "пистолет в кобуре" всё равно будет лежать где-нибудь в кабине - он обычно пилоту не требуется.

Но я спрашивал про то, может ли один пилот со своего места своим управлением самолёта пересилить действия другого пилота, если: а) понимает, что визави сейчас делает "ой, большую бяку", б) ясно понимает, что есть бяка и в чём именно она сейчас состоит, но не понимает, что это бяка вызвана действиями визави. В обоих случаях требуется пересилить своим управлением - управление визави, чтобы самолёт слушался того пилота, который знает, что делает. Но реально ли?

P.S. А вот если пилот понимает, что визави сейчас делает бяку злонамеренно, а не по ошибке - можно использовать струбцину и навигационную линейку НЛ10М, но почему-то ни одного такого случая история пилотирования не знает.

Теперь представьте члена экипажа с такими же намерениями, да ещё с пистолетом.
Сумасшедшего КВС (буйного, выбегающего в салон и орущего бредовые идеи пассажирам) я себе представляю. Дело было в США. ВП для начала не пустил КВС обратно в кабину, затем после экстренного приземления его принудительно отправили на психиатрическое освидетельствование. То бишь, ситуация, зеркально обратная случаю с Любицом. "А если бы он вёз патроны?" (с)

Дождались Любица в итоге!
Египетский "Любиц" был мусульманин. Поэтому он, наверное, решил полагаться на волю Аллаха, и не стал (как сделал Любиц) выпроваживать своего командира из кабины. Тем не менее, у него получилось сделать при командире то же самое, что сделал Любиц. Допустим, КВС не понял, что самолёт пикирует вниз именно благодаря действиям ВП, а не вопреки. Но зачем кричать тому "тяни", если можно было его струбциной по башке вырубить, а потом самостоятельно вывести самолёт в горизонтальный полёт? Они с эшелона спускались: минуты полторы-две времени у КВС точно было.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Как устроено двойное управление современным гражданским авиалайнером? Может ли один из пилотов на своём месте отменить действия другого или пересилить действия напарника за счёт собственных действий, если тот совершает убийственный манёвр?
На некоторых самолетах есть возможность аварийного рассоединения проводки управления между штурвалами,в остальных случаях левый и правый штурвал и педали жестко связаны между собой и работают синхронно.
 
На некоторых самолетах есть возможность аварийного рассоединения проводки управления между штурвалами,в остальных случаях левый и правый штурвал и педали жестко связаны между собой и работают синхронно.
Есть ли тогда смысл вообще что-либо предпринимать в случае, когда действия пилотов очевидно рассогласованы?
 
Есть ли тогда смысл вообще что-либо предпринимать в случае, когда действия пилотов очевидно рассогласованы?
Расцепление проводки управления рассчитано не на случай неадекватных действий одного из пилотов, а на случай заклинивания элементов системы. Есть смысл уделять большее внимание подготовке пилотов и отбору. Психи не должны быть на борту.
 
Ну, вот обсуждают катастрофу Ан-148 в феврале. Психов там не было. Убийц тоже не было. Паникёр, вероятно, был. Но был и второй пилот, который предпринимал верные действия. Только, похоже, все эти действия суть сизифов труд - к результату (в данном случае к выведению машины в горизонтальный полёт) привести даже теоретически неспособны.

А с учётом того, что сейчас описанные Ершовым слётанные пары пилотов - редкость или вообще отсутствуют, и КВС с ВП знакомятся едва ли не в кабине, то полагаться 100% на своего напарника априори невозможно. Если напарник даже не окажется психом - кто даст гарантию, что он не окажется полным неучем или психологически неготовым к ЧС в полёте?
 
Ну, вот обсуждают катастрофу Ан-148 в феврале. Психов там не было. Убийц тоже не было. Паникёр, вероятно, был. Но был и второй пилот, который предпринимал верные действия. Только, похоже, все эти действия суть сизифов труд - к результату (в данном случае к выведению машины в горизонтальный полёт) привести даже теоретически неспособны.
Действия должны быть уверенные, а не "Разговор шёпотом из-за угла". Когда меня, в детстве, КВС пытался загнать в ЛЭП, то никакая субординация и воспитание не остановили меня от действий и высказывания, что по этому поводу думаю!
 
Последнее редактирование:
Один раз на глиссаде 2П(борец вольник) зажал управление. КВС понять не может- чё за ..... Жмёт раз за разом КБО, на пульте АП вроде всё выключено. Потом дошло... " Вова, ... отпусти!" :D
 
Один раз на глиссаде 2П(борец вольник) зажал управление. КВС понять не может- чё за ..... Жмёт раз за разом КБО, на пульте АП вроде всё выключено. Потом дошло... " Вова, ... отпусти!" :D
Когда костяшки белые, то спасет струбцина...:)
 
ЗА МЕШОК!(инструкторский стих)

Чайник сока выдул я,
Пот течёт рекой.
Кто полёты выдумал
По жаре такой?
По бетону лазаю,
Как по пузу вошь,
Командир приказывал:
«За мешок пойдешь!
С тем курсантом Вовочкой,
Что не мог никак
Первый тренировочный
Сделать на сложняк».
Вовочка за партою –
Старый анекдот!
А теперь он стартовый
За троих сожрёт!
В парне – сила личности,
Трактористом был!
Но до фанатичности
Небо полюбил.
«Ты у нас для Вовочки – лучший экипаж:
Есть и подготовочка, и прошёл тренаж».
«Нет, — сказал, — вопросов», — я, — «Где он, ваш пилот?»
«А вон он, с папиросою лезет в самолёт».
А мне слетать – безделица, запуск и пошли,
А жара аж стелется, в мареве кили,
Между плит ни лужицы, ручка жжёт ладонь.
На отрыве тужится наш крылатый конь.
Мы сидим, как всадники, ноги в стременах,
Сдули палисадники, сдули баб в штанах,
Расчесали дачные грядки на пробор
И весьма удачно мы перешли в набор.
В направленьи заданном самолёт, как гвоздь,
Ловко прёт, как надо нам, в небе он не гость!
Вот он в зону первую сунул фюзеляж –
Мука непомерная, если в зоне пляж.
Небо украинское, украинский пот,
Но как баня финская, чешский самолёт.
Вова к центру двинулся, заломил вираж,
Воздух аж раздвинулся, завихрился аж.
Носом к солнцу Вовочка бочку крутанул.
Ничего сноровочка – шеф не обманул!
Говорил: «Давай, ещё, над рекой пройдись,
Больно вызывающе дамы разлеглись.
Слишком уж нескромными
Выглядят с небес
Вон те две, с огромными,
И соседки, без».
Вовочка спикировал на колонны тел,
Точно как планировал и как я хотел.
В действиях – стремительность, чёткость – как в строю.
В общем, Вовик бдительность притупил мою.
Ноги снял с педалей я и разинул рот,
По заданью далее был переворот.
Как пошли кабрировать, я аж захрапел
И отреагировать даже не успел.
Задрожали стрелочки (подлый тракторист),
Закружилась «Элочка», как осенний лист.
Заскользила в штопоре, тучки теребя,
Ручка, как на стопоре, взята на себя.
Я – мужик с характером, и что было сил,
Вежливо, нематерно, ручку попросил:
«Вовочка-Володенька! — стал я ублажать
Ты ещё молоденький, дяде дай слетать?!»
Хилый, как Дюймовочка, с кепкой – метр едва,
Оказалось, Вовочка – это Рэмбо-2!
И в пылу вращения, будто лёгкий шок,
Понял я значение слова «За мешок».
Занудило в череве, и вообще везде,
Падаем, как с дерева, два птенца в гнезде.
Злость во мне бессильная зреет, как нарыв,
Не сравнить усилия. Скоро полторы.
А на пляже лодочки, да покой реки,
И сидят в той лодочке, грустно рыбаки.
Солнца вишня красная катится за лес.
Чувствую, напрасно я, в самолёт залез.
А внизу проекции женщин и по нам,
Но не до эрекции почему-то нам.
Никакие нежности в мысли не идут,
Ежели промежности подвесные трут.
Ларинги Отелами сжали кадыки...
От судьбы Гастелловой мы недалеки.
Не убрать скольжение, «Элка» – как утюг,
А у нас движения – как у коротюг.
Преем мы, как мерины, дергаем рули,
Мягким местом меряем метры до земли.
Ёрзает седалище как последний зад,
Держки, намекающе, по ногам стучат.
Пьяным глазом щурится алое табло,
Только мне на улицу выходить облом.
Стрелки – аж зашкалило, так идём ко дну,
Загнанным шакалом я выпустил слюну:
Остаюсь без ужина. 800 уже!
А толпа, как в Тушино или в Ля Бурже.
Собрались у берега, тычут в самолёт.
Лишь один в истерике, видимо, пилот.
Мне с моею грыжею (командир простит)
Приземленья, вижу я, не перенести.
И не подчиняется самолёт никак,
На ремнях болтается лишний, как рюкзак.
Но когда старается кто-то, раз 500,
То ребром, случается, двушка упадёт.
В диком извращении Вовочкиных поз
Прекратил вращение штопорящий нос.
Более уверенно мы к земле пошли,
Тут уж соразмерение Вовка взял рули!
Перегрузкой вывода сбил накал страстей,
Погребли до привода вёсла плоскостей.
Ковыляя весело, «Элка» в круг вошла,
Лопухи развесила и дала козла.
Банку пива выдул я, пот течёт рекой...
Кто полёты выдумал по жаре такой?
****

(с) Интернет
 
Вот так народ и забывает авторов. "Интернет". Должен быть автор, и ясно что это летчик. Талант
 
Последнее редактирование:
Реклама
Назад