16.03.2009. Счетная палата выявила финансовые нарушения при проверке аэропорта "Геленджик"
В минувшую пятницу Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты проверки законности и эффективности расходования бюджетных средств, направленных на развитие аэропорта «Геленджик» - строительство взлетно-посадочной полосы в рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)» в 2006-2008 гг. С сообщением выступил аудитор Михаил Бесхмельницын.
На Коллегии отмечалось, что на момент принятия решения о реконструкции аэропорт «Геленджик» не имел статуса самостоятельного авиапредприятия и являлся планово-убыточным, а с 2004 г. не работал. Модернизация аэропорта была возможна лишь в рамках нового строительства и диктовалась необходимостью развития города-курорта Геленджик. В 2005 г. Минтрансом России как государственным заказчиком был проведен конкурс по определению победителя на производство работ по объекту «Развитие аэропорта «Геленджик» - строительство взлетно-посадочной полосы. Краснодарский край».
Как следует из представленных на Коллегии материалов, для получения преимущества на конкурсе Корпорация «Трансстрой» вступила в простое товарищество «Консорциум Транс-Геленджик» с ОАО «Центродорстрой» и ЗАО «Радар ГА». Консорциум был организован с единственной целью выиграть тендер. С победителем конкурса в лице Корпорации «Трансстрой» был заключен государственный контракт от 6 октября 2005 г. Проверка установила, что оговоренные при образовании Консорциума условия выполнены не были - ОАО «Центродорстрой» и ЗАО «Радар ГА» не числились в реестре субподрядчиков.
Начиная с 2004 г. государство предусмотрело и выделило на финансирование объекта 5,9 млрд. руб., из них в проверяемом периоде - 5,4 млрд. руб., кассовое исполнение - 5,2 млрд. руб.
В ходе контрольного мероприятия было установлено нецелевое расходование бюджетных средств ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» в размере 8,8 млн. руб.
При проверке объемов выполненных работ непосредственно на месте строительства установлены факты оплаты невыполненных работ (услуг) в размере 12,6 млн. руб.
По состоянию на 2 февраля 2009 г. не выкуплено земельных участков площадью 131 303 кв. м общей стоимостью 643,7 млн. руб.
В соответствии с постановлением Правительства России от 10 апреля 2008 г. срок завершения работ по данному объекту - 2008 г. Однако по состоянию на 1 января 2009 г. работы по строительству не завершены. Взлетно-посадочная полоса аэродрома «Геленджик» готова к обеспечению приема воздушных судов типа ЯК-42 в светлое время суток с использованием вахтового метода доставки персонала и необходимого инженерно-авиационного оборудования. В связи с неисполнением инвестором взятых обязательств по возведению объектов инфраструктуры (аэровокзал и т.п.) аэропорт не готов к эксплуатации, к обеспечению пассажирских, грузовых и почтовых перевозок.
На Коллегии также отмечалось, что в ходе контрольного мероприятия имело место непредставление Росавиацией информации по запросу Счетной палаты.
Коллегия решила направить информационное письмо в Минтранс России, а также представления в Минфин, Минрегионразвития России, Федеральное агентство воздушного транспорта и ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания и ФСБ России.
Департамент информации
Счетной палаты Российской Федерации
16 марта 2009 года