Шереметьево и «Аэрофлот» делят третий терминал
Аэропорт Шереметьево хочет увеличить свою долю в третьем терминале, который может быть построен уже к 2007 г.
Совет директоров ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ), заседание которого запланировано на 4 апреля, планирует рассмотреть вопрос об одобрении сделки по приобретению аэропортом доли акций в Шереметьево-3. Кроме того, руководство компании планирует утвердить план производственно-финансовой деятельности и бюджет на 2005 г., сообщает пресс-служба аэропорта. На прошедшем 11 марта заседании совет директоров «Аэрофлота» принял решение продать аэропорту Шереметьево 100% акций которого принадлежат государству, блокирующий пакет акций (25% плюс одна) в ОАО «Терминал», созданном еще в октябре 2003 г. для реализации проекта строительства Шереметьева-3. Однако «Аэрофлот» пока не утвердил опцион на увеличение доли Шереметьева до 50%. По данным экспертов, доли основных акционеров в ОАО «Терминал» уже определены.
Международный аэропорт Шереметьево – один из крупнейших аэропортовых комплексов России – в 2004 г. обслужил 12,865 млн пассажиров (на 11,48% больше, чем в 2003г.), что составляет около четверти от общего пассажиропотока аэропортов Российской Федерации и более 60% – международных воздушных линий. Услугами аэропорта Шереметьево пользуются более 100 российских и иностранных авиаперевозчиков. По предварительным данным, чистая прибыль ОАО «МАШ» за минувший год увеличилась на 4,2% по сравнению с 2003 г., составив 667,5 млн руб. Выручка Шереметьева выросла на 6,38% – до 4,3 млрд руб., при этом доходы от авиационной деятельности составили 3,15 млрд руб., а объем продаж – 4,3 млрд руб. (до 12,865 млн чел.). Основной акционер ОАО «Аэрофлот – российские международные авиалинии» – Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом РФ (51,17% акций компании). Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ владеет еще 26,10% акций, ЗАО «Депозитарно-клиринговая компания» – 7,40%, «Национальный депозитарный центр» – 2,40%, а компании Lindsell Enterprises Limited – 1,56%. По итогам 2004 г. капитализация авиаперевозчика составила почти 1,36 млрд долл. Чистая прибыль ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» в прошлом году выросла на 1,193 млрд руб. по сравнению с 2003 г. – до 5,171 млрд руб. Расходы компании в минувшем году снизились на 3683,9 млн руб.
Строительство третьего терминала, которое может быть завершено уже к 2007 г., оценивается в 430 млн долл. «Новый терминал будет строиться в расчете на обслуживание 9 млн пассажиров ежегодно», – рассказала RBC daily руководитель пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Данненберг. По ее словам, пока неизвестно, кто будет привлечен в качестве генподрядчика, который должен быть определен по результатам тендера. Шереметьево-3 строится с целью разгрузить существующие терминалы, повысить сервис и комфорт для пассажиров, отметила Ирина Данненберг. «Строительство нового терминала – ключевой момент для развития «Аэрофлота», испытывающего сейчас острую нехватку мощностей в условиях увеличения трафика, который позволит компании улучшить динамику своего развития», – сказал ведущий аналитик компании «Еврофинансы» Юрий Росиков. Доли участия акционеров уже практически определены. «Пока аэропорту Шереметьево достанутся 25% плюс одна акция, Внешторгбанку и «Аэрофлоту» – по 30% акций, а Сбербанку – 15%», – рассказал RBC daily аналитик компании «ЦентрИнвест Секьюритис» Михаил Ганелин. Впрочем, по мнению некоторых экспертов, для «Аэрофлота» было бы лучше оставить за собой контрольный пакет акций. «Однако у этой идеи много противников, которые считают, что инфраструктура в отрасли (в данном случае терминал аэропорта, эксплуатационные службы) должна контролироваться государством, а авиаперевозчиками только использоваться», – отметил Юрий Росиков.
Финансовое обеспечение проекта, по данным экспертов, будет осуществляться также в соответствии с долями акционеров. Так, по словам аналитика из «ЦентрИнвест Секьюритис», сам «Аэрофлот» предоставит порядка 150 млн долл., Шереметьево – около 100 млн, Внешторгбанк – 130 млн, а Сбербанк – 65 млн. Остальные средства, видимо, будут привлечены за счет других источников. Основные инвестиции в проект требуются для строительства посадочных полос. Аналитики предполагают, что после введения в эксплуатацию нового терминала доля Шереметьево-2 в пассажиропотоке серьезно снизится, возможно, он будет перепрофилирован на грузовые перевозки.
Как показывает опыт международного аэропорта Домодедово, который управляется группой «Ист Лайн», управление бизнесом частными компаниями может быть вполне успешным. «Пример Домодедово – иллюстрация тезиса, что государственное управление бизнесом менее эффективно», – считает Юрий Росиков. Масштабная реконструкция аэропорта Домодедово, проведенная группой «Ист Лайн», уже позволила увеличить пассажиропоток на 30% в 2004 г. – до 12 млн чел., сообщила пресс-служба аэропорта. В 2005 г. Домодедово прогнозирует пассажиропоток более 13,3 млн чел. По данным компании, доля аэропорта Домодедово в Московском авиационном узле составляет 44,3%. В перспективе «Ист Лайн» также планирует приступить к строительству Терминала-2, предназначенного для обслуживания международных рейсов. Терминал-2 планируется ввести в строй в 2007-08 гг. По мнению экспертов, только серьезное расширение мощностей ведущих аэропортов сможет обеспечить прогнозируемый экспертами ежегодный рост авиаперевозок через Москву на 10%.
Отдел компаний
Ольга Соколик, 04.04.2005