На днях Ужгородский аэропорт отмечает 72-летие. Важный инфраструктурный объект Закарпатской области имеет большую историю, но пока не принимает регулярных рейсов.
Какие перспективы у аэропорта, когда он заработает на полную мощность, что для этого нужно, рассказал директор ЗОКП «Международный аэропорт Ужгород» Евгений Гапоненко в Ужгородском пресс-клубе.
Особенность аэропорта в том, что взлетая и садясь самолет вынужден делать петлю над территорией соседней Словакии. До лета 2016 года аэропорт работал по межправительственному соглашению между Украиной и Словакией. Оно закончилось, а новое не заключили. За время действия соглашения Словакия вступила в ЕС и перешла на европейскую документацию. И теперь новым условием является выполнение требования о сертификации украинского провайдера авианавигационных услуг "Украэрорух" согласно Евронормам. Для этого необходим аудит.
Сейчас аэропорт может принимать самолеты только в светлое время суток по визуальной схеме захода на посадку. Обслуживаются чартеры из Киева и ближних европейских стран.
Регулярные рейсы могут быть восстановлены лишь после получения разрешения на выполнение полетов по правилам полетов по приборам и подписания соглашения между Украиной и Словакией, где будет прописана ответственность сторон и принципы взаимодействия. В течение года был проведен ряд встреч. На крайней, в сентябре, со стороны Украины присутствовали представители Госавиаслужбы и "Украэроруха", а со стороны Словакии – минобороны, департамента гражданской авиации и представители EASA. Там и обсуждались механизмы, как можно решить создавшуюся коллизию. "Украэрорух" в поктяре месяце подал заявку на готовность к выполнению аудита по части их закарпатского подразделения.
Словацкая сторона поддерживает проведение аудита EASA. Сами же представители EASA говорят, что срок аудита займет в пределах двух-трех месяцев. Заявка "Украэроруха" уже в работе. В случае успешного прохождения аудита, диспетчеры Ужгородского аэропорта получат европейский сертификат.
Проверять будут не только оборудование и документацию, но и персонал, их образование и уровень знания английского языка. Также будет проведена оценка их взаимодействия с подразделениями метеослужбы и аэропорта. Зная, как европейцы относятся к аудиту, необходимо настроиться на то, что это не формальность, а серьезная процедура. Сертификация по европейским нормам неизбежна. Оплачивать аудит будет "Украэрорух".
Взлетно-посадочная полоса могла бы работать в оба направления, но направление "в сторону Украины", к сожалению, застроено. Давным-давно неоднократно обсуждалась идея о возможности переноса аэропорта в город Мукачево, но абсолютно никаких действий после обсуждений не последовало. А в самом Ужгороде подходящей площадки нет.
Аэропорт для своего успешного развития сам должен искать выгодные для себя и населения варианты сотрудничества с авиакомпаниями и аэропортами-партнерами.
Срочно необходимо приобретать современное навигационное оборудование, а также спецтехнику. Действие сертификата светосигнальной системы постоянно продлевается и срок продления каждый раз становится короче. Весь спецтранспорт, который базируется у нас, еще советских времен, на базе ГАЗ, МАЗ и так далее, все это уже давно непривлекательно для авиаперевозчика. Авиакомпании хотят, чтобы у аэропорта был качественный современный хэндлинг ‒ это автономный источник питания, воздушный запуск, заправка водой и т.д. Это большие расходы для аэропорта.
Кроме модернизации навигационного оборудования и спецтехники, жизненно важно привлекать авиационных специалистов на новых условиях. Необходимо прописать концепцию, найти механизмы как привлечь специалистов с образованием, опытом работы по профилю, знанием английского языка. В Ужгороде таких авиаторов просто нет. Уже потеряно два поколения специалистов. Что будет дальше? Как из Киева, Львова, Харькова таких специалистов завлечь? Нужна достойная оплата труда и соцпакет. Сейчас об этом не говорят ни на местном, ни на госуровне. В ситуации с аэропортом необходимо консолидировать все возможные усилия. Аэропорту необходима как политическая, так и финансовая поддержка.