→ Беседа с руководителем
Об открытии грузового и строительстве второй очереди пассажирского терминала аэропорта "Жуковский"
19 ноября 2018 года / Михаил Вахнеев / Aviation EXplorer
6 ноября подмосковный аэропорт «Жуковский» впервые в своей истории обслужил миллионного пассажира, обслуженного в течение года. Юбилейным пассажиром стала Елена Мельникова, возвращавшаяся рейсом «Уральских авиалиний» из Тбилиси. Данное событие, безусловно, является знаковым для нового областного аэропорта, открытого только в 2016 году.
О перспективах роста, планах по развитию аэропорта и работе с авиакомпаниями представителям федеральных и отраслевых СМИ рассказали генеральный директор управляющей компании аэропорта «Жуковский» - АО «РампортАэро» Томас Вайшвила и первый заместитель генерального директора АО «Рампорт Аэро» Евгений Солодилин.
- Сегодня авиакомпания «Уральские авиалинии» перевезла миллионного пассажира аэропорта «Жуковский». В первую очередь хочется узнать, как складывается ваше сотрудничество с этой авиакомпанией?
Томас Вайшвила: Не секрет, что «Уральские авиалинии» это наш базовый перевозчик. Мы очень рады, что это одна из первых авиакомпаний, которая поверила в аэропорт «Жуковский». Этот год, по планам, мы закончим с пассажиропотоком в 1,2-1,3 млн человек. Думаю, что по итогам 2018 года, причем, доля «Уральских авиалиний» в этом общем пассажиропотоке составит порядка 650-700 тыс. человек. На следующий год мы прогнозируем существенный рост пассажиропотока в целом, и по нашему базовому перевозчику в частности. «Уральские авиалинии» чувствуют себя очень уютно в «Жуковском», и в коммерческом плане, и в производственном.
Достижение показателя в миллион пассажиров в год поднимает наш статус как аэропорта. Мы входим в тройку самых молодых аэропортов России. Здесь был аэродром, но не было аэропорта и никакой аэропортовой инфраструктуры. За короткий срок нам удалось построить аэропорт и совместно со всеми службами создать то, что сегодня эффективно функционирует. И если изначально у ряда специалистов был скепсис по поводу необходимости и нужености аэропорта в Жуковском, то показатель в миллион пассажиров этот скепсис полностью развеивает.
Я и вся наша команда очень благодарны не только авиакомпаниям, поверившим в нас, но и пассажирам, выбравшим Жуковский. Если будем работать плохо, то люди просто не полетят к нам или от нас. Чистый вокзал, более-менее удобная транспортная доступность, хорошие автобусы, вежливый персонал - из этих вещей складывается аэропорт. Я уверен, что все это у нас будет только лучше и лучше.
- Сколько пассажиров вы планируете обслужить в следующем году?
Томас Вайшвила: Планка, которую мы хотим достигнуть в следующем году – 2 млн пассажиров. Это может показаться небольшим достижением, на фоне московских аэропортов с пассажиропотоком по 30-40 млн, но поверьте, даже в крупных аэропортах каждый миллион пассажиров дается очень не просто. Аэропортов-миллионников в России всего около 20, и наш молодой аэропорт уже в их числе. Надеемся, в следующем году вступить в клуб аэропортов-двухмиллионников, а таких в стране около десятка.
- Рост пассажиропотока неизбежно потребует дальнейшего развития инфраструктуры. А это очередные инвестиции. Каковы ваши планы по расширению аэропорта?
Евгений Солодилин: Мы понимаем, что в следующем году мы подойдем к планке в 2 млн пассажиров, а это уже близко к пиковой нагрузке существующего терминала, который был построен в 2016 году. В конце этого - начале следующего года мы планируем начать проектировать вторую очередь пассажирского терминала аэропорта. Нами разработан генеральный план развития аэропорта. Мы понимаем, что инфраструктура аэродрома может принимать до 25 млн пассажиров в год, но к этому будем идти поэтапно.
Итак, следующий этап – спроектировать вторую очередь терминала так, чтобы пропускная способность нового и действующего терминалов суммарно соответствовала пассажиропотоку в 6 млн пассажиров в год. Может быть, подойдем к цифре 6,5-7 млн пассажиров. А третий этап будет уже в расчете на общий пассажиропоток в 10-11 млн пассажиров.
Кроме того, начато строительство грузового терминала, который планируем запустить в первом квартале 2019 года. Также мы начали строительство стоянок для воздушных судов общей площадью 86 тыс. квадратных метров, которые будут использоваться пассажирской и грузовой авиацией. Однако все же основная задача – начать проектировать вторую очередь пассажирского терминала, так как в следующем году мы достигнем пиковой нагрузки, и нужно будет к 2020-м году уже запускать в эксплуатацию вторую очередь.
Мы не будем строить громоздко, мы будем строить компактный удобный терминал и интегрировать новый терминал с действующим в единый комплекс. Когда мы проектировали действующий мы терминал, многие системы уже закладывались из расчета на расширение и интеграцию со второй очередью.
- Вы сказали про 25 млн пассажиров. Действительно есть такой потенциал?
Евгений Солодилин: У нас планы большие и серьезные, но мы говорим про возможности инфраструктуры в ближайшей и несколько более дальней перспективе. Аэродромная инфраструктура способна пропускать 25 млн пассажиров в год, но мы не ставим себе конкретных сроков, когда дойдем до этих объемов. У нас есть задача в следующем году начать проектирование, к 2021 году обеспечить пропускную способность до 6 млн пассажиров в год. Если рост пассажиропотока будет более быстрым, и рынок «говорит», что мы будем быстро расти, начнем развивать свою инфраструктуру более быстрыми темпами.
- Каков предполагается объем финансовых вложений во вторую очередь терминала аэропорта?
Томас Вайшвила: Инвестиции во вторую очередь терминала и еще дополнительного перрона со всей инфраструктурой - порядка $45 млн. Это все средства акционеров. На втором этапе мы видим большую заинтересованность банков, которые тоже в нас поверили. Когда три года назад мы обращались в банки, то они говорили: полетите, а мы там посмотрим. Сейчас уже ситуация изменилась кардинально
- Кого из новых перевозчиков вы ожидаете в следующем году?
Томас Вайшвила: Ожидаем, но мы традиционно не говорим названия. Могу сказать только, что они будут и российские и зарубежные. Минимум два перевозчика в следующем году должны появиться в нашем аэропорту. В планах, как всегда, хочется больше и быстрее. Много чего хочется сразу, но авиация не терпит таких вещей. Все должно быть плавно, своевременно и гармонично. Могу лишь сказать, и мы надеемся, что в следующем году у нас появится еще один базовый перевозчик.
- С появлением базовых перевозчиков, наверное, становится актуальным вопрос обеспечения технического обслуживания воздушных судов в аэропорту?
Евгений Солодилин: У нас предусмотрена генеральным планом база технического обслуживания и ремонта воздушных судов. Более того, мы запланировали это на 2019-2020 годы. С операторами еще не определились, но у компаний ТОиР интерес есть.
- Что поменялось в работе аэропорта после выхода Avia Solutions Group из проекта?
Томас Вайшвила: Ничего. В ближайшее время будут хорошие, позитивные новости насчет нашего руководящего состава, но мы как работали, так и работаем. Планы развития и задачи, которые нами ставятся, никак не изменились. Всем уже понятно, что проект пошел. Главная задача, чтобы он шел никак не медленнее, а наоборот, как можно быстрее. В этом году из ожидаемых 1,2 млн пассажиров около 100 тыс. пассажиров будут перевезены на внутрироссийских линиях. Все остальные – международные. Это очень важный показатель. Международные рейсы и международный грузооборот - очень актуальные темы. С открытием международного грузового терминала появится дополнительная возможность зарабатывать и авиакомпаниям, и аэропорту, и быть интересными и полезными рынку.
- Вы уже определились с пулом грузовых перевозчиков?
Евгений Солодилин: Вообще, на сегодняшний момент, мы уже работаем с шестью перевозчиками, и их количество после открытия международного грузового терминала увеличится. К нам еще прибудут российские компании и несколько зарубежных. Мы хотели бы отдельно отметить, что в 2016 году, когда начинали реализацию проекта аэропорта «Жуковский», одним из наших акционеров было принято решение о создании грузовой авиакомпании SkyGates. Она потихоньку развивается, уже есть три воздушных судна 747-400F. Конечно, при открытии грузового терминала в «Жуковском» мы будем работать и с этой авиакомпанией, но, кроме того, есть еще ряд серьезных грузовых авиаперевозчиков. Я бы не хотел говорить какие, но это авиакомпании, которые все на рынке знают.
- Каковы будут инвестиции в грузовой терминал и каков объем грузов он сможет обрабатывать?
Евгений Солодилин: Грузовой терминал мы уже заканчиваем. Объем инвестиций в сам грузовой терминал составил около $12 млн, грузопоток, который будет пропускать через себя этот терминал - 80 тыс. тонн. в год. Он уже в высокой степени готовности, в самое ближайшее время будем его запускать.
- Вы обращались в РЖД по поводу строительства отдельной железнодорожной ветки в аэропорт?
Вы знаете, что мы много работали в направлении транспортной доступности. И один из результатов этой работы - в день первого рейса в «Жуковском» была открыта платформа на железнодорожной станции «Отдых» в городе Жуковский, которая позволяет принимать поезда типа «Спутник». Эти поезда ходят с Казанского вокзала, время в пути всего 32 минуты. От «Отдыха» организованы автобусы-шаттлы до нашего терминала, которые ходят каждые 12 минут. Если рассчитать время, то прибыть в «Жуковский» из Москвы можно всего за 50 минут и без риска попасть в пробку.
Можно добраться до аэропорта и автобусом от станции метро «Котельники». Сейчас Роставтодор объявил о начале реализации проекта обхода поселка Октябрьский. Это важный момент, так как поселок располагается по Рязанскому шоссе, где основные пробки, которые мешают быстро добираться до аэропорта. Это тот момент, который не позволяет нормально начать развиваться и приступить к реализации второго этапа. Мы открыто говорим, как инвесторы, что если бы вопрос с обходом Октябрьского был решен раньше, то мы бы раньше начали проектировать вторую очередь пассажирского терминал, и, возможно, уже приступили бы к его строительству.
Что касается отдельной железнодорожной ветки в аэропорт, мы подходим к такому проекту достаточно рационально. Железнодорожная ветка строится за бюджетные средства. Мы понимаем темпы своего развития. Чтобы сюда завести ж/д ветку, необходимо обеспечить ее загрузку минимум 6 млн пассажиров в год. И это не условия РЖД, это - экономика, и она будет работать от 6 млн пассажиров в год. Мы это все прорабатывали, надо сначала сделать автодороги, а потом говорить об РЖД.
- Какие новые рейсы у вас появились в зимнем расписании?
Томас Вайшвила: Прага, Казахстан, Узбекистан. Давно хотели Прагу и мы, и пассажиры, и авиакомпании. Перед прошлым заседанием межправкомиссии, авиакомпании сделали серьезный запрос по международным направлениям из аэропорта «Жуковский». «Уральские авиалинии» запросили порядка 10 новых направлений, в том числе в Будапешт, Лондон, Стамбул, Мадрид, Милан. Такие города входят в топ-10 европейских направлений авиакомпаний, которые летают из Москвы. Конечно, страны в СНГ тоже отлично летают. Мы видим, что все направления грузятся в районе 90%.
- Сказался ли на работе аэропорта рост цен на авиакеросин?
Томас Вайшвила: Это очень болезненная тема для авиакомпаний. И дай Бог, чтобы эта проблема не была перенесена на плечи пассажиров. Конечный плательщик это пассажир. Но пока авиакомпании терпят. Я знаю, что планируется запустить механизм компенсаций роста цен на авиакеросин. Будем надеяться, что правительство поддержит. У нас два ТЗК, один у ЛИИ им. Громова, другой у одного из наших акционеров, это ТВК «Россия». Часть авиакомпаний берут у одних, часть – у других. Я знаю, что авиакомпании каждый месяц проводят тендеры. Хорошо, что есть конкуренция, это позволяет работать на рыночных условиях.
Евгений Солодилин: Здесь есть топливно-заправочные комплексы, где продается топливо практически любых производителей. Все присутствуют, и у авиакомпаний с некоторыми топливными компаниями заключены комплексные договора на поставку топлива. Это может быть и «Лукойл» или «Газпром» или «Роснефть» и другие. Они пользуются соответствующей инфраструктурой. А заправку «в крыло» обеспечивает либо ТВК «Россия», либо ЛИИ им. Громова.
- Планируете размещать у себя деловую авиацию?
Евгений Солодилин: Пока это не наша тематика. В генеральном плане бизнес-авиация есть, она запланирована, но она будет развиваться по мере темпов развития инфраструктуры, в первую очередь дорожной, и только после этого можно будет говорить уже о конкретном бизнес-терминале.
- Удовлетворены ли вы темпами роста аэропорта?
Томас Вайшвила: Наша краткосрочная стратегия – не форсируя события набрать 2-3 млн пассажиров. У нас больше 90% – международные направления. Мы медленно и уверенно, вместе с авиакомпании и с пассажирами развиваем этот бизнес, его первые шаги бывают трудными. Отметка в миллион пассажиров показывает, что самое трудное уже позади. Необходимо, чтобы пассажир поверил в нас, а партнеры в других странах признали нас. Это длинная и довольно трудная дорога. Всегда есть соблазн пойти легкой дорожкой, уговорить российского перевозчика, который концентрируется на внутрироссийских перевозках, договориться о маркетинговой поддержке, и вот вам 135 направлений, полеты во все города России, рост пассажиропотока по 550% в неделю. Но цель не это. Цель любого коммерческого объекта – плановый бизнес, чтобы не раздувать масштабы, а вести прибыльный бизнес. Чтобы зарабатывали и авиакомпания, и аэропорт.
Михаил Вахнеев
AEX.RU
Сообщить о найденной ошибке или опечатке
Оставить комментарий
©
Aviation Explorer Обратная связь
https://www.aex.ru/m/docs/2/2018/11/19/2838/