Новости авиации Казахстана

Corvus

Старожил
В прошлом году Казахстан экспортировал 20 самолетов, свидетельствует таможенная статистика. По одному самолету Казахстан отправил в Грузию, Иорданию и Швейцарию, пять – в Турцию и сразу 12 бортов – в Ирландию.

Общая стоимость экспортированных самолетов – $887 млн. Таким образом, воздушные судна оказались на восьмом месте в десятке крупнейших товаров, которые республика поставляет на внешние рынки.

По типам самолетов Казахстан отгрузил 19 лайнеров (на $796 млн) вместимостью от 50 до 300 человек. Один самолет (на $91 млн) – вместимостью не более 50 человек. Речь идет о среднемагистральных узкофюзеляжных воздушных судах. На их выпуске специализируются такие мировые лидеры, как европейский Airbus, американский Boeing, канадский Bombardier и бразильский Embraer.

Мы еще не научились производить такую высокотехнологичную продукцию, как среднемагистральный пассажирский самолет. Казахстан был и остается чистым импортером авиалайнеров. Тогда почему мы начали активно поставлять самолеты на внешние рынки?

Маловероятно, что это реэкспорт в интересах российских компаний. За последние десять лет, если не брать результаты 2024-го, таможенная статистика фиксировала аномально высокие экспортные отгрузки три раза. И все три раза – до 2022 года, когда западные страны ужесточили санкции против России. В 2015 году Казахстан экспортировал шесть самолетов на $105 млн, в 2019 году – 11 самолетов на $291 млн и в 2020 году – 13 бортов на $336 млн.
Это обусловлено запутанными схемами авиационного лизинга. Лизингополучатели нередко регистрируют технику в другой юрисдикции, чтобы оптимизировать налоги или упросить техническое обслуживание. И Air Astana – крупнейший наш авиаперевозчик – как и любая другая авиакомпания, прибегает к лизинговым контрактам, чтобы оптимизировать бизнес-процессы.

Эту практику не запрещает законодательство нашей страны. Закон «Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации» не ограничивает права авиакомпании по регистрации воздушных судов. Поэтому выбор юрисдикции продиктован исключительно решением собственников воздушных судов. Собственники при этом руководствуются уровнем защиты прав собственности, страхования и обеспечения возможности по оперативному ремонту воздушных судов в определенной юрисдикции.

«Учитывая международную обстановку и санкционные ограничения для собственников воздушных судов, регистрация в реестре западных стран позволяет получать преимущества по нивелированию санкционных рисков», – уточнил глава кабмина в ответе на депутатский запрос.
 
Реклама
В 2025 году на рынке Казахстана начнут работать лоукостеры SpiceJet, Eastar Jet и T’way Air, ThayAirAsia. Об этом на коллегии рассказал министр транспорта Марат Карабаев, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу ведомства.

«Запланировано (открытие - Ред.) 16 новых направлений, среди которых Рим, Мюнхен, Будапешт, Шанхай, Гуанчжоу и Пусан. Расширятся бюджетные маршруты для пассажиров за счет прихода четырех новых иностранных лоукостеров SpiceJet (Индия), Eastar Jet и T’way Air (Корея), ThayAirAsia (Таиланд)», - указывается в сообщении ведомства.

Марат Карабаев добавил, в 2023 году казахстанские авиакомпании перевезли 13,3 млн человек. За 2024 год показатель вырос на 11%, до 14,7 млн пассажиров. В аэропортах было обслужено 29,7 млн человек. Это на 14% больше чем в 2023 году (26,1 млн).
 
Проект нового аэропорта обсуждался на архитектурной конференции в Алматы. Как сообщили в Управлении архитектуры и градостроительства Алматинской области, изначально рассматривалось две локации – в южной части Капшагайского водохранилища и на полигоне Жанаарна. Первый вариант был отклонен из-за близости к воде, что могло создать риски для безопасности полетов, а второй признан более предпочтительным, хотя и требует дополнительного анализа из-за близости группы озер в районе Сорбулакского канала.
«Близость к группе озер требует дополнительного анализа и учета в процессе проектирования, чтобы минимизировать потенциальные экологические и эксплуатационные риски», – заявили в управлении.
Новый аэропорт получит статус международного. Его пропускная способность составит 40 млн пассажиров в год (на первом этапе – 10 млн, на втором и третьем – по 15 млн), а грузопоток – 1,85 млн тонн ежегодно. Для удобства пассажиров построят железнодорожные линии длиной 55 км, которые соединят аэропорт с вокзалом «Алматы-2» и Конаевом. Помимо этого, рядом с аэропортом появится новый железнодорожный вокзал, а к 2030 году планируется строительство 500 тыс. кв. м объектов для аэропорта и транспортно-логистического хаба.
По информации управления, участок под аэропорт не используется в сельском хозяйстве, а значит, затраты на снос зданий и компенсации не предусмотрены. Однако в акимате Алматинской области пока не ответили, какая именно компания займется строительством, кто станет инвестором и какова общая стоимость проекта.
Открытие аэропорта «Алатау» может стать ключевым элементом этой стратегии, обеспечив новые транспортные связи для южного региона.
 
Аэропорт Аркалыка планируют восстановить в 2025 году.
Об этом сообщил заместитель акима города Ерлан Раисов

В настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация для подведения инженерных сетей (вода, электричество, канализация). С ТОО “ИнститутАгропромПроект” заключен договор на 6,3 млн тенге, с получением государственной экспертизы к концу марта-началу апреля. После этого подадут бюджетную заявку, и в случае финансирования объявят конкурс на проведение работ.

Управление пассажирского транспорта и автодорог Костанайской области взяло на баланс взлетно-посадочную полосу и занимается разработкой проекта её восстановления. Планируется также строительство аэровокзала с пропускной способностью до 50 человек в час. Основные маршруты полетов — Астана и Костанай. Частота рейсов будет определена после открытия аэропорта.

Предполагается восстановить взлетно-посадочную полосу длиной 2200 метров, построить пассажирский терминал площадью 1300 кв. м и создать производственные помещения для аэродромной техники и оборудования. Окончательная сумма затрат станет известна после завершения разработки документации.

Аэропорт Аркалыка прекратил работу в 1998 году из-за социально-экономических трудностей. Раньше он принимал как малую, так и крупную авиацию, включая самолеты “ИЛ-18”, “ТУ-154” и “АН-2”. Аэропорт обеспечивал рейсы в крупные города, однако в 90-е годы падение пассажиропотока и экономические проблемы привели к его закрытию и разрушению.

Пока речь идет о строительстве небольшого терминала и базовой инфраструктуры. Первый этап предполагает оценку рентабельности проекта и изучение спроса на авиаперевозки. В перспективе, при социально-экономическом развитии города и увеличении населения, аэропорт может расширяться. Однако на данный момент приоритет — запуск первых рейсов и возобновление работы аэропорта.
 
«Касым-Жомарт Токаев был проинформирован о ситуации с захватом заложницы в аэропорту Алматы, — сообщила пресс-служба Акорды 7 марта. — Президент отметил смелость и сноровку мужчины, обезвредившего преступника, и поручил представить его к государственной награде».

Инцидент, о котором идет речь в сообщении Акорды, произошел в Международном аэропорту Алматы (МАА) 7 марта 2025 года в зоне предполетного досмотра. Как отметил Департамент корпоративных коммуникаций аэропорта, «около 11:45 местного времени в терминале внутренних рейсов (Т1) в зону предполетного досмотра подошёл деструктивный мужчина под видом пассажира. Сотрудники досмотра службы авиационной безопасности МАА попросили мужчину предъявить документы, в ответ на что он схватил сотрудника досмотра за волосы и стал угрожать ножом».

Через 7 мин мужчину обезоружили сотрудники линейного отдела полиции (ЛОП) и сотрудники САБ МАА, добавили в департаменте. «На данный момент мужчина находится в ЛОП и данным инцидентом занимаются сотрудники правоохранительных органов», — заключили авторы сообщения.

Спасителем заложницы оказался алматинец Муса Абдраим, который пришел провожать на гастроли группу «Жигиттер». Указом президента за мужество и самоотверженность, проявленные в экстремальной ситуации, Муса Абдраим награжден медалью «Ерлігі үшін».
 
Как сообщается в официальном Telegram-канале пресс-службы акима Павлодарской области, с 1 апреля до 1 ноября в аэропорте Павлодара будет выполняться реконструкция взлетно-посадочной полосы с ее расширением.

"В связи с этим приостановлены авиамаршруты по всем направлениям", - подчеркнули в пресс-службе ведомства.
 
Как отметил официальный представитель МО РК Руслан Жангулин, в связи с подготовкой и проведением военного парада в Астане, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, с 13 марта планируется переброска личного состава и передвижение военной техники как железнодорожным транспортом, так и своим ходом.

"На отдельных участках дорог в некоторых регионах страны могут быть временные ограничения дорожного движения".


Также он проинформировал, что с 22 апреля по 7 мая в Астане будут кратковременные ограничения использования воздушного пространства для проведения тренировочных полетов военной авиации.

"В связи с этим возможны изменения в расписании авиарейсов. Мы рекомендуем гражданам заранее уточнять информацию о рейсах".
В Минобороны попросили казахстанцев "с пониманием отнестись к введенным ограничениям, воздерживаться от распространения недостоверной информации и обращаться только к официальным источникам".
 
Аэропорт Актау включили в состав специальной экономической зоны «Морпорт Актау», сообщает Lada.kz.

«Постановлением правительства Республики Казахстан от 14 марта 2025 года внесены изменения и дополнения в деятельность некоторых специальных экономических зон страны. Согласно этому документу, аэропорт Актау вошел в состав СЭЗ «Морпорт Актау», - говорится в сообщении.

По данным, специальная экономическая зона расположена на территории Мангистауской области, в частности, на территории Актау, Мунайлинского, Каракиянского и Тупкараганского районов.

Отмечается, что до конца 2027 года будут проведены масштабные работы по модернизации аэропорта. На первом этапе проекта собираются провести капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы и перрона, модернизирован существующий терминал и построен новый VIP-терминал. На втором этапе планируют запустить мультимодальный транзитный узел – новый логистический центр, оснащенный второй взлетно-посадочной полосой и таможенными складами.

Указывается, что в рамках проекта планируется создать 720 новых рабочих мест. Кроме того отмечается, что пассажиропоток увеличится до 2,5 млн человек в год. Объем грузов, проходящих через аэропорт, увеличится с нынешних 3 тыс. тонн до 100 тыс. тонн. После полной реализации проекта планируется, что количество внутренних и международных туристов, проходящих через международный аэропорт Актау, достигнет 600 тыс. человек в год, отметили в пресс-службе акима Мангистауской области.
 
Министерство транспорта РК показало эскизы новых международных аэропортов, которые строят по поручению главы государства на востоке страны в Зайсане и Катон-Карагае, сообщает пресс-служба ведомства.

По словам министра транспорта Марата Карабаева, после ввода объектов в эксплуатацию ведомство проработает вопрос открытия рейсов в Алтай, Канас, Урумчи (КНР) и Баян-Ульгий (Монголия). Также будут внутренние рейсы в Астану, Алматы и Усть-Каменогорск.
Строительство нового аэропорта и завершение реконструкции дороги Калбатау – Майкапшагай закладывают основу для создания крупного логистического хаба в Зайсане. Сейчас этот вопрос казахстанская сторона обсуждает с коллегами из КНР и РФ. Ожидается, что совместно страны создадут новый мультимодальный коридор "Китай – Казахстан – Россия" с использованием трансграничной реки Иртыш.

Аэропорт строят с учётом климатических и географических условий региона. Проект предусматривает взлётно-посадочную полосу длиной 2200 метров с возможностью дальнейшего расширения. Это обеспечит приём воздушных судов регионального класса, таких как Bombardier Q400, ATR-72 и аналогичных.
Также планируется создание полноценной инфраструктуры: это перрон на четыре воздушных судна, рулёжные дорожки, аэровокзал площадью до 4000 м2, командно-диспетчерский пункт, аварийно-спасательная служба, лабораторно-производственный корпус, а также необходимое радионавигационное и метеорологическое оборудование. Пропускная способность аэропорта составит до 150 пассажиров в час, что является оптимальным для этой зоны и создаёт устойчивую основу для регулярного воздушного сообщения.

Катон-Карагай уже сегодня привлекает порядка 100 тысяч туристов в год, а в течение ближайших пяти лет ожидается рост потока до 250 тыс. человек. Это направление востребовано как среди казахстанских, так и среди зарубежных гостей.
 
2200 метров с возможностью дальнейшего расширения. Это обеспечит приём воздушных судов регионального класса, таких как Bombardier Q400, ATR-72
Не длинновата ли полоса или не маловаты для самолёты для такой полосы?
:unsure:
 
Реклама
проработает вопрос открытия рейсов в Алтай
Они тут имеют в виду бывший Зыряновск, один из двух российских Алтаев, монгольский Алтай или китайский Алтай?

С переименованием Зыряновска, конечно, всех запутали. Мало им Алтаев было...
 
Назад