Судя по всему, идея о МАП, до недавнего времени популярная только в среде экспертов и авиационной общественности, вышла сегодня на новый уровень. Сразу несколько источников «БИЗНЕС Online» сообщили о том, что возможность ее воплощения обсуждается всерьез. Не исключают, что новый глава ОАК Вадим Бадеха либо переходная фигура на пути к министерству, либо он и станет первым авиапромовским министром в новейшей истории России. Предположение не лишено оснований, если учесть, что за достаточно короткий промежуток времени Бадеху «прогнали» через гендиректорство в трех корпорациях — УЗГА, ОДК, ОАК. Представление об общем положении дел должно было сложиться.
Идея о воссоздании МАП не могла не возникнуть. Совершенно ясно, что снятие-назначение исполнителей не поможет, самолеты от этого не появятся и быстрее строиться не будут. Отрасль подошла к порогу принятия решений. По сравнению с годами, когда создавался Superjet и задумывался МС-21, изменилась и роль России в мире, и ее самоощущение. Если схематично, то это путь от подсистемы западного авиастроения, чей максимум в мире гражданского авиапрома — делать что-то на импортном оборудовании из импортных комплектующих (естественно, под мантры о том, что ни одна страна сегодня не строит — читай: не должна строить — самолеты только своими силами), до государства, создающего суверенную авиационную отрасль. А это не только КБ и заводы, но и целая сфера организаций и учреждений, занятых добыванием, хранением и обработкой соответствующей информации. Какая корпорация может с этим справиться? Очевидно, требует решения и управленческий вопрос: авиапром наводнили люди, которые хоть и имеют общее представление о процессе, но не понимают его тонкостей, а порой и сути…
Сегодняшние муки с МС-21 вселяют надежду. Нет, не в то, что от этого самолета откажутся, наоборот: рекламные слова об МС-21 как надежде российского авиапрома теперь действительно наполняются смыслом. По сути, идеологам МС-21 пришлось наступить на горло собственной песне, зато сегодня он естественным образом становится полигоном для отработки новых технологий в авиапроме, каким, по логике, и должен был быть изначально. Тем более есть основания полагать, что нынешнее — удивительно быстро выполненное — импортозамещение придется импортозамещать вновь, а поскольку заменять надо все самое лучшее, что взяли за границей, то НИОКР будет делом небыстрым.