ТУ-334 ПАТАЛОГИЧЕСКИ НЕ ВЕЗЕТ
Российский авиапром стал настолько привлекательным, что попал в группу интересов "питерской команды". Случившееся на днях увольнение с должности главы РСК "МиГ" Николая Никитина, который довел годовой объем экспортных заказов МиГа до $1 млрд, - прямое тому подтверждение.
Ни для кого не секрет, что парк российских авиакомпаний уже давно физически и морально устарел. Особенно это касается так называемых Среднемагистральных самолетов (вместимость - около 100 мест, дальность полета - более 2 тыс. км). Ныне эксплуатируемые машины этого класса -- Ту-134 и Як-40 -- уже давным-давно выработали свой ресурс. Однако новых отечественных самолетов им на смену нет -- обновление происходит за счет зарубежной техники, в большинстве случаев "бэушной".
Исправить положение должен был Ту-334 - однако судьба этого самолета, для многих неожиданно, оказалась под вопросом. По экспертным оценкам, в его создание было вложено из разных источников около $600 млн. Проект реализуется уже 17 лет. И сейчас, когда работы над самолетом проходят завершающую стадию, возникла угроза закрытия проекта.
С одной стороны, правительство сделало на Ту-334 ставку, записав его первой строкой в "Программе развития гражданской авиации России". Структура нынешнего пассажиропотока такова, что на рынке требуются именно среднемагистральные самолеты. И на сегодняшний день уже существует около 40 заказов на Ту-334. А в целом, по экспертным оценкам, в течение ближайших 10 лет рынок России и СНГ сумеет "переварить" до 150 таких машин и еще 30-40 самолетов может пойти на экспорт в дальнее зарубежье.
С другой стороны - Ту-334 патологически не везет. Работы над самолетом начались в 1986 году. Но в серию его так и не запустили. Более того, он даже не прошел сертификационные испытания.
Изначально планировалось, что Ту-334 (разработка ОКБ им. Туполева) будет производиться на киевском и таганрогском заводах, - первые экземпляры должны были сойти с конвейера в 1993 году. Но из-за прекращения финансирования эти надежды пошли прахом - построенный на опытном заводе "Туполева" первый Ту-334 взлетел в 1999 году. В том же году постановлением правительства серийное производство было перенесено с таганрогского завода в РСК "МиГ".
Эта компания, известная всему миру своими истребителями, в тот момент находилась не в лучшем финансовом положении. И правительство решило ее поддержать - назначить главным исполнителем в самом перспективном проекте российской гражданской авиации, тем самым диверсифицировав производство Мига, которое раньше было сугубо военным. С таганрогского завода был перевезен недостроенный фюзеляж в "миговский" цех в Луховицах. При этом один Ту-334 строился на киевском заводе.
Однако ускоренными темпами работы над Ту-334 начались лишь в прошлом году, когда правительство стало аккуратно и в полном объеме финансировать проект. Были установлены новые сроки - сертификационные испытания должны были завершиться в декабре 2002 года. Однако АО "Туполев", сотрудничая с киевским заводом, неизбежно столкнулось с таможенными процедурами и другими препонами бюрократического характера. Сроки снова были перенесены. На этот раз - до конца 2003 года.
Впрочем, как заявляют в "Туполеве", эти мытарства закончены и нет никаких оснований опасаться, что сроки снова будут передвинуты. Киевский экземпляр практически полностью закончен и вот-вот взлетит. Всего ему следует сделать 50 полетов, и тогда Ту-334 будет сертифицирован. Затем его запустят в серию. Но случилась новая напасть.
Жертва фигуры
"МиГу" было поручено закончить "свой" Ту-334 летом нынешнего года. Причем микояновцы договорились с правительством таким образом, что последнее, получив право устанавливать сроки выполнения работ, могло эти работы никак не финансировать. Предполагалось, что "МиГ" будет направлять в этот проект собственные деньги, полученные от экспортных контрактов.
Однако дело в том, что экспортные контракты - вещь малопрогнозируемая. Да к тому же слишком индивидуальная по условиям оплаты. Поэтому "микояновцы" - даже если они того очень хотели - свои обязательства перед "туполевцами" выполнить не смогли.
Вероятно, руководство "МиГа" ожидало какого-то наказания за эту провинность, но вряд ли кто-либо предполагал, что за это будет уволен генеральный директор предприятия Николай Никитин. А именно так и случилось - несоблюдение сроков по строительству Ту-334 перевесило все немалые заслуги г-на Никитина перед РСК "МиГ". Включая то, что годовой портфель экспортных заказов "МиГа" вырос с нуля в 1999 году, когда Никитин пришел на предприятие, до почти $1 млрд. в 2003 году.
Но дело даже не в его "экспортных" заслугах. Аналитики отмечают, что, во-первых, официальный повод вряд ли является реальной причиной отставки (она связывается с нежеланием поручать Никитину распределение $700--800 млн. от грядущей продажи 18--20 палубных истребителей МиГ-29К, идущих в комплекте с авианосцем "Адмирал Горшков", который планируется продать Индии).
Во-вторых, Николай Никитин был наиболее активной движущей силой проекта Ту-334. И без него этот проект может быть спущен на тормозах.
Существует целый ряд версий относительного того, как в дальнейшем будет развиваться ситуация вокруг Ту-334. В частности, выдвигается гипотеза, что серийное производство перенесут на Ульяновский авиазавод "Авиастар", дружественный "Туполеву". Сейчас там строятся самолеты Ту-204, во многом родственные Ту-334.
По словам Бориса Рыбака, директора агентства "Инфомост" и по совместительству заместителя гендиректора ЗАО "Национальный проект 334" (занимается маркетингом самолета), "идеальным вариантом был бы перенос производства в полном объеме на киевский завод. Но на Украине сейчас ускоренными темпами строится прямой конкурент "тушки" - Ан-148. Так что такой перенос вряд ли реален".
Получается, что все зависит от нового директора "МиГа". Вопрос в том, кто им станет.
Сейчас называются два кандидата: глава "Рособоронэкспорта" Андрей Бельянинов (представитель "питерской команды") и экс-министр промышленности, науки и технологий Александр Дондуков. Последнего, кстати говоря, в авиаотрасли обвиняют в развале ОКБ им. Яковлева, которым он руководил в 1999-2000 годах. Предполагается, что любой из этих кандидатов, столкнувшись со сложностями проекта, скорее всего, от него откажется и займется исключительно экспортом истребителей, налаженным Николаем Никитиным.
Как считают в ГосНИИ гражданской авиации, увольнение Никитина вызвано тем, что "МиГом" захотел порулить кто-то другой, в связи с чем проект Ту-334 был просто принесен в жертву.
Примечательно, что Николай Никитин был уволен за опоздание в строительстве самолета на несколько месяцев. В результате же увольнения запуск Ту-334 в серию в лучшем случае отдалится на несколько лет, в худшем - приведет к полному закрытию проекта. А это, в свою очередь, может привести к тому, что российские компании будут эксплуатировать исключительно иностранные самолеты. Ведь выбора у отечественных перевозчиков не существует.
www.avia.ru/press/2003/nov/17nov-11.shtml