Обсуждение авиакатастрофы Як-42 RA-42434

Я из той поры, когда профессия пилота не сравнивалась с водителем такси.
Тогда в авиации случайных людей было мало.
В авиацию люди приходили не только начитавшись книжек.
Были всякие авиамодельные кружки, планерные школы, аэроклубы...
В училищах ГВФ и военных училищах начинали с маленьких самолетиков, знали программу сложного и высшего пилотажа...
Курсантов учили не только по приборам параметры контролировать, но и задницей чувствовать машину.

И, блин, эффективно-экономных тренажеров было мало.

Каждая вторая, наверное, посадка, когда сейчас пассажиром летаю, вызывает негативные чувства - плюхают самолет об полосу пилоты.
Есть ребята чувствующие, красиво работающие - сначала колесики на землю поставят, потом на них вес аккуратно опускают...
А есть случайные товарищи - им нет разности что тренажером рулить, что самолетом.
Это заметно даже из пассажирского кресла.

Кто этих таксистов до штурвала допускает?

Если на этом борту были не таксисты, то слишком в много НЕ нас хотят заставить поверить.
1. Разбег начали НЕ со старта, но на номинале.
2. НЕосознанно тормозили.
3. НЕ заметили НЕосознанного торможения, хотя носовую стойку должно было сложить возникшей нагрузкой.
3. НЕ учли реакцию самолета на рули в крайних углах в момент взлета.
4. НЕ успели за три секунды парировать рулями заброс...
5. НЕ прекратили взлет на рубеже.
6. Не прекратили взлет на дистанции его возможного прекращения до торца полосы...

Что думать обывателю?
Может им веселящий газ в кабину распылили?

И самое главное - пилотов двое.
Один может с катушеек съехать, но сразу оба?
 
По газетам прошла информация что стюардесса была будущая невеста командира,он был 2 раза женат до нее, перед полетом они поругались,он был в плохом настроении...Мысли всякие приходят...не самоубийство ли?Все версии имеют право жить и обсуждаться...
 
Вот ссылка на видео где другой ЯК-42 выкатился на грунт
Это на взлёте или при посадке? По видео не разберёшь...

Грунт там, похоже, весьма мягкий - борозды самолёт пропахал серьёзные. В Туношне таких на опубликованных фото не видел вроде бы.
 
Antonov,
Стюардесса, невеста командира, на вопрос своей матери:"Тебе не страшно летать?", всегда отвечала:"Мне с Андреем ничего не страшно". Вот еще информация: Андрей Соломенцев мечтал стать пилотом с 3-х лет. Окончил Сосовское летное училище с двумя четверками (остальные пятерки). В дальнейшем получил дополнительное высшее образование, окончив Санкт-Петербурское учебное заведение по специальности... кажется что-то по эксплуатации авиационной техники. Выучил английский язык, так как собирался перейти на Боинг. Летал на ЯК-40, где командиром был его друг (второй пилот разбившегося ЯК-42) Жевелов. охарактеризовать А.Соломенцева можно, как пилота - надежный, целеустремленный, опытный, настоящий профессионал своего дела.
Кстати, за всю историю полетов не было ни одной катастрофы из-за ошибки экипажа по причине "взлетал-тормозил"...
 

3. А как они могли учесть реакцию, если реакция самолета была совсем не та, на которую они рассчитывали. Самолет уже давно должен был взлететь, а он нос поднять не мог.
4. Если взять автоаналогию, то так будет. Несет машину в стену. Руль выкручен в противоположную сторону, а все равно - несет и несет. И вдруг в последний момент перед стеной руль начинает работать, и машину рывком разворачивает от стены. А там КамАЗ...

Кстати, насколько вообще можно было парировать увеличение угла тангажа с учетом того, что они стабилизатор переложили больше, чем нужно?
 
Я и сам не знаю. Случайно на другом форуме увидел.А грунт просто влажный после дождя- и по небу видно, и по налипшей на пневматики грязи и мокрой траве.

А кстати, вот чего то случайно глянул на поляру ЯК-42 , так критический угол атаки там 24 градуса для взлета. А МАК писал- тангаж был максимум 20 градусов, с учетом угла установки крыла +3 - максимум угла атаки +23, и даже еще меньше -все таки вектор скорости при отрыве был направлен вверх, пусть и незначительно, где же они тогда успели превысить критический угол атаки? Да и не было указаний МАК что были срабатывания сигнализации УАП .
 
О,к. - автоаналогия - Вы на льду парируете рулем небольшой занос и видите, что впереди кусок сухого асфальта.
Если у Вас есть хоть небольшой опыт, в момент входа передних колес на асфальт, Вы поставите передние колеса на соответствующий угол, а не будете ждать года асфальт выдернет машину за вывернутыми передними колесами.

Авиааналогия - посадка с боковым ветром на самолете с жесткой связью носового колеса и РН.
В момент опускания передней стойки и касания колесом земли, колесо ставится по курсу.

Т.е. некая способность к предвидению должна быть.
Так и тут - пилоты знали о положении стабилизатора, рули дотянули до немогу...

Посмотрел видео взлета выше.
Три-четыре секунды от начала подъема передней стойки до полного отрыва.
От себя штурвал двинуть сколько секунд?
 
Сергей1961,
От тормозной системы остались одни элементы, при помощи которых определить, была тормозная система исправна или нет, скорей всего, не представляется возможным. Версия о торможении экипажем также недоказуема. Как-то так...
 
Подскажите пожалуйста, что означает "конструктивный упор руля высоты"?
 
Очевидец все время говорит о правом крене
Вот такой "очиведец". Причем тут правый крен, если столкнулись с антеннами левой плоскостью, и далее заваливались влево. Хотя может он путает лево и право, а называет их относительно себя, а не самолёта.
 
где же они тогда успели превысить критический угол атаки?
Если мне не изменяет мой склероз, про выход на закритические углы атаки говорил лётчик-испытатель Севастьянов, а не МАК. Как мне думается (и как тут уже, кажется, писали), сваливание произошло не из-за превышения допустимого угла атаки, а из-за того, что у самолёта резко упала скорость из-за быстрого увеличения тангажа.

---------- Добавлено в 18:12 ----------

Подскажите пожалуйста, что означает "конструктивный упор руля высоты"?
Насколько я понимаю, это ограничитель хода - деталь конструкции, просто механически не дающая отклонить руль высоты больше определённых значений.
 
1. Разбег начали НЕ со старта, но на номинале.
да, на номинале - согласно расшифровке. И почти с самого начала полосы. С чего вы решили что НЕ со старта?
2. НЕосознанно тормозили.
почему НЕ осознанно? все версии имеют право на жизнь, в том числе и осознанное притормаживание. Но скорее всего он действительно ноги не так поставил и не понял нихрена что сам же и тормозит
не заметили потому как не торможение было, а притормаживание. И с чего бы "должно было сложить стойку"? Результаты летных экспериментов в Жуковском доказали, что взлететь на тормозах Як не может, но никакую стойку при этом не складывает
да в панике они были и под стрессом. Времени было мало, а нервы на пределе - вот и тянули максимально на себя. Да, не учли реакцию. Возможно на тренажерах такое не проходили. (Ну и самолет, в отличии от айрбаса, парировать такие вещи не умеет)
Это уже пусть психологи разбираются, почему. Все эти конфликты интересов, нежелание попадать в разборки, опаздывать, терять премии и тд и тп. Очевидно одно - экипаж не был готов к прерванному взлету.
Что думать обывателю?
обыватель выводы уже сделал: пилоты летают как попало. То сначала подачу топлива в полете отключают, а потом и работающие двигатели. и не делая попытку их запустить. После чего заходят на полосу под углом 90 градусов. То летают по карманной GPS. То летают слегка пьяными и тоже по несертифицированной GPS. То ребенка за штурвал пускают. То решают перелететь грозу в нарушение всех норм. А недавно вот браконьерскую рыбу загрузили, превысив МВМ и тд и тп. ЧФ в полный рост в 90% всех случаев
во всех последних катастрофах - было 2-3 пилотов, что не помешало им наделать кучу ошибок. Взять хотя бы пилотов ЭйрФранс над атлантикой. Их там было тоже двое, потом и 3-й пришел. И что? в течении 3-х минут падали как кленовый лист, самолет им кричал про Stale, но продолжали упорно тянуть ручку на себя держа при этом двигатели на малом газу. Им тоже "газ распыляют" или с "катушек съехали"
в Вас говорит профессиональная гордость - "ну не могут мои коллеги совершать ошибки".
Со стороны же видиться по другому: могут, и не такие. Человеческая психология - тайна за 7-ю печатями. Что заставляло польского пилота упорно искать землю, игнорируя и ВПР, и сообщения о высоте 60-50-40 м? Что мешало второму его поправить? Мне кажется, вместо резкостей типа "с катушек/газ" - надо признать, - что человек небезгрешен, иногда тупит, ошибается, нервничает, что-то забывает, а чтото путает. И Вы, возможно, тоже могли бы впасть бы в ступор на их месте.
не даром, все современные самолеты становятся все более автоматизированными, превращая пилота - в оператора компьютера. И это сказыватся на статистике катастроф самым положительным образом.
Каждый раз - после трагедии - происходит всегда одно и то же. Пилоты защищают своих коллег, выдвигая любые версии, кроме ЧФ. Например, после случая с дагестанским ту-154 пилоты писали: "ну не самоубийцы же, не могли они сами же выключить топливные насосы, а потом не понять почему заглохли движки". А оказалось, что именно это БИ и сделал. И 3-й двигатель хотел выключить. Мало того, МАК сообщил о том, что было аж 14 (четырнадцать!) случаев, когда экипаж сам отключал подачу топлива в двигатель, а потом не мог объяснить причины этого действия!

Мой ламерский вывод: все люди могут ошибаться, независимо от налёта. И заведомо отметать эту возможность, рассуждая про "веселящие газы" и "катушки" - не есть правильно. Мало того, у парашютистов бывает наоборот - чем больше налет (прыжков) тем безалабернее чел может относиться к безопасности (черезмерная вера с свой опыт) - и тем выше шанс трагедии

прошу простить за небольшой офтоп. У нас в АК была трагедия: погиб опытнейший парень. Когда я смотрел потом видео, которое он снимал в свои последние минуты - совершенно не мог понять, ну почему он не делает очевидного? ведь это так просто было - спастись? но почему-то в течении последних 40 секунд, опытный профессионал - не сделал простейших, (как кажется в спокойной обстановки, со стороны), действий
 
Последнее редактирование:
Это возможно, просто мужик рассказывал, наверняка машина есть, лево-право должен понимать.

---------- Добавлено в 19:45 ----------

А я и не писал что МАК об этом говорил,просто это была как бы расхожая версия упоминавшаяся многими еще до Севастьянова, да и я сам так предполагал. Падения скорости не было,а сваливание происходит именно из-за превышения предельных углов атаки . Если считать , а именно так раньше как бы и считалось,что интенсивное левое кренение самолет получил именно из-за сваливания, то вроде бы как ему неоткуда было взяться, не было условий для превышения критического угла атаки.
Не могло ли случиться так , что именно столкновение левым крылом с препятствием ( антенна , кунг) привело к уменьшению подъемной силы левого крыла из- за возникших повреждений либо элеронов , либо закрылков , либо предкрылков левого крыла - что и вызвало интенсивное левое кренение? Ведь антенну то он точно предкрылками срубил, а именно они обеспечивают увеличение критического угла атаки с 19 до 24 градусов при тех же углах отклонения закрылков.
 
Последнее редактирование:

"черезмерная вера с свой опыт"
Очень, по моему мнению, грамотно изложено +
 
Во мне говорит протест против непонятности произошедщего.
Все прочие случаи, которые Вы перечислили, были понятны.
Этот нет.

С профессиональной гордостью у меня не сложилось - я пилот-любитель с уже недействующими ФЛАшными корочками.