Вопросы, собственно, такие: можно ли на высоте 200 м вообще что-то сделать в такой ситуации? Можно ли по каким-то признакам определить аномальное поведение самолета (плохо разгоняется, неохотно управляется) и, допустим, перевести в горизонт, повременить с уборкой закрылков? Или это рубрика "шансов нет"?
Вот именно - "шансов нет"... Может быть и переводили в горизонт, только выглядело это уже как парашютирование самолет не перевернулся в штопор носом вниз, не успел окончательно "клюнуть". Нужно было время перейти из режима сваливания в разгон. Была бы высота - хватило бы для разгона. Но отдавать штурвал от себя, когда вертикальная и без того огромная, а высоты нет... - это точно воткнуть в землю (в первую очередь себя лично).
Рассмотрел вчера этот АТР - уж больно узкое какое-то крыло. Строгий наверное в пилотировании самолет. Перед элеронами крыло сверху все турбулизаторами обшиповано - значит чистое крыло не слишком-то эффективно по кренам на каких-то режимах.
А когда профиль изменился из-за появившегося льда - чтобы с ним определиться (если он не стал уже совсем уж нелетучим куском железа) нужно виремя - скорость - высота. Этого не было.
Парашютирование и можно расценить тут как вынужденную посадку - не воткнули самолет в землю - хоть кто-то выжил. А с кренами большими - см. про турбулизаторы - не эффективны элероны на малых скоростях, да и еще на крыле не с тем профилем, что учили, а изменившемся из-за льда...
Так что уж как смогли - а пилотировали до последнего...
---------- Добавлено в 10:56 ----------
Переводить в горизонт, либо на снижение, довыпускать закрылки (хотя тоже опасно)...200 метров - крайне малый запас высоты для таких маневров...видимо, дождались стик-шейкера и срыва, начали валиться в левый крен, вывели и завалились еще больше в правый, а там уже и земля перед носом.
Вот - вот. Еще в аэроклубе учили - никогда кренами не исправлять сваливание - никоим образом момент "переваливания" в другой крен поймать невозможно. По крену руль нейтрально - и до доски от себя.
---------- Добавлено в 11:08 ----------
Конструкция ATR-72 склонна к обледенению
Конструкция любого самолета, да и любого тела на улице вообще, склонна к обледенению. На каждый конкретный тип надо учиться. Чтобы знать не только теорию и общие навыки, но и особенности каждого типа, каждой его модификации и каждого конкретного борта персонально.
(Вот на фальконах 900 тэст-пилоты Дассошные говорят - нам стабилизатор обливать вообще не надо, он у нас на устойчивость не влияет - можно любой кусок фанеры любой формы сюда воткнуть - и будет нормально управляться (утрирую конечно), а вот на крыле чтоб ни снежинки не было...).
Это вопрос толко и только мастерства - профессионализма - опыта. Всех этих навыков в сумме у молодого пилота быть не может, просто потому что еще молодой. Так что винить в этом одного пилота - по меньшей мере легкомысленно. Копайте глубже...
---------- Добавлено в 11:15 ----------
... этот хрупкий лёд ломается сразу при принятии веса (нагрузки) на крыло, то есть в момент отрыва геометрия крыла изменяется, топливный лёд слетает именно в этот момент...
...Вот это и могли расценить очевидцы, как белый дым, который появился еще на разбеге. Точку, откуда он шел, на расстоянии определить невозможно. Но физика понятна.