Перевёрнутый штопор и Т-образный хвост

Пускатель змея

Новичок
Уважаемые господа, я слышал, что самолёт с Т-образным хвостовым оперением, например, ТУ154, невозможно вывести из штопора, поскольку при большом угле атаки крылья аэродинамически затеняют рули высоты, и они, таким образом, не функционируют и не могут опустить нос.
А что получится, если штопор перевёрнутый, или намеренно перевести его полубочкой в перевёрнутый? Ведь РВ тогда затенены не будут.
И ещё связанный вопрос - я правильно понимаю, что выведение ТУ 154 из штопора считается занятием СОВЕРШЕННО безполезным? Т.е. пилотам при штопоре что, можно в принципе бросить управление и закурить по последней?
 
Пошел за попкорном!


Пускатель змея, Тема неоднократно мусолилась тут и не только тут. Если кратко-да есть такое явление-затенение ГО при больших углах атаки, но это уже слишком большие углы атаки. Вывод самолета Ту-154 из штопора так же прост как и вывод всех остальных авиалайнеров из оного-т.е. практически невозможен, вернее практически невозможен совершенно. Свалить их штопор тоже задача нетривиальная. Так что наилучший вариант вывода из штопора на авиалйнерах-в этот самый штопор не попадать, равно как и на других самолетах.
 
Нет. Пусть активно крутят штурвал. Покой в состоянии стресса вреден для нервной системы.

Пользуясь гражданскими аналогиями, вопрос напоминает: "А на поможет ли спастись попытка одеть резиновые сапоги, если я двумя руками держусь за провода под напряжением?"
 
Ranger_avv, ну ввести-то Ту-154 в штопор задача как раз не сложная
Вывести - теоритически можно раскачав самолет и выскочив за область устойчивого штопора, практически это конечно нереально.
 
Простите великодушно за глупый вопрос, а попытка полететь вверх тормашками на пассажирском самолете, разве не развалит его?
 
ну ввести-то Ту-154 в штопор задача как раз не сложная
Нет, ну сдуру то можно много чего и кое-чего сломать, в конце концов тут же не обсуждается возможность высшего пилотажа на Ту-154.
 
backfire, а можно вкратце, что такое раскачать самолет? Это типа пытаться менять крен, тангаж, скорость и т.д.?
 
Скорее всего не развалит, но различным системам самолета будет не очень хорошо. Бочку на пассажирском самолете выполнить в принципе можно (были примеры), но вывести потом сложно.
 
Ranger_avv, а можно еще глупый вопрос?
Если все-таки самолет перевернуть вверх ногами, как смогут работать двигатели? Топливозаборники (наверное так называются) расположены же внизу бака, т.е. они окажутся выше керосина.... Применительно к сабжу это получится, наверное, красивый предфинишный понт....
 
Senn, Вот в первую очередь им и будет невесело, короткое время они проработают пока есть в трубопроводах и что то удалось выкачать из бака, пока топливо полностью не стекло.
 
Штопор - угроза более непосредственная, чем остановка двигателя. В бочку!
 
это расписать на доске уравнения движения и найти решение Что там надо делать физически - я не помню, скорее всего всеми доступными органами. Заставить его совершать периодические движения, поймать резонанс и таки выйти из области устйчивого сваливания.

Нет, ну сдуру то можно много чего и кое-чего сломать
несколько случаев же было - Учкудук, Иркутск, Донецк.

попытка полететь - не развалит, развалит либо попытка выхода из этого режима, либо невыход из него.

---------- Добавлено в 13:05 ----------

а как собственно можно войти в бочку, находясь в штопоре? Отстрелить плоскость ?
 
несколько случаев же было - Учкудук, Иркутск, Донецк.
Ключевое слово-несколько. И во всех случаев действие совершалось минимум в два этапа (точнее в двух случаях, про Иркутск напомните ссылкой или на словах, плз). Т.е. сначала полезли и долго лезли на большие углы атаки и потерю скорости, а потом ещё при сваливании накуролесили.

З.Ы. Иркутск это не тот случай на третьем развороте? Если да, то там вроде просто свалились?
 
Ranger_avv, тот, но там вроде тоже крутанулись, просто земля была близко.
Но собственно и из сваливания хорошего его вывести сильно непросто, и штопор - вполне логичное продолжение.
Так то понятно, что не должны они в него попадать...
 
Поскольку никаких пригодных для письма досок в кабине не наблюдается - вариант с уравнениями отпадает cry: Интересно, а науке известны случаи выведения пассажирского самолета из штопора, особенно с Т-образным оперением?
А отчего выход из "вверх ногами" страшнее чем вход в этую позицию?
 
особенно с Т-образным оперением?
не думаю что так уж важно какое там оперение

А отчего выход из "вверх ногами" страшнее чем вход в этую позицию?
да вход вообще не страшен - главное перегрузку сильно от 1 не уводить.
Но долго так лететь не получится.
 
____Тема неоднократно мусолилась тут и не только тут.___

Будьте добры, поделитесь пожалуйста ссылками. Я видел только разрозненные сообщения в темах о катастрофах, но чтобы именно о штопоре как таковом - поиском тоже ничего особенно не нашёл.

---------- Добавлено в 16:30 ----------

Свалить их штопор тоже задача нетривиальная
А просто выйти на закритические углы для этого не достаточно?

---------- Добавлено в 16:32 ----------

А элеронами нельзя? Я читал, он и сам вполне может в перевёрнутый выйти помимо воли пилота.
 
Последнее редактирование:
не думаю что так уж важно какое там оперение
Т.е. попадавшиеся мне стоны на тему "Какой плохой ТУ-154, 134 и т.д. потому, что у него Т-образный хвост" и значит только из-за этого он из штопора не выводится - есть инсинуации? Отрадно слышать....
А как это "перегрузку сильно от 1 не уводить"? Расшифруйте, пожалуйста....
 
А разве в самолётном баке не вытесняется свободный объём? Ведь иначе и при нормальных виражах тонны топлива будут булькать как термос в рюкзаке...