ПОЛУЧЕНИЕ ПИЛОТСКИХ СВИДЕТЕЛЬСТВ В ЕВРОПЕ
(по материалам JAR-FCL)
Общие требования
Для выдачи пилотского свидетельства и поддержания его в действии необходима справка авиационной медкомиссии. В отличие от российской ВЛЭК, получение такой справки занимает существенно меньше времени и куда либеральнее по требованиям. Требования к состоянию здоровья сформулированы в документе
JAR-FCL 3. 1-й класс годности действителен 1 год в возрасте до 40 лет и 6 месяцев - после 40 лет. 2-й класс действует 5 лет в возрасте до 30, 2 года в возрасте от 30 до 50 и 1 год - во возрасте за 50. В особых случаях медкомиссия может выдать справку с меньшим сроком действия или с определенными ограничениями (например, выполнение полетов только в присутствии подменного пилота с соответствующей квалификацией), но это относится к действительно серьезным проблемам со здоровьем. Действие медсправки также временно прекращается при травмах с потерей трудоспособности, при заболеваниях с потерей трудоспособности на 21 день и более, или при беременности (по заключению врача действие справки может быть продлено до 26-й недели беременности).
Как и в России, свидетельства подразделяются на свидетельства частного, коммерческого и линейного пилота (сокращенно PPL, CPL и ATPL). В свидетельстве указываются допуски на классы и/или типы воздушных судов и на определенные виды полетов. Квалификационные требования описываются ниже.
Знание английского языка официально проверяется только при получении допуска к полетам по приборам (instrument rating, сокращенно IR), но для реальных полетов оно так или иначе необходимо в любом случае. Некоторые страны указывают в пилотском свидетельстве, на каких языках его владелец может вести радиообмен.
PPL - свидетельство частного пилота
Свидетельство частного пилота дает право исполнять функции командира воздушного судна или второго пилота без получения вознаграждения при выполнении некоммерческих полетов на любом воздушном судне, на которое обладатель свидетельства имеет допуск по классу или типу.
Достаточно медицинской справки по 2 классу годности. Справку необходимо получить до первого самостоятельного вылета. Первый самостоятельный вылет разрешается в возрасте не менее 16 лет, получение свидетельства - не менее 17 лет.
Необходим общий налет 45 часов, из которых 5 часов могут быть набраны на тренажере (например, для отработки навигации по приборам). Для обладателей свидетельства частного пилота вертолета (при обучении на свидетельство пилота самолета, и наоборот) или свидетельства пилота СЛА или планера зачитывается 10% имеющегося налета в роли командира, но не более 10 часов.
В эти 45 часов должны входить:
- не менее 25 часов вывозных полетов на самолетах, сертификат летной годности которых выдан или признан государством-членом JAA (при зачете налета на других классах летательных аппаратов - не менее 20 часов).
Вопрос признания сертификата летной годности находится в компетенции авиационных властей конкретного государства, отличающихся большим или меньшим либерализмом. Подчеркну, что речь не идет о сертификате типа воздушного судна. В частности, Управление гражданской авиации (UCL) Чехии согласилось признать автору данного документа налет на самолете Як-52, который сертификата типа не имеет вообще, но потребовало оформить налет строго по правилам ведения летных книжек.
- не менее 10 часов контрольных полетов (т.е. самостоятельных под наблюдением инструктора) (требования к летной годности те же), в том числе не менее 5 часов полетов по маршруту
- не менее одного полета по маршруту на расстояние 270 км (150 морских миль) с посадками до полной остановки на двух аэродромах, отличных от аэродрома вылета
Для получения допуска к ночным полетам дополнительно необходимо не менее 5 часов ночного налета, в том числе:
- 3 часа вывозных полетов, в т.ч. не менее 1 часа полета по маршруту;
- 5 самостоятельных взлетов и 5 самостоятельных посадок.
Письменный теоретический экзамен включает 120 вопросов с выбором из нескольких предложенных вариантов ответа и включает в себя следующие дисциплины:
- Авиационное законодательство и управление воздушным движением
- Устройство самолета
- Инженерно-штурманские расчеты
- Человеческий фактор в авиации (авиационная медицина и психология)
- Метеорология
- Аэронавигация
- Производство полетов
- Аэродинамика
- Радиосвязь
Экзамен считается сданным при наличии 75% правильных ответов. По усмотрению авиационных властей конкретной страны может также проводиться практический экзамен по радиосвязи.
Практический экзамен по летной подготовке проводится на том же типе самолета, на котором проводилось обучение. В частности, обучение и экзамен могут проводиться на многодвигательном самолете (при этом в пилотское свидетельство вносится соответствующий допуск), но необходимый налет повышается до 70 часов в роли КВС (на всех типах в общей сложности). Экзамен состоит из 5 частей (для многодвигательных самолетов и типов, требующих отдельного допуска - 6):
- Предполетная подготовка и взлет
- Общая техника пилотирования
- Полет по маршруту
- Заход и посадка
- Действия в нештатных и аварийных ситуациях
- Полет с несимметричной тягой и дополнительные системы самолета (автопилот, наддув кабины, противообледенительная система)
Практический экзамен может также включать в себя устные вопросы. При несдаче одной из частей экзамена требуется пересдача только этой части, при несдаче двух или более частей необходима пересдача всего экзамена.
CPL - свидетельство коммерческого пилота
Свидетельство коммерческого пилота, помимо всех привилегий держателя PPL, также предоставляет право:
- выполнять полеты, не относящиеся к коммерческим перевозкам, в роли КВС или второго пилота;
- выполнять коммерческие перевозки в роли КВС на самолетах с одночленным экипажем;
- выполнять коммерческие перевозки в роли второго пилота.
Под коммерческими перевозками подразумеваются перевозки пассажиров, грузов и/или почты на платной основе. Коммерческими перевозками не являются такие авиационные работы, как аэрофотосъемка, буксировка планеров или рекламы, поисково-спасательные операции, летное обучение и т.д.
В отличие от PPL, теоретический курс для получения CPL (как и всех прочих свидетельств и допусков) обязательно проходить в аккредитованном специализированном учебном заведении. Объем такого курса - не менее 200 часов для обладателей PPL и не менее 300 часов для обучающихся с нуля.
Необходима медицинская справка 1 класса. Получение свидетельства коммерческого пилота разрешается с 18 лет.
Существует два вида обучения:
интегрированное - комплексное теоретическое и летное обучение в составе единого курса (либо с нуля, либо с уровня PPL), и
модульное - набор требуемого налета по мере возможностей обучающегося c отдельным прохождением теоретического курса.
Общий налет для получения свидетельства коммерческого пилота должен составлять 150 часов для обучающихся по интегрированному курсу или 200 часов - по модульному курсу (почувствуйте разницу!), в том числе:
- 100 часов в роли КВС (для интегрированного курса - 70 часов);
- 20 часов визуальных полетов по маршруту в роли КВС, в т.ч. полет по маршруту на расстояние 540 км (300 морских миль) с посадками до полной остановки на двух аэродромах, отличных от аэродрома вылета;
- 10 часов обучения полетам по приборам (из них не более 5 часов наземного обучения);
- 5 часов ночных полетов.
Экзамены аналогичны экзаменам на PPL, за исключением более широкой теоретической программы и более обширных и жестких требований к практическим навыкам.
ATPL - свидетельство линейного пилота
Свидетельство линейного пилота, в дополнение к привилегиям CPL, дает право выполнять коммерческие перевозки в роли КВС на любых самолетах, на которые его держатель имеет допуск.
Поскольку получение такого свидетельства требует хорошего знания английского языка и руководящих документов JAA, отсылаем читателя непосредственно к документу
JAR-FCL 1. Здесь упомянем только, что минимальный необходимый налет составляет 1500 часов.