Почитать про И-16 в плане самолета

avro

Старожил
Если кто-нибудь интересовался этой машиной, подскажите, что есть из литературы о нем?

Интересно не просто техописание, и рассказы о полетах на нем. Желательно мемуары летчика, на нем летавшего.

Вопрос вызван прошедшей вчера встречей с летчиком, который в 1943 году был выпущен на И-16 в Конотопском училище (начал осваивать И-16 еще до войны).

И заодно вопрос, может кто ответит - Зачем в 1943м выпускали на И-16?
 
Реклама
Экзот, в Грозном, точнее в Гудермесе учебный полк и стоял.Какое-то время.

Их оттуда выпустили на И-16, и потом уже в ВВС надо было переучиваться на новую технику.
 
avro сказал(а):
Желательно мемуары летчика, на нем летавшего.
Из мемуаров, навскидку:
дв.ГСС Ворожейкин - там где он про Халхин-Гол пишет;
два "испанца" ГСС - Б.Смирнов и А.Гусев;
балтиец ГСС В.Голубев - тот на И-16 отвоевал и в 1941, и в 1942, и даже в 1943 повоевал (да, да, было и такое во время "Искры" - на И-16 против FW.190);
беседы-интервью с североморцем Н.Голодниковым (хотя некоторые, наоборот, их критикуют)
avro сказал(а):
И заодно вопрос, может кто ответит - Зачем в 1943м выпускали на И-16?
Тут две составляющие. Про одну написали выше - летчик то после И-16 гораздо легче осваивал те же Ла-5.

А вторая - матчасть такая была в строевых полках.

На юге - а Конотопское училище эвакуировал ведь на Кавказ - на И-16 воевали на фронте еще весной 1943 (например 84-А иап, будущий 101 гиап).
В составе 254 иап, на Волховском фронте, в апреле-июне 1943 воевала разведэскадрилья на И-16.

И в ПВО "ишаки" кое-где довольно долго продержались.
Например, в составе 982 иап ПВО до ноября 1943 3-я эскадрилья была вооружена И-16 (две другие - то ЛаГГ-3, то "Киттихауки", то "Харрикейны").
961 иап ПВО в мае 1943 именно на И-16 одержал (заявил) 15 побед, "ишаки" были в полку до октября 1943 (с лета 43 - смешаная м/ч - И-16 и "Харрикейны").
В 738 иап ПВО все И-16 были исключены из состава полка в ноябре 1943.

У моряков на Севере, например, единичные И-16 дожили до 1944 в 20 иап и 27 иап ВВС СФ.
В 12 иап ВВС КБФ 3-я эскадрилья переучивалась с И-16 на Як-7Б в феврале 1944.

На Дальнем же Востоке - И-16 служили и в 1943, и в 1944, и даже в 1945 в некоторых полках.
Например, у моряков в 45 оиап АВФ в мае 1945 имелось 8 И-16 (7 исправных), перевооружили их полностью на Як-3 и ЛаГГ-3 в мае-июне 1945.
17 иап ТОФ тоже только в 1945 перевооружили с И-16 и ЛаГГ-3 на Як-9У.

У армейцев перевооружение началось в целом чуть раньше, но также примеры есть. Например, забайкальские полки:
- 940 иап был перевооружен с И-16 на Як-9 в декабре 1944;
- 939 иап начал осваивать Як-9 вместо И-16 - с марта 1945.

На Дальнем Востоке - 913 иап на И-16, в декабре 1944 получил 4 Як-7Б и приступил к их освоению, но перевооружили его новую м/ч только весной 1945 - на Ла-7.
Или камчатский 888 иап - тот еще в августе 1945 имел в своем составе 33 "Кингкобры" и 5 И-16, даже 1 УТИ-4 потеряли во время боев с японцами.

Или взять еще один полк с красивым номером, из дальневосточных, 777 иап - "три топора" - так вот он только в марте 1944 был полностью перевооружен на И-16 ( а до тех пор вообще служил на миксе - эскадрилья И-16, эскадрилья И-153 и эскадрилья И-15бис), к освоению Як-9М приступили в январе 1945.
Другой полк - 535 иап - только в сентябре 1944 его 3-я эскадрилья была перевооружена с И-15бис на И-16 (две другие были вооружены ЛаГГ-3 и И-16), правда уже в октябре 1944 получили 30 Як-9Д и приступили к их освоению.

Полагаю, что данных примеров хватит (хотя это далеко не исчерпывающий перечень полков с И-16 в 1944-45 гг.).
 
Последнее редактирование:
Cпасибо, ответы по существу.

Летчик, с которым я беседовал, как раз в ЗАП в Толмачево учил летать на Як-7Б. "Маршевые полки" учил, прибывающие с фронта и потом уходящие обратно после переобучения.

Ко второй встрече надо подумать, какие вопросы по переобучению позадавать.

Пока он сказал, что пилотирование на Яке было гораздо проще, чем на И-16. И что они на переучивании не тренировали лобовые атаки. Но двое попробовали. Один инструктор и фронтовой летчик. Оба отвернули поздно и оба вверх. Погибли :( А до этого он рассказывал, что Покрышкин как раз практиковал лобовые.
 
задайте такой вопрос - были ли в УЧИЛИЩАХ в инструкторах реально повоевавшие лётчики?
прочитал почти весь авиараздел "милитерры" и всюду отмечал один нюанс - инструкторами в училищах были кто угодно - чаще всего лучшие выпускники этого же училища, людей свежих с фронта, с опытом успешных боёв, с орденами - не было, ни лётными ни "по тактике", или было исчезающе мало.
Вообще это в голове не улакдывается, как же так, но вроде бы то была именно что система.
И - второй вопрос - сколько из людей выпуска допустим 43-го года - реально успело повоевать, в процентах от выпуска - тоже где-то натыкался, что вцелом лётчиков выпуска довоенных и 41-го года хватило на всю войну, проблема в частях была не нехватка пополнения, а наоборот - "безлошадные".
третий вопрос - "привязанность" пилота к самолёту - на одном и том же ли самолёте летал человек или на разных, были сменщики... ну то есть самолёт типа как личный, и вылет на чужом - редчайшее исключение, или наоборот правило? пока лётчик спит - его самолёт летает с другим пилотом или простаивает?
народ невоевавший даёт ответы на эти вопросы как правило "из головы", те, которые кажется наиболее очевидными именно отвечающему, с быстрым переходом на личности, интересут частное конекретное мнение человека который воевал, сколь бы нетипичным оно не оказалось.
Спасибо.
P.S. ответы прочих - неинтересны, извините.
 
avro сказал(а):
Ко второй встрече надо подумать, какие вопросы по переобучению позадавать.
Всё интересно - про матчасть, про быт. А вообще-то рекомендую полазить на "Я помню" - там много интервью в качестве примеров,

Вот сам сайт
http://iremember.ru/
А вот вопросники ориентировочные:
http://iremember.ru/stati/voprosi-veteranam.html
 
лётчиков выпуска довоенных и 41-го года хватило на всю войну, проблема в частях была не нехватка пополнения, а наоборот - "безлошадные"

Я спросил, сколько из выпуска куда пошло. Он два училища заканчивал, Чугуевское сначала в 41м, потом Конотопское в 43-м. Из Чугуева 10 человек ушло в Конотоп учиться дальше, 20 - на фронт.

Читая мемуары, я вижу, что необлетанных в 43м и далее приходило достаточно много.

И еще я его спросил, когда он впервые увидел фронтовых летчиков? Он сказал, что только в 1943-м, когда из Ташкента (там Конотопское стояло) приехал в Новосибирск, где остался в ЗАПе.
 
Очень ценное свидетельство о советском методе передачи свежего фронтового опыта молодому пополнению. Круче было только у немецких подводников.
А свежий фронтовой опыт как раз и передавался в ЗАПах от обстрелянных товарищей на доукомплектование которым и прибывали "желторотики". Там же и происходило слетывание пар и звеньев, обучение тактике и именно на том типе, на котором предстояло идти в бой. Читаем мемуары (а не только Драбкина) и делаем для себя небольшие открытия.

выпущенные до 41 года включительно и выпущенные начиная с 1943. Причём примерно 50/50. Похоже провал был в 1942, а вот потом школы снова заработали.
Думаю сказывалась эвакуация как авиазаводов, так и авиаучилищ. Да и где-то (по-моему у Покрышкина) проскакивало, что многих курсантов в этот период (1941-42) отправляли в пехоту тк не было самолетов.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Пкк сказал(а):
Топикстартер желает "в плане самолёта", а я хочу "в плане девушек".
Неужели в истории И-16 совсем не было девушек?
Лётчиц довоенных, кто служил бы на боевых И-16, - о таковых слышать не доводилось. Собственно говоря и дефицит именно истребительных кадров был наиболее острый из всех трех женских полков. Таковым оставался и во время войны - ведь 586 иап с 1943 по факту был смешанным по лётному составу - частично женским, частично мужским.

Впрочем Сеид-Мухамедова пишет, что некоторое время до получения Як-1, летчицы 586-го полка во время учебы летали на И-16.
http://yoldash.net/2012/07/26/зулейха-сеидмамедова-записки-летчи/#more-391

Хотя может быть и в данном эпизоде речь об УТИ-4 - он был распространен довольно широко, по сути оставаясь одним из основных учебно-боевых самолетов всю ВОВ. Его же нередко в частях использовали к качестве разъездных.

Полина Осипенко - да, разбилась вместе с А.Серовым на УТИ-4.

Еще, весьма возможно, И-16 освоила Ольга Ямщикова, "крещённая" еще на У-1 - все-таки ж НИИ ВВС, освоила ок.40 типов, более 8000 часов налета, но это только предположение.

Другое дело женщины в наземном персонале, не только буфетчицы-медсестры и многие другие не менее нужные профессии, но и те кто непосредственно обслуживал самолеты, вооружение, оборудование - вот они наверняка были и в тех полках, которые служили и воевали на И-16. Но честно говоря, не могу сходу вспомнить ни одного подобного интервью, да и мемуары их вообще исчезающе немногочисленны.
 
Хотя может быть и в данном эпизоде речь об УТИ-4
Наш полк перебрался в небольшой поселок. Здесь мы расположились уже надолго.
Жили в землянках поблизости от аэродрома. В одной землянке со мной – мои подруги: начальник штаба полка Саша Макунина, инженер по вооружению Тоня Скворцова, инженер по приборам Щербакова, полковой врач Рая Бенгус.
Мы летаем на истребителях «И-16». Наши летчицы упорно овладевают искусством дневных и ночных полетов, учатся стрелять по воздушным и наземным мишеням.

Это из вашей ссылки. Похоже что все-таки летали на одноместных.
 
Захаров Г.Н. "Я - истребитель" у меня на очереди стоит, на полке )
 
В Чугуеве учили в основном на И-16. Их было у нас много десятков. На момент нашего поступления это был один из самых лучших истребителей в мире. Но к лету 1941 года он уже устарел. Других истребителей в 1939 год у нас еще не было.

Утром 22 июня нас разбудил выстрел в воздух. Стрелял командир, боевая тревога. «Началась война. Самолеты растащить, замаскировать».

http://avro-live.livejournal.com/70848.html
 
Реклама
Назад