Доброго времени суток, уважаемые форумчане!
Возможно вопрос не в тему, но наверное нет смысла начинать новую ветку.
В книге Бориса Ермиловича Тихомолова "Небо в огне" упоминается следующий эпизод:
Два самолета, стоявшие в укромном углу за ангарами, вот уже третью неделю привлекают мое внимание. Каждый раз, проходя мимо них на работу, я останавливаюсь. Что за машины, откуда взялись? Самолеты мне нравились. Это были совершенно новые, цельнометаллические монопланы с низким расположением крыла. Упрятанный в обтекатель звездообразный мотор. Трехлопастный воздушный винт. Антенна. Убирающиеся в полете шасси. Несмотря на объемистый фюзеляж, самолет выглядит изящно и строго.
Пытаюсь разгадать его назначение. Если в военном варианте, то это, очевидно, разведчик дальнего действия. Если в гражданском, то почтово-грузовой. Хотя при нужде на нем можно было бы возить и пассажиров. Хорошие машины, что и говорить! Но чьи они, кому принадлежат? На мои расспросы в порту все пожимают плечами. Известно только, что пригнали их военные летчики. Пригнали и поставили. Вот и все. Военные? Но почему они тогда стоят на гражданском аэродроме? Странно.
Однажды, идя на работу, я, сделав добрый крюк, зашел посмотреть на самолеты. Ага, наконец-то! Возле них кто-то копался. На бетонной площадке лежали аккуратно сложенные чехлы, стояла тележка с батареей аккумуляторов, и два человека, сидя на корточках под крылом, что-то укладывали в открытые люки.
Я подошел:
Здравствуйте!
- Здравствуйте. Продолжают копаться. Начинаю издалека:
- Скажите, пожалуйста, чьи это самолеты?
Щуплый механик с флегматичным лицом не торопясь вылез из-под машины, разогнулся, расправил под новеньким ремнем складки новенького комбинезона. Очевидно, ему не очень хотелось копаться, или было не к спеху, или он обладал общительным характером, только через несколько минут я уже знал, что моего собеседника зовут Иваном, по фамилии Архангельский, что самолеты этой конструкции принадлежат особой группе связи при Генеральном штабе Красной Армии и что их нужно перегнать в Москву по назначению.
На момент описываемых событий, автор является летчиком Узбекского управления ГВФ. Предположительное время события - январь-февраль 1942 года. Возможное место - аэродром г. Ташкент.
В дальнейшем, автор книги какой-то период летал на данном самолете в составе особой группы. Экипаж машины составлял 3 человека (пилот, борттехник, курьер). Кроме того самолет имел грузовые отсеки (эпизод с перевозкой партии стали для сепараторов подшипников в Сталинград). Посадка в кабину осуществлялась (судя по отрывкам в тексте) через сдвижной фонарь.
Может ли кто-нибудь подсказать тип самолета, описанного в книге? Возможно, это был лицензионный "Валти" V-11GB? Или какая-то другая иностранная машина, поставляемая в Советский Союз?