Пассажир Ту-144
Местный
Друзья, выполняю давнее обещание написать воспоминания о полёте на сверхзвуковом пассажирском самолёте Ту-144. В качестве пассажира, конечно. Точнее, о двух полётах, состоявшихся 07 марта 1978 года: рейс 499 по маршруту Москва (Домодедово) - Алма-Ата и обратный рейс 500 по маршруту Алма-Ата – Москва (Домодедово). Торопиться не буду, постараюсь быть достоверным и вспомнить максимум деталей. В рассказе речь не только о конкретном воздушном путешествии. Тут достаточно личных воспоминаний о той эпохе, технических и лирических отступлений. Надеюсь, что это позволит младшему поколению, кто воспринимает те времена как историю, нагляднее почувствовать происходившее. Материальные доказательства сего чудесного приключения, а именно, авиабилеты, сохранились, но пока они томятся где-то в одной из коробок, нераспакованных после переезда, поэтому продемонстрировать их удастся позже, когда дойдут руки.
И ещё. Рассказ написан для широкой аудитории, пусть профессионалы не ругают меня за некоторые известные истины, пояснения для неспециалистов и возможные неточности. Некоторые данные приведены со знаком вопроса, возможно кто-то знает или помнит лучше. Иначе как восстановить детали, потерявшиеся в глубине прошедших десятилетий?
А начать повествование хочется издалека.
Глава 1. Первое знакомство
Сегодня кажется невероятным тот темп, который набрала наша промышленность после Великой Отечественной Войны. Количество типов летательных аппаратов, созданных и создаваемых в конце 1940-х, 1950-е, 1960-е годы, как военных, так и гражданских, просто поражает. Буквально каждый год-два-три появлялись новые машины, количество опытных образцов техники просто зашкаливало, а те, которые признавались удачными, шли в серию и осваивались за пару лет. И это при том качественном скачке, вызванном переходом на реактивную тягу, газотурбинные двигатели, освоением околозвуковых и сверхзвуковых режимов полёта. Поэтому для нас, чей детский возраст пришёлся на 60-е годы, казались естественными сообщения о новых чудесах авиации, тем более к ним добавилась ещё и космонавтика, и всё чаще говорили о наступлении «Космической Эры». А лучшим источником популярной научно-технической информации тогда был журнал «Наука и Жизнь», выписывавшийся в нашей семье и выходивший раз в месяц. Дополняли его не менее популярный журнал «Техника – Молодёжи» и издание «Знание – Сила». Именно в «Науке и Жизни» появился большой репортаж из кабины пилотов о пассажирском рейсе на Ил-18 с кучей черно-белых фотографий по тексту, и цветными вкладками с известной панорамой летного поля, снятой с диспетчерской вышки аэропорта «Внуково», а также красочный вид из кабины в момент пролета огней приближения. Именно там, впервые в советской прессе, были опубликованы фотографии новых военных самолетов, участвовавших в единственном в тот период воздушном параде, который проводился летом 1967 года в недавно открытом аэропорту Домодедово. Парад был посвящён 50-летию Октябрьской Революции, которое отмечалось в том году. Марки самолетов не назывались, но там присутствовали и Су-15, и первые машины с изменяемой геометрией крыла, и бомбардировщик 3М (в советской прессе встречался с именем 201М), и первый вертикальный Як-36, и даже прототип МиГ-25 (в прессе Е-266), и ещё несколько интересных машин. Именно в «Науке и Жизни» появилась первая красочная фотография Ту-134, а потом черно-белые фото новых Як-40 и Ту-154. А в марте 1969 года на цветной обложке этого же издания появился и он, наш первый Ту-144.
Однажды (в 1967 или 1968 году) кто-то из взрослых принёс два крупноформатных журнала «Америка» на русском языке, которые издавались в Штатах для распространения в СССР (аналогично нашему «Советскому Союзу», выходившему на нескольких языках для зарубежных стран). В одном из них была статья о рекордных автомобилях с газотурбинными двигателями, а во втором – многостраничная подборка о становлении американской космонавтики. Кроме многочисленных фотографий о полётах первых пилотируемых кораблей «Меркурий» и «Джемини» и панорамы с изображением чуть ли не всех запущенных американских спутников, в журнале рассказывалось о новом корабле «Аполлон» для осуществления полётов на Луну. Но главное – на развороте была шикарная фотография ракеты-носителя «Сатурн-5», транспортируемого в вертикальном положении к месту старта, по-видимому, в период испытаний. И это задолго до первых реальных пусков к Луне. В нашей прессе подобной открытости не было, а авиация и особенно космонавтика были вообще очень скупыми на любые технические детали. Но тем не менее, и в научно-популярных изданиях появлялись статьи о прорывных исследованиях в этих областях, пусть даже без указаний конкретных результатов, имён и марок техники. До сих пор помнятся изданные в 60-е номера журнала «Техника – Молодёжи» со статьями о гиперзвуковой авиации и экранопланах. Там был ряд изображений (то ли рисунков, то ли фотографий макетов) ряда необычных летательных аппаратов. Через много лет, вспоминая эти изображения, я узнавал в них черты и наших М-50 (М-52, М-56 ?), и Т-4 «Сотки», и американской «Валькирии», и других невиданных проектов. Появление новых самолетов и вертолётов тогда не обходили стороной даже изготовители игрушек. Широко продавалась, например, отечественная пластмассовая модель Ту-104 для склеивания. Вертолёты Ми-8, Ми-10 и самолёт Ан-24 в 60-е годы только стали выпускаться, но их модели для склеивания уже продавались в магазинах игрушек. В конце 60-х в продаже появился советский набор примерно из 10 маленьких самолётиков, выполненных в разном масштабе, и почему-то из красной пластмассы. В основном это были военные машины. Не в каждом из них можно было узнать оригинал, хотя снизу было написано: «Як-25», «Ту-144», или просто: «Бомбардировщик», «Перехватчик» (это то, что запомнилось). Среди них была модель сверхзвукового бомбардировщика М-50 (невозможно не узнать по характерному расположению двигателей), что-то похожее на Ту-16 или Ту-128 (не помню), и некоторые другие. Интересно, что модель сверхзвукового Ту-144 появилась практически сразу, как стало о нём известно. Вместо шасси у этих самолётиков были три пластмассовые ножки, которые приходилось обрабатывать напильником, чтобы придать им некоторое изящество. Несмотря на примитивное исполнение, набор этот оказался долгожителем: выпускался лет двадцать. Где-то ближе к 90-м годам видел этот набор на витрине: узнать самолёты стало ещё труднее, а сделаны они были теперь из темно-желтой пластмассы…
Но рекорд качества и популярности, несомненно, принадлежал моделям для склеивания из Германской Демократической Республики, ставшей позже частью объединенной Германии. В Москве их можно было найти в основном в крупных магазинах игрушек - центральном «Детском Мире», «Доме Игрушек» на Кутузовском проспекте и магазине «Лейпциг», торговавшем товарами из ГДР, который находился тогда на Ленинском проспекте. Немцы делали модели как зарубежных, так и советских самолетов и вертолетов, но не всех типов, и завозились они неравномерно. Например, трудно было встретить реактивную пассажирскую «Комету» и «Боинг-727». Чаще на полках появлялись «Каравелла», наш двухосный вертолёт-вагон Як-24 и самолёт Ту-20, прообраз Ту-95. Наши пассажирские машины были представлены моделями Ту-114, Ту-134, Ту-154, Ту-144, Ан-24 и Як-40. Кстати, модель Ту-144 была сделана по образцу прототипа СССР-68001.
Модели делались из качественной твердой пластмассы белого, а некоторые – серебристого цвета. Белые модели традиционно снабжались бутылочкой серебряной краски. Для вертолета Ми-4 за основу был взят вариант с красной раскраской, и к нему прилагалась бутылочка с ярко-красным лаком, которым редко кто пользовался. В коробках некоторых моделей иногда обнаруживались не «Аэрофлотовские», а чужие наклейки для ливреи – в основном немецкой авиакомпании «Интерфлюг».
Вот примерно в такой обстановке (с точки зрения нас, детей) и появились сообщения о создании сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 и его зарубежного коллеги «Конкорда». Тогда казалось, что ещё несколько лет, и полет на сверхзвуковом лайнере будет таким же привычным, как и на простой машине. Но… прошёл и год, и два, и три, и четыре, а про Ту-144 рассказывали мало. Где-то были фотографии с выставок – возможно, в журнале «Огонёк». Кое-что по телевизору. Документальные фильмы «Стрела стратосферы» и «Дверь, открытая в небо». Был всплеск информации после трагедии в Ле-Бурже. Потом снова затишье, кажется, до следующего, благополучного авиасалона во Франции. И одновременно – статьи про Конкорд в газете «За Рубежом». Оказывается, там у них свои проблемы, и вообще всё очень-очень долго…
И вот однажды мне повезло. Было это где-то между 1972 и 1975 годом. Почему-то хочется назвать 1974, но утверждать не стану. Жили мы тогда с родителями и братом на юго-западе Москвы, в новых домах на месте бывшей деревни Семёновское (продолжение улицы Вавилова). Придя домой из школы, я по своему увлечению стал разглядывать из окна южную сторону неба в театральный бинокль, где делали круг самолёты, садящиеся во Внуково. Схема захода на полосу 24 тогда была другая, и было видно «левую» половину коробки, в том числе третий и начало четвёртого разворота (остальное скрыто соседним домом). Был морозный солнечный день, скорее всего февраль или март. Поводив биноклем вдоль горизонта и не обнаружив ничего летящего, я поднял глаза вверх и тут заметил нечто интересное. Высоко в небе, примерно 70-80 градусов от горизонта (т.е. ближе к зениту, насколько можно было видеть из окна), стояло облачное кольцо. Вернее, не кольцо, а длинный эллипс, вытянутый примерно с востока на запад. В бинокль стало ясно, что это не облако, а инверсионный след самолета, который «нарезал» круги прямо над юго-западом Москвы. Видно было, что этих кругов уже несколько – наверное, 3 или 4. Притащив вместо бинокля любимую зрительную трубу «Турист-2», через которую мы с братом обычно наблюдали Луну и звёзды (объектив 50 мм, увеличение 20, поле зрения 2 градуса), я высунулся в форточку, потому как иначе её невозможно было направить так высоко. И увидел… Ту-144. Это была маленькая серебряная «птичка», видимая снизу в плане, именно той формы, которую трудно с чем-то спутать. Гипотетически, на него в эти годы мог быть похож только один самолёт – Т-4 «Сотка» Сухого, но это совсем маловероятно. Ту-144 летел на большой высоте, думаю, порядка 10-12 километров, и двигался по часовой стрелке (если смотреть снизу). Уйдя к западу, он вскоре появился в обратном направлении в «нижней» части эллипса, закрываемый предыдущими следами. А потом снова прошёл во всей красе высоко над головой. На моих глазах самолёт сделал примерно 2 круга, всего совершив примерно 5 или 6 (судя по следу). И незаметно исчез… Дальнейшее ожидание оказалось бессмысленным, самолёт больше не вернулся. Пытаясь сегодня сопоставить угол места верхней точки наблюдений (угол места - угол от горизонта до объекта по вертикали), примерную высоту самолета и ориентацию инверсионного следа, приходишь к выводу, что самолет, как минимум, залетал внутрь МКАД, а длинная сторона «эллипса» движения простиралась над районами от Ясенево до Можайского шоссе, то есть приблизительно над частью тогдашнего круга Внуково при заходе на ВПП 24 и 20(19)… Понятно, что это очень-очень условно.
И ещё. Рассказ написан для широкой аудитории, пусть профессионалы не ругают меня за некоторые известные истины, пояснения для неспециалистов и возможные неточности. Некоторые данные приведены со знаком вопроса, возможно кто-то знает или помнит лучше. Иначе как восстановить детали, потерявшиеся в глубине прошедших десятилетий?
А начать повествование хочется издалека.
Глава 1. Первое знакомство
Сегодня кажется невероятным тот темп, который набрала наша промышленность после Великой Отечественной Войны. Количество типов летательных аппаратов, созданных и создаваемых в конце 1940-х, 1950-е, 1960-е годы, как военных, так и гражданских, просто поражает. Буквально каждый год-два-три появлялись новые машины, количество опытных образцов техники просто зашкаливало, а те, которые признавались удачными, шли в серию и осваивались за пару лет. И это при том качественном скачке, вызванном переходом на реактивную тягу, газотурбинные двигатели, освоением околозвуковых и сверхзвуковых режимов полёта. Поэтому для нас, чей детский возраст пришёлся на 60-е годы, казались естественными сообщения о новых чудесах авиации, тем более к ним добавилась ещё и космонавтика, и всё чаще говорили о наступлении «Космической Эры». А лучшим источником популярной научно-технической информации тогда был журнал «Наука и Жизнь», выписывавшийся в нашей семье и выходивший раз в месяц. Дополняли его не менее популярный журнал «Техника – Молодёжи» и издание «Знание – Сила». Именно в «Науке и Жизни» появился большой репортаж из кабины пилотов о пассажирском рейсе на Ил-18 с кучей черно-белых фотографий по тексту, и цветными вкладками с известной панорамой летного поля, снятой с диспетчерской вышки аэропорта «Внуково», а также красочный вид из кабины в момент пролета огней приближения. Именно там, впервые в советской прессе, были опубликованы фотографии новых военных самолетов, участвовавших в единственном в тот период воздушном параде, который проводился летом 1967 года в недавно открытом аэропорту Домодедово. Парад был посвящён 50-летию Октябрьской Революции, которое отмечалось в том году. Марки самолетов не назывались, но там присутствовали и Су-15, и первые машины с изменяемой геометрией крыла, и бомбардировщик 3М (в советской прессе встречался с именем 201М), и первый вертикальный Як-36, и даже прототип МиГ-25 (в прессе Е-266), и ещё несколько интересных машин. Именно в «Науке и Жизни» появилась первая красочная фотография Ту-134, а потом черно-белые фото новых Як-40 и Ту-154. А в марте 1969 года на цветной обложке этого же издания появился и он, наш первый Ту-144.
Однажды (в 1967 или 1968 году) кто-то из взрослых принёс два крупноформатных журнала «Америка» на русском языке, которые издавались в Штатах для распространения в СССР (аналогично нашему «Советскому Союзу», выходившему на нескольких языках для зарубежных стран). В одном из них была статья о рекордных автомобилях с газотурбинными двигателями, а во втором – многостраничная подборка о становлении американской космонавтики. Кроме многочисленных фотографий о полётах первых пилотируемых кораблей «Меркурий» и «Джемини» и панорамы с изображением чуть ли не всех запущенных американских спутников, в журнале рассказывалось о новом корабле «Аполлон» для осуществления полётов на Луну. Но главное – на развороте была шикарная фотография ракеты-носителя «Сатурн-5», транспортируемого в вертикальном положении к месту старта, по-видимому, в период испытаний. И это задолго до первых реальных пусков к Луне. В нашей прессе подобной открытости не было, а авиация и особенно космонавтика были вообще очень скупыми на любые технические детали. Но тем не менее, и в научно-популярных изданиях появлялись статьи о прорывных исследованиях в этих областях, пусть даже без указаний конкретных результатов, имён и марок техники. До сих пор помнятся изданные в 60-е номера журнала «Техника – Молодёжи» со статьями о гиперзвуковой авиации и экранопланах. Там был ряд изображений (то ли рисунков, то ли фотографий макетов) ряда необычных летательных аппаратов. Через много лет, вспоминая эти изображения, я узнавал в них черты и наших М-50 (М-52, М-56 ?), и Т-4 «Сотки», и американской «Валькирии», и других невиданных проектов. Появление новых самолетов и вертолётов тогда не обходили стороной даже изготовители игрушек. Широко продавалась, например, отечественная пластмассовая модель Ту-104 для склеивания. Вертолёты Ми-8, Ми-10 и самолёт Ан-24 в 60-е годы только стали выпускаться, но их модели для склеивания уже продавались в магазинах игрушек. В конце 60-х в продаже появился советский набор примерно из 10 маленьких самолётиков, выполненных в разном масштабе, и почему-то из красной пластмассы. В основном это были военные машины. Не в каждом из них можно было узнать оригинал, хотя снизу было написано: «Як-25», «Ту-144», или просто: «Бомбардировщик», «Перехватчик» (это то, что запомнилось). Среди них была модель сверхзвукового бомбардировщика М-50 (невозможно не узнать по характерному расположению двигателей), что-то похожее на Ту-16 или Ту-128 (не помню), и некоторые другие. Интересно, что модель сверхзвукового Ту-144 появилась практически сразу, как стало о нём известно. Вместо шасси у этих самолётиков были три пластмассовые ножки, которые приходилось обрабатывать напильником, чтобы придать им некоторое изящество. Несмотря на примитивное исполнение, набор этот оказался долгожителем: выпускался лет двадцать. Где-то ближе к 90-м годам видел этот набор на витрине: узнать самолёты стало ещё труднее, а сделаны они были теперь из темно-желтой пластмассы…
Но рекорд качества и популярности, несомненно, принадлежал моделям для склеивания из Германской Демократической Республики, ставшей позже частью объединенной Германии. В Москве их можно было найти в основном в крупных магазинах игрушек - центральном «Детском Мире», «Доме Игрушек» на Кутузовском проспекте и магазине «Лейпциг», торговавшем товарами из ГДР, который находился тогда на Ленинском проспекте. Немцы делали модели как зарубежных, так и советских самолетов и вертолетов, но не всех типов, и завозились они неравномерно. Например, трудно было встретить реактивную пассажирскую «Комету» и «Боинг-727». Чаще на полках появлялись «Каравелла», наш двухосный вертолёт-вагон Як-24 и самолёт Ту-20, прообраз Ту-95. Наши пассажирские машины были представлены моделями Ту-114, Ту-134, Ту-154, Ту-144, Ан-24 и Як-40. Кстати, модель Ту-144 была сделана по образцу прототипа СССР-68001.
Модели делались из качественной твердой пластмассы белого, а некоторые – серебристого цвета. Белые модели традиционно снабжались бутылочкой серебряной краски. Для вертолета Ми-4 за основу был взят вариант с красной раскраской, и к нему прилагалась бутылочка с ярко-красным лаком, которым редко кто пользовался. В коробках некоторых моделей иногда обнаруживались не «Аэрофлотовские», а чужие наклейки для ливреи – в основном немецкой авиакомпании «Интерфлюг».
Вот примерно в такой обстановке (с точки зрения нас, детей) и появились сообщения о создании сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 и его зарубежного коллеги «Конкорда». Тогда казалось, что ещё несколько лет, и полет на сверхзвуковом лайнере будет таким же привычным, как и на простой машине. Но… прошёл и год, и два, и три, и четыре, а про Ту-144 рассказывали мало. Где-то были фотографии с выставок – возможно, в журнале «Огонёк». Кое-что по телевизору. Документальные фильмы «Стрела стратосферы» и «Дверь, открытая в небо». Был всплеск информации после трагедии в Ле-Бурже. Потом снова затишье, кажется, до следующего, благополучного авиасалона во Франции. И одновременно – статьи про Конкорд в газете «За Рубежом». Оказывается, там у них свои проблемы, и вообще всё очень-очень долго…
И вот однажды мне повезло. Было это где-то между 1972 и 1975 годом. Почему-то хочется назвать 1974, но утверждать не стану. Жили мы тогда с родителями и братом на юго-западе Москвы, в новых домах на месте бывшей деревни Семёновское (продолжение улицы Вавилова). Придя домой из школы, я по своему увлечению стал разглядывать из окна южную сторону неба в театральный бинокль, где делали круг самолёты, садящиеся во Внуково. Схема захода на полосу 24 тогда была другая, и было видно «левую» половину коробки, в том числе третий и начало четвёртого разворота (остальное скрыто соседним домом). Был морозный солнечный день, скорее всего февраль или март. Поводив биноклем вдоль горизонта и не обнаружив ничего летящего, я поднял глаза вверх и тут заметил нечто интересное. Высоко в небе, примерно 70-80 градусов от горизонта (т.е. ближе к зениту, насколько можно было видеть из окна), стояло облачное кольцо. Вернее, не кольцо, а длинный эллипс, вытянутый примерно с востока на запад. В бинокль стало ясно, что это не облако, а инверсионный след самолета, который «нарезал» круги прямо над юго-западом Москвы. Видно было, что этих кругов уже несколько – наверное, 3 или 4. Притащив вместо бинокля любимую зрительную трубу «Турист-2», через которую мы с братом обычно наблюдали Луну и звёзды (объектив 50 мм, увеличение 20, поле зрения 2 градуса), я высунулся в форточку, потому как иначе её невозможно было направить так высоко. И увидел… Ту-144. Это была маленькая серебряная «птичка», видимая снизу в плане, именно той формы, которую трудно с чем-то спутать. Гипотетически, на него в эти годы мог быть похож только один самолёт – Т-4 «Сотка» Сухого, но это совсем маловероятно. Ту-144 летел на большой высоте, думаю, порядка 10-12 километров, и двигался по часовой стрелке (если смотреть снизу). Уйдя к западу, он вскоре появился в обратном направлении в «нижней» части эллипса, закрываемый предыдущими следами. А потом снова прошёл во всей красе высоко над головой. На моих глазах самолёт сделал примерно 2 круга, всего совершив примерно 5 или 6 (судя по следу). И незаметно исчез… Дальнейшее ожидание оказалось бессмысленным, самолёт больше не вернулся. Пытаясь сегодня сопоставить угол места верхней точки наблюдений (угол места - угол от горизонта до объекта по вертикали), примерную высоту самолета и ориентацию инверсионного следа, приходишь к выводу, что самолет, как минимум, залетал внутрь МКАД, а длинная сторона «эллипса» движения простиралась над районами от Ясенево до Можайского шоссе, то есть приблизительно над частью тогдашнего круга Внуково при заходе на ВПП 24 и 20(19)… Понятно, что это очень-очень условно.