Создание семейства самолетов — это общемировая практика, заметил заслуженный военный летчик России Владимир Попов. Это связано с тем, что фактически производители создают разные версии одного самолета, а не строят новый лайнер каждый раз с нуля.
— Это уже есть в практике и у нас, и за рубежом. И это правильный подход. Как правило, в модификациях одинаковые кабины, то есть для летчика создано единое рабочее пространство, приборы одинаковые, а значит функциональные движения будут выработаны одинаково. Двигатель один и тот же, авиационные системы. Таким образом, единое конструирование, единые инженерные подходы упрощают работу летчика. Изменяются технические характеристики, например, скорость, грузоподъемность, аэродинамика, расход топлива, — пояснил Владимир Попов.
Он привел в пример Airbus. Так, А319 является укороченной модификацией А320. Количество пассажирских кресел уменьшено на два ряда. Длина А319 составляет 33,8 метра, А320 — 37,6 метра. Есть и самый большой самолет в этой линейке — А380, его длина — аж 73 метра. Такой же подход и у Boeing.
По словам Попова, в нашей стране тоже есть примеры семейств. Например, так было с Ту-154. Модификация Ту-154B была так называемой «короткой машиной». Они активно использовались в военной авиации, были летающими лабораториями или разведчиками и даже применялись при подготовке космонавтов. Единичные лайнеры остались и в гражданской авиации. Позднее создали Ту-154M — более длинная и мощная машина, которая могла взять на борт до 150 пассажиров (прежняя версия — 89-100 человек).
А ещё спросили, в какой срок он может появиться