Дорогие радисты всех времён и народов, армии, авиации и флота!
Много было в нашей жизни и смешного, и грустного, и каверзного, и забавного, а иногда всё это оказывалось перемешано в самых неожиданных пропорциях.
Приглашаю, уважаемые коллеги, пошукать по сусекам памяти, тщательно просканировать содержимое всех ячеек и извлечь оттуда нужную информацию, чтобы не сгинула она навсегда, чтобы молодое поколение радистов и всех тех, кто только вознамерился ими стать, увидели, что и нам, радистам, есть что рассказать о своей жизни, хотя мы и не лётчики-испытатели.
И уж не знаю, как они понравятся молодым и начинающим радистам, но таким дедам, как я, читать эти радиобайки – одно удовольствие. Знаю это, так как на форуме forumavia.ru я уже вёл такую же веточку, вот ссылка, можете посмотреть:
http://www.forumavia.ru/forum/9/4/8061936858065454988741189114094_1.shtml?topiccount=329
Поэтому и на форуме aviaforum.ru, куда мы недавно перешли с авиационными дедами, я вновь решил открыть эту тему.
Подключайтесь, уважаемые коллеги.
А вот и первая радиобайка для затравки:
-----
Переборщил
В 1972 году после окончания РКИИГА (Рижский Краснознамённый институт инженеров гражданской авиации) получил я персональное распределение в Уфимский аэропорт на должность инженера РСП (радиолокационная система посадки самолётов). Вместе со мной в аэропорт прибыл из Челябинска новый диспетчерский радиолокатор ДРЛ-7С заводской № 72359 (запомнился на всю жизнь!), и мне было поручено заняться его установкой. Нужно было перенести всю аппаратуру из КУНГа (кузов унифицированный герметичный) в помещение аппаратного зала ДПСП (диспетчерский пункт системы посадки).
Я с энтузиазмом взялся за дело. В это время старший инженер РСП Виктор Петрович Маслов решил переехать из Уфы в другой город, помощи от него уже не было, поскольку он считал, что его заслуги не были должным образом оценены, частенько ругался с нашим начальником Дмитрием Тимофеевичем Шулеповым, а вскоре уволился с работы и уехал. Поэтому все заботы по установке нового радиолокатора легли на меня. Никакие монтажные организации к работе не привлекались, все работы мы проводили своими силами.
Техники Женя Киселёв, Саня Юрьев, Саня Караванов, Шамиль Рахимов, дизелист Толик Багаев да двое сварщиков из РСУ (ремонтно-строительный участок) – вот и вся моя ударная бригада, усилиями которой воплощались в металле все мои чертежи и наброски, изменения в которые вносились тут же по ходу дела без всяких бюрократических согласований. Дмитрий Тимофеевич обеспечивал снабжение всеми необходимыми материалами и взаимодействие со смежными службами.
Чтобы обеспечить хороший обдув стоек радиолокатора мне пришлось разработать специальную раму с воздуховодами, которая потом была установлена в аппаратном зале, а вентиляторы обдува находились снаружи, в небольшом помещении вентиляторной, пристроенном к зданию ДПСП. Старый диспетчерский радиолокатор ДРЛ-7А также стоял в аппаратной, воздуховоды к нему из той же вентиляторной были протянуты по кабельным каналам, но опыт эксплуатации показал, что производительности вентиляторов не хватало, аппаратура в летнее время перегревалась.
Поэтому Дмитрий Тимофеевич посоветовал мне всё внимание уделить разработке воздуховодов таким образом, чтобы обеспечить максимально возможный поток воздуха. И если для обдува старого радиолокатора использовались тихоходные вентиляторы со скоростью вращения 800 оборотов в минуту, то для нового радиолокатора Дмитрий Тимофеевич где-то раздобыл шахтные воздуходувки на 3000 оборотов в минуту.
И когда мы установили аппаратуру на место и запустили первый раз обдув, радости нашей не было предела! В тех же условиях аппаратного зала новый радиолокатор работал в очень даже приемлемых температурных условиях по сравнению со старым, который всё ещё продолжал обеспечивать безопасность полётов, дожидаясь, когда же мы, наконец, введём в эксплуатацию новое оборудование.
Время это пришло. После лётной проверки в августе 1972 года радиолокатор ДРЛ-7С взял на себя весь объём работы старого радиолокатора. Забот у нас заметно поубавилось, так как новое оборудование после небольшой приработки стало функционировать весьма надёжно, тем более, что условия мы ему обеспечили очень даже подходящие. Не раз и не два мы по очереди подставляли ладони под поток выходящего из блоков радиолокатора чуть нагретого воздуха, и в знак удовлетворения каждый из нас с гордостью поднимал вверх большой палец.
Больше всех был доволен Дмитрий Тимофеевич. Наконец-то прекратились жалобы диспетчеров на работу диспетчерского радиолокатора, наконец-то удалось обеспечить нормальный температурный режим работы оборудования, которому предстояло работать на этом месте не менее десяти лет. Меня назначили старшим инженером РСП, забот и хлопот было через край, и если с диспетчерским радиолокатором все проблемы остались в прошлом, то старенький посадочный радиолокатор ПРЛ-7 требовал к себе особого внимания.
Но лето скоро закончилось. Началась осень. А вентиляторы обдува так и гнали наружный воздух в аппаратуру с той же силой, так что из неё чуть радиолампы не вылетали. Пришлось думать, как уменьшить этот поток. Никаких приспособлений для его регулировки в моей конструкции предусмотрено не было, поскольку конструктором воздуходувок я оказался не совсем квалифицированным, а уменьшение площади входных отверстий результатов не давало, только вентиляторы начинали выть с утроенной силой.
Потом и зима наступила. Дело дошло до того, что пол в аппаратной превращался в каток, после того как наша уборщица Галия делала здесь влажную уборку. Дмитрий Тимофеевич, у которого в это время появились совсем другие важные дела, уже не вникал в наши проблемы и считал, что уменьшить поток воздуха – дело плёвое.
Чтобы хоть как-то выйти из положения, пришлось открыть окно между аппаратным залом и вентиляторной. Так удалось обеспечить не захват холодного воздуха извне, а внутренний кругооборот уже подогретого в аппаратуре. Вентиляторная была построена без всякого утепления, но зимой никаких проблем с ней никогда не было. Теперь же пришлось срочно затыкать все имеющиеся щели и утеплять дверь вентиляторной, а в следующее лето проводить ремонт и устранять все излишние пути поступления наружного воздуха.
Дмитрий Тимофеевич, глядя на всю эту нашу суету, как-то сказал:
- Ну, я не знаю! Переборщил!
-----
На фотографии установленный на раме в аппаратной ДПСП Уфимского аэропорта радиолокатор ДРЛ-7С, за которым два светлых окна, а одно – тёмное. Это как раз и есть то спасительное окно, которое выходило в вентиляторную. А перед радиолокатором хорошо виден покрытый линолеумом пол, который зимой превратился в каток. Фото автора.
Много было в нашей жизни и смешного, и грустного, и каверзного, и забавного, а иногда всё это оказывалось перемешано в самых неожиданных пропорциях.
Приглашаю, уважаемые коллеги, пошукать по сусекам памяти, тщательно просканировать содержимое всех ячеек и извлечь оттуда нужную информацию, чтобы не сгинула она навсегда, чтобы молодое поколение радистов и всех тех, кто только вознамерился ими стать, увидели, что и нам, радистам, есть что рассказать о своей жизни, хотя мы и не лётчики-испытатели.
И уж не знаю, как они понравятся молодым и начинающим радистам, но таким дедам, как я, читать эти радиобайки – одно удовольствие. Знаю это, так как на форуме forumavia.ru я уже вёл такую же веточку, вот ссылка, можете посмотреть:
http://www.forumavia.ru/forum/9/4/8061936858065454988741189114094_1.shtml?topiccount=329
Поэтому и на форуме aviaforum.ru, куда мы недавно перешли с авиационными дедами, я вновь решил открыть эту тему.
Подключайтесь, уважаемые коллеги.
А вот и первая радиобайка для затравки:
-----
Переборщил
В 1972 году после окончания РКИИГА (Рижский Краснознамённый институт инженеров гражданской авиации) получил я персональное распределение в Уфимский аэропорт на должность инженера РСП (радиолокационная система посадки самолётов). Вместе со мной в аэропорт прибыл из Челябинска новый диспетчерский радиолокатор ДРЛ-7С заводской № 72359 (запомнился на всю жизнь!), и мне было поручено заняться его установкой. Нужно было перенести всю аппаратуру из КУНГа (кузов унифицированный герметичный) в помещение аппаратного зала ДПСП (диспетчерский пункт системы посадки).
Я с энтузиазмом взялся за дело. В это время старший инженер РСП Виктор Петрович Маслов решил переехать из Уфы в другой город, помощи от него уже не было, поскольку он считал, что его заслуги не были должным образом оценены, частенько ругался с нашим начальником Дмитрием Тимофеевичем Шулеповым, а вскоре уволился с работы и уехал. Поэтому все заботы по установке нового радиолокатора легли на меня. Никакие монтажные организации к работе не привлекались, все работы мы проводили своими силами.
Техники Женя Киселёв, Саня Юрьев, Саня Караванов, Шамиль Рахимов, дизелист Толик Багаев да двое сварщиков из РСУ (ремонтно-строительный участок) – вот и вся моя ударная бригада, усилиями которой воплощались в металле все мои чертежи и наброски, изменения в которые вносились тут же по ходу дела без всяких бюрократических согласований. Дмитрий Тимофеевич обеспечивал снабжение всеми необходимыми материалами и взаимодействие со смежными службами.
Чтобы обеспечить хороший обдув стоек радиолокатора мне пришлось разработать специальную раму с воздуховодами, которая потом была установлена в аппаратном зале, а вентиляторы обдува находились снаружи, в небольшом помещении вентиляторной, пристроенном к зданию ДПСП. Старый диспетчерский радиолокатор ДРЛ-7А также стоял в аппаратной, воздуховоды к нему из той же вентиляторной были протянуты по кабельным каналам, но опыт эксплуатации показал, что производительности вентиляторов не хватало, аппаратура в летнее время перегревалась.
Поэтому Дмитрий Тимофеевич посоветовал мне всё внимание уделить разработке воздуховодов таким образом, чтобы обеспечить максимально возможный поток воздуха. И если для обдува старого радиолокатора использовались тихоходные вентиляторы со скоростью вращения 800 оборотов в минуту, то для нового радиолокатора Дмитрий Тимофеевич где-то раздобыл шахтные воздуходувки на 3000 оборотов в минуту.
И когда мы установили аппаратуру на место и запустили первый раз обдув, радости нашей не было предела! В тех же условиях аппаратного зала новый радиолокатор работал в очень даже приемлемых температурных условиях по сравнению со старым, который всё ещё продолжал обеспечивать безопасность полётов, дожидаясь, когда же мы, наконец, введём в эксплуатацию новое оборудование.
Время это пришло. После лётной проверки в августе 1972 года радиолокатор ДРЛ-7С взял на себя весь объём работы старого радиолокатора. Забот у нас заметно поубавилось, так как новое оборудование после небольшой приработки стало функционировать весьма надёжно, тем более, что условия мы ему обеспечили очень даже подходящие. Не раз и не два мы по очереди подставляли ладони под поток выходящего из блоков радиолокатора чуть нагретого воздуха, и в знак удовлетворения каждый из нас с гордостью поднимал вверх большой палец.
Больше всех был доволен Дмитрий Тимофеевич. Наконец-то прекратились жалобы диспетчеров на работу диспетчерского радиолокатора, наконец-то удалось обеспечить нормальный температурный режим работы оборудования, которому предстояло работать на этом месте не менее десяти лет. Меня назначили старшим инженером РСП, забот и хлопот было через край, и если с диспетчерским радиолокатором все проблемы остались в прошлом, то старенький посадочный радиолокатор ПРЛ-7 требовал к себе особого внимания.
Но лето скоро закончилось. Началась осень. А вентиляторы обдува так и гнали наружный воздух в аппаратуру с той же силой, так что из неё чуть радиолампы не вылетали. Пришлось думать, как уменьшить этот поток. Никаких приспособлений для его регулировки в моей конструкции предусмотрено не было, поскольку конструктором воздуходувок я оказался не совсем квалифицированным, а уменьшение площади входных отверстий результатов не давало, только вентиляторы начинали выть с утроенной силой.
Потом и зима наступила. Дело дошло до того, что пол в аппаратной превращался в каток, после того как наша уборщица Галия делала здесь влажную уборку. Дмитрий Тимофеевич, у которого в это время появились совсем другие важные дела, уже не вникал в наши проблемы и считал, что уменьшить поток воздуха – дело плёвое.
Чтобы хоть как-то выйти из положения, пришлось открыть окно между аппаратным залом и вентиляторной. Так удалось обеспечить не захват холодного воздуха извне, а внутренний кругооборот уже подогретого в аппаратуре. Вентиляторная была построена без всякого утепления, но зимой никаких проблем с ней никогда не было. Теперь же пришлось срочно затыкать все имеющиеся щели и утеплять дверь вентиляторной, а в следующее лето проводить ремонт и устранять все излишние пути поступления наружного воздуха.
Дмитрий Тимофеевич, глядя на всю эту нашу суету, как-то сказал:
- Ну, я не знаю! Переборщил!
-----
На фотографии установленный на раме в аппаратной ДПСП Уфимского аэропорта радиолокатор ДРЛ-7С, за которым два светлых окна, а одно – тёмное. Это как раз и есть то спасительное окно, которое выходило в вентиляторную. А перед радиолокатором хорошо виден покрытый линолеумом пол, который зимой превратился в каток. Фото автора.
Последнее редактирование: