Реестр Як-11

Серия 15

C-11 (Як-11), заводской № 172521
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице в ноябре 1955 года и передан ВВС ЧССР.
После исключения из состава ВВС был передан в SVAZARM (Союз содействия армии) ЧССР.
В 1962-1964 гг. прошёл капитальный ремонт на авиаремонтном предприятии в Тренчине и был продан в Египет через внешнеторговую корпорацию OMNIPOL a.s.
С 1964 г находился в составе египетских ВВС и использовался в качестве учебно-тренировочного самолета.
После вывода из эксплуатации самолет был списан в 1970 году, после чего хранился в разобранном виде на аэродроме Эль-Ханда (El Khanda) в дельте Нила.
В июне 1983 года Ален и Раймон Капель ("Capel Aviation"), Жан Салис ("Salis Aviation de Cherny la Ferte-Alais") совместно с Жаком Бурре ("Aero Retro") подписали контракт с египетскими властями о выкупе 41-го С-11 и 4-х Як-18. В 1985 году самолеты в разобранном виде в контейнерах были доставлены автотранспортом в порт Александрии и погружены на судно, которое доставило их в Марсель (Франция).
Владельцем самолета стал Джон У. Хьюстон (JohnW.Houston), Харлинген (Harlingen), Техас, США.
В 1988 году перешел в собственность Эшер Уорд (AscherWard), Ван-Найс (VanNuys), Калифорния, США.
В мае 1988 года новым владельцем самолета стали Джозеф и Элизабет Каспарофф (Kasparoff), Ван-Найс, Калифорния, США. По заказу новых владельцев группа любителей воздушных гонок Van Nuys (Калифорния, США), возглавляемая Мэтт Джексоном (Matt Jackson), выполнил модернизацию самолета для участия в Reno National Championship AirRaces. На него был установлен двигатель Wright R-3350-36W мощностью 3700 л.с., капот двигателя от самолета Douglas DC-7, четырехлопастный металлический винт от штурмовика Douglas A-1. Смещение центра тяжести передней части из-за тяжелого двигателя компенсировали, удлинив фюзеляж позади крыла почти на 2 м. Двухместная кабина была сдвинута назад и заменена одноместной, которую вписали в обводы задней части фюзеляжа с приподнятым гаргротом за кабиной.На капоте самолета появилась надпись «Mr. Awesome» («Внушающий почтение»).
13 мая 1988 года самолет был зарегистрирован в Федеральном управлении гражданской авиации США, получив регистрационный код N134JK.
Первый полет был совершен в Мохаве 11 августа 1988 года на «Reno Nationa Championship AirRaces». Самолет пилотировал Скип Холм.

В 1988 году самолет принял участие в Национальном чемпионате по воздушным гонкам в Рино (Невада, США). Во время квалификационных гонок была достигнута скорость 671 км/ч. Однако во время основных гонок проявилась недостаточная устойчивость самолета, что привело к заметной раскачке. В связи с эти была достигнута скорость только 653,4 км/ч . До окончания соревнования полеты на нем больше не проводились. Для повышения устойчивости на самолет был установлено новое хвостовое оперение увеличенной площади.
Зимой того же года находящийся на стоянке самолет был обстрелян неизвестными лицами. В фюзеляже и крыльях было обнаружено несколько пулевых отверстий. Задержать злоумышленников не удалось.

В августе 1989 года самолет приобрел легендарный воздушный гонщик Дэррил Гринемайер (Daryl Greenamyer), Ван-Найс, Калифорния, США. По заказу владельца Дон Пеннингтон выполнил его доработку с установкой хвостового оперения от реактивного самолета Lockheed T-33, а также переделал обтекатели. Крылья были перекрашены в оранжевый цвет, нанесен тактический номер «97» также оранжевого цвета.

11 сентября 1989 года во время квалификационного полета для участия в Национальном чемпионате по воздушным гонкам в Рино (Невада, США) произошла авария. Самолет пилотировал Нил Р. Андерсон. Cразу же после взлета резко возросла температура головок цилиндра и масла. Пилот принял решение немедленно вернуться на аэродром. В связи с падением давления в гидросистеме при выпуске шасси не вышла левая стойка. В результате аварийной посадки были значительно повреждены капот двигателя, задняя часть фюзеляжа, хвостовое оперение, крылья и шасси. Пилот не пострадал. Вероятной причиной аварии послужило скрытое повреждение маслосистемы, вызванное попаданием пули. Кто-то стрельнул из проезжавшего мимо аэродрома автомобиля по самолету. В результате повреждения масляной системы масло вытекло и двигатель остановился.

Поврежденный Як-11 хранился в течение нескольких лет, пока в 1995 году не был приобретен Роджер Ван Грот (RogerVonGrote) и Дейл Уильямсон (DaleWilliamson), Техас, США.
Новые владельцы решили восстановить самолет. Если центральная часть фюзеляжа и кабина самолета после аварийной посадки были почти не повреждены, то передняя и хвостовая части фюзеляжа, крылья и шасси были сильно разрушены.
После двух лет работы самолет был восстановлен до летного состояния. На него были установлены новый капот двигателя (от самолета Canadair CL-28 Argus), элероны из углепластика, основные стойки шасси Aero Commander. По заказу владельцев Джефф Блэки (Blakey Engine Services, Хондо, Техас, США) установил новый двигатель Wright R-3350-42 от самолета Lockheed P-2V. Хвостовое оперение осталось от самолета LockheedT-33. Самолёт был переименован и получил индивидуальное наименование "Red Heat" («Красная жара»).
Однако занятость DaleWilliamson в другом проекте отнимала много времени, и самолет был выставлен на продажу.
4 августа 1998 года владельцем самолета стал Джон Фрост (JackFrost), Frost Flying Inc, Марианна, Арканзас, США.
Самолет был зарегистрирован в Федеральном управлении гражданской авиации США и в сентябре 1999 года получил регистрационный код N190JF.
28 марта 2014 года самолет приобрел Техасский аэрокосмический музей (Texas Air & Space Museum, Амарильо, Техас, США). 14 июля того же года он был выставлен в экспозиции музея.
 
Серия 15

C-11 (Як-11), заводской № 171525
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице в 1958 году и передан ВВС ЧССР. Регистрационный код – VH-YII.
После вывода из эксплуатации был на хранении в запасниках музея авиации в Кбели (Kbely Airmuseum - Letecke Muzeum), Прага, Чехия.
В 1998 году приобретен Девидом Саундерсом (David Saunders) из Перта (Perth), штат Вашингтон, США, для коллекции "Западные военные самолеты". В декабре 1998 года перевезен в США.
В 1998 году куплен Тимом Нэппштейным (Tim Knappstein) из Ателстона (Athelstone), Австралия.
3 ноября 1999 года приобретен Арчи Неппстиным (ArchieT. Knappstien) из Ленсвуда (Lenswood), Австралия.
В 1999-2000 годах восстановлен до летного состояния.
Фотографий не найдено.
Дальнейшая судьба самолета неизвестна.
 
Серия 15

C-11 (Як-11), заводской № 171529 (приводимый в различных источниках № YAK11-01M был присвоен уже после реставрации)
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице в ноябре 1955 года и передан ВВС ЧССР.
В 1962-1964 гг. самолет прошёл капитальный ремонт на авиаремонтном предприятии в Тренчине и был продан в Египет через внешнеторговую корпорацию OMNIPOL a.s.
С 1964 года находился в составе египетских ВВС и использовался в качестве учебно-тренировочного самолета.
После вывода из эксплуатации самолет был списан в 1970 году, после чего хранился в разобранном виде на аэродроме Эль-Ханда (El Khanda) в дельте Нила.
В июне 1983 года Ален и Раймон Капель ("Capel Aviation"), Жан Салис ("Salis Aviation de Cherny la Ferte-Alais") совместно с Жаком Бурре ("Aero Retro") подписали контракт с египетскими властями о выкупе 41-го С-11 и 4-х Як-18. В 1985 году самолеты в разобранном виде в контейнерах были доставлены автотранспортом в порт Александрии и погружены на судно, которое доставило их в Марсель (Франция).
В 1987 году владельцем самолета стал Дэниел М. Маккью (Daniel M. McCue), Сомерсуорт, Нью-Гэмпшир, США.
В этом же году на корабле самолет был доставлен в США, зарегистрирован в Федеральном управлении гражданской авиации США и получил регистрационный код N21241.
8 августа 1989 года он был зарегистрирован в FAA, получив регистрационный код N11MQ.
Первый полет совершен 26 апреля 1990 г.

26 марта 1996 года самолет приобрел Гордон Сэмуель Ричардсон (G.P. Sam Richardson), Кристал-Бей, Невада, США.
На самолет нанесли тактический номер «29» и надпись на капоте "Czech Ride". Место дислокации – LiveOaks, Флорида, США.

Несколько раз самолет принимал участие в Национальном чемпионате по воздушным гонкам в Рино (Невада, США).
9 сентября 1987 года во время квалификационных гонок самолет, пилотируемый Ричардсоном, столкнулся с Hawker Sea Fury, пилотируемым Хауардом Пардью. Было повреждено вертикальное оперение, однако Ричардсон смог благополучно посадить машину. Самолет был отремонтирован до летного состояния.

В 1998 году самолет занял пятое место в классе Unlimited Bronze (достигнув скорости 852,67 км/ч). Самолет пилотировал Джон Херлихи.
13 сентября 2004 года новым владельцем стал Вальтер Майш (IHPA Inc, Винайс, Флорида). Самолет переправили в Германию, где базировался на а/м Фрайбург-им-Брайсгау (Баден-Вюртемберг).
В 2005 году самолёт был модернизирован. Модернизация включала в себя установку двигателя Pratt & Whitney R-2000-D4 мощностью 1450 л.с., металлического трехлопастного винта Hamilton Standard 23D50-6511A. Топливная система включала пять металлических бензобаков общей емкостью 586 л. Установлена навигационная система Garmin GNS 530, тормозная система Cliveland 400, гидросистема от самолета North American T-28. Задняя кабина уменьшена в размерах и сдвинута вперед. Обе кабины были закрыты общим трехсекционным фонарем. Самолет переделали в одноместный, фактически у него имеется второе место с органами управления, но без приборной доски. Хвостовое колесо выполнено убирающимся. Полотняная обшивка заменена на металлическую. С фюзеляжа был убран тактический номер «29», надпись на капоте "Czech Ride" осталась.

В 2009 году при посредничестве Plane Fun Inc Trustee (Снелвил, Джорджия, США) самолет приобрел Раймон Фраппо (RaymondFrappot), Ле-Миро, Иль-да-Франс, Франция.
12 мая 2010 года самолет был зарегистрирован в Организации по безопасности гражданской авиации Франции, получив регистрационный код F-AZYF.

Последние найденные фотографии датируются 2014 годом.
 
Серия 16

C-11 (Як-11), заводской № 171602
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице и передан ВВС ЧССР.
Внесен в реестр – 17 декабря 1958 г. Регистрационный код – V H - H F A.
Дальнейшая судьба самолета неизвестна.


C-11 (Як-11), заводской № 171609
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице и передан ВВС ЧССР.
В 1964 году был продан в Египет через внешнеторговую корпорацию OMNIPOL a.s.
С 1964 года находился в составе египетских ВВС и использовался в качестве учебно-тренировочного самолета.
Дальнейшая судьба самолета неизвестна.
 
Серия 17

C-11 (Як-11), заводской № 171702
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице в декабре 1955 года и в начале 1956 года передан ВВС ЧССР.
С 1956 по 1961 гг. самолет с бортовым номером «MY-88» эксплуатировался в 4 эскадрильи 47 РАП.

С 1961 по 1962 гг. самолет с бортовым номером «1702» эксплуатировался в 1 УАП на аэродроме Прешов.

Дальнейшая судьба самолета неизвестна.


C-11 (Як-11), заводской № 171703
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице и передан ВВС ЧССР. Тактический номер – «1703».
После исключения из состава ВВС был передан в SVAZARM (Союз содействия армии) ЧССР, где получил регистрационный код OK-JIG.
Внесен в реестр – 26 августа 1964 г. Удален из реестра в 1978 г.

Дальнейшая судьба самолета неизвестна.
 
Серия 17

C-11 (Як-11), заводской № 171706
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице 19 декабря 1955 году и передан ВВС ЧССР.
С 3 марта 1956 года эксплуатировался в 6 ИАП в Зволене. По состоянию на 21 мая 1963 года находился в 3 УАП с бортовым номером «1706».
После исключения из состава ВВС был передан в SVAZARM (Союз содействия армии) ЧССР, где 28 августа 1964 года получил регистрационный код OK-JIM.
Входил в состав пилотажной группы «Skoda» (Skoda Aerobatics team) аэроклуба г. Млада-Болеслав ("Болеславская четверка"), где его пилотировал Яромир Капрас (по другим источникам Антонин Дитрих). Принимал участие в показательных выступлениях в различных городах Чехословакии и других стран.

Списан в 1979 г. Затем был передан в Музей авиации Кбелы (Прага).
В 2015 году продан в США. Владельцем самолета стал Иштван Кальмар (Kalmar Istvan), Буллхед-Сити, Аризона, США.
4 сентября 2015 года самолет был зарегистрирован в Федеральном управлении гражданской авиации США, получив регистрационный код N11CZ (фотографий не найдено).


C-11 (Як-11), заводской № 171707
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице и передан ВВС ЧССР.
После исключения из состава ВВС был передан в SVAZARM (Союз содействия армии) ЧССР, где получил регистрационный код OK-JIA.
Внесен в реестр – 21 января 1964 г. Удален из реестра в 1970 г.
Дальнейшая судьба самолета неизвестна.


C-11 (Як-11), заводской № 171714
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице и передан ВВС ЧССР.
После исключения из состава ВВС был передан в SVAZARM (Союз содействия армии) ЧССР, где 28 апреля 1964 года получил регистрационный код OK-JIF.
Удален из реестра в 1964 году, прошёл капитальный ремонт на авиаремонтном предприятии в Тренчине и был продан в Египет через внешнеторговую корпорацию OMNIPOL a.s.
С 1964 года находился в составе египетских ВВС и использовался в качестве учебно-тренировочного самолета.
Предположительно после вывода из эксплуатации самолет был списан в 1970 году, после чего хранился в разобранном виде на аэродроме Эль-Ханда (El Khanda) в дельте Нила.
Затем мог быть вывезен во Францию в 1985 году Ален и Раймон Капель ("Capel Aviation"), Жан Салис ("Salis Aviation de Cherny la Ferte-Alais") и Жаком Бурре ("Aero Retro") вместе с партией из 41 Як-11 и четырех Як-18.
Дальнейшая судьба самолета неизвестна.


C-11 (Як-11), заводской № 171720
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице и передан ВВС ЧССР.
Эксплуатировался в 11 ИАП. С 01.07.57 года имел бортовой номер « 1720».
13.05.1962 года был поврежден.
Дальнейшая судьба самолета неизвестна.
 
Серия 17

C-11 (Як-11), заводской № 171721
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице в 1956 году. Облетал его заводской пилот Miloslav Šmídt.
Затем самолет был передан ВВС ЧССР. С 01.07.57 г. имел бортовой номер «1721».
После исключения из состава ВВС был передан в SVAZARM (Союз содействия армии) ЧССР.
Эксплуатантом являлся АРЗ в Тремчине (Letecké opravovneTrenčín). Самолет использовался в качестве ведущей машины в акробатической группе ВВС Чехословакии.

В 1964 году он был списан и передан авиаремонтному учебному центру в Тренчине, где использовался в качестве учебного пособия.
В 1975 году самолет, как наиболее лучше сохранившийся из тех, которые находились в Тренчине, был куплен членами Словенского аэроклуба на предприятии LOT в Тренчине (Trenčín) как авиационный лом и стал вторым самолетом недавно построенного Словенского авиационного музея (Slováckéhlo leteckého muzea).

В 1980 году самолет был перекрашен в темно-зеленый цвет, на боковые поверхности фюзеляжа было нанесено ошибочное обозначение «РК-35».

Установлен в качестве экспоната в музее авиации в Куновице.
В 2006 году отреставрирован.
Последняя найденная фотография датируется 2014 годом.
 
Серия 17

C-11 (Як-11), заводской № 171727
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице 2 октября 1956 года и передан ВВС ЧССР.
Эксплуатировался в 4 ИАП в Пардубице. В 1957 году был передан в авиационное училище в Простеёве.
После капитального ремонта на авиаремонтном предприятии в Тренчине передан во 2 УАП в Кошице.
Внесен в реестр – 16 апреля 1964 г. Удален из реестра в 1964 г.
Последний полет совершил 14 мая 1964 года – к-н Топич.
Позже был передан в качестве учебного пособия в авиационную школу в Кошице, Чехословакия.
4 сентября 1967 года был выставлен на авиационной выставке на аэродроме Кбелы (Прага). Тактический номер – «1727».
С 1968 года экспонируется в Музее авиации (Airmuseum - Letecke Muzeum) на аэродроме Кбели в Праге (Чехия).

Фотографии 2015 года


C-11 (Як-11), заводской № 171729
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице и передан ВВС ЧССР.
После исключения из состава ВВС был передан в SVAZARM (Союз содействия армии) ЧССР, где 16 апреля 1964 года получил регистрационный код OK-JID.
Удален из реестра в 1964 г.
В 1964 году прошёл капитальный ремонт на авиаремонтном предприятии в Тренчине и был продан в Египет через внешнеторговую корпорацию OMNIPOL a.s.
С 1964 г находился в составе египетских ВВС и использовался в качестве учебно-тренировочного самолета.
После вывода из эксплуатации самолет был списан в 1970 году, после чего хранился в разобранном виде на аэродроме Эль-Ханда (El Khanda) в дельте Нила.
В июне 1983 года Ален и Раймон Капель ("Capel Aviation"), Жан Салис ("Salis Aviation de Cherny la Ferte-Alais") совместно с Жаком Бурре ("Aero Retro") подписали контракт с египетскими властями о выкупе 41-го С-11 и 4-х Як-18. В 1985 году самолеты в разобранном виде в контейнерах были доставлены автотранспортом в порт Александрии и погружены на судно, которое доставило их в Марсель (Франция).
В 1995 году самолет был куплен Yves Jean-Marie Garric, Weslaco, Техас, США. Был модернизирован в YAK-3R, оснащен двигателем Allisonи раскрашен, как Як-3.
Фотографий не найдено.
Дальнейшая судьба самолета неизвестна.
 
Серия 18

C-11 (Як-11), заводской № 171803
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице и передан ВВС Венгрии.
После вывода из эксплуатации был установлен, как экспонат, в музее авиации (Repulomuzeum) в Сольноке (Szolnok), Венгрия.

В августе 2006 года продан и отправлен в разобранном виде во Францию.
фото перед отправкой во Францию
Дальнейшая судьба самолета неизвестна.


C-11 (Як-11), заводской № 171814
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице в 1956 году и экспортирован в Венгрию. Тактический номер – «11».
После списания из ВВС ВНР экспонировался в авиационном музее г. Сольнок (Венгрия).
В 2006 году был отправлен во Францию в обмен на Nord 1002 Penguin.
Владельцем стал Лорен Леконт (Нант, Франция).
Самолет был зарегистрирован в Организации по безопасности гражданской авиации Франции, получив в мае 2006 года регистрационный код F-AZYL.
Восстановлен в 2007 году.

Более фотографий не найдено.
Дальнейшая судьба самолета неизвестна.


Вопрос? Не очень понятно, из какого самолета, все-таки собран F-AZYL: из Як-11 № 171814, из Як-11 № 171803, или из обеих самолетов?

Поводом для сомнения явилась вот эта фотография

Подпись: Yak 11 F-AZYL à La Baule_f-azyl
 
Последнее редактирование:
Серия 21

C-11 (Як-11), заводские №№ 172101 - 172104
Построены по лицензии на чехословацком предприятии Let в Куновице и экспортированы в Польшу в 1956 году в составе партии из 92-х самолетов.

C-11 (Як-11), заводской № 172101 эксплуатировался в 40 PLM в Swidwinie.
C-11 (Як-11), заводской № 172102 эксплуатировался в 4 PLM в Goleniowie.
C-11 (Як-11), заводской № 172103 эксплуатировался в 40 PLM в Swidwinie.
C-11 (Як-11), заводской № 172104 эксплуатировался в 4 PLM в Goleniowie.

Фотографий не найдено. Другой информации нет.


C-11 (Як-11), заводской № 172105
Построен по лицензии на чехословацком предприятии Let в Куновице в 1956 году и экспортирован в Польшу в составе партии из 92-х самолетов.
Первоначально самолет был помещен на базу хранения и консервации самолетов в Нова-Польска-Виесь (Опольское воеводство, Польша), где чешские опознавательные знаки были заменены на польские. Тактический номер – «04» белого цвета.
Позже был передан в Офицерскую школу летчиков № 4 (OSL-4) в г. Демблин (Люблинское воеводство, Польша) или № 5 (OSL-5) в г. Радом (Мазовецкое воеводство, Польша).
После списания самолет в 2003 году передали Музею вооружения (Muzeum Armii Poznan), Парк Цитадели, Познань, Польша.
С октября 2013 по август 2014 года самолет прошел реставрацию на 31-й Базе тактической авиации (Кшесины, Познань, Польша). Было заменено остекление и оборудование кабины пилотов, обновлено лакокрасочное покрытие поверхностей самолета. Ремонтные работы были выполнены военнослужащими и гражданским персоналом Группы технического обслуживания 31-й Базы. Содействие в реставрации оказал авиазавод WZL № 2 (Быдгощ, Куявско-Поморское воеводство, Польша).



C-11 (Як-11), заводские №№ 172106 - 172108
Построены по лицензии на чехословацком предприятии Let в Куновице и экспортированы в Польшу в 1956 году в составе партии из 92-х самолетов.

C-11 (Як-11), заводской № 172106 эксплуатировался в 21 SPLR в Sochaczewie.
C-11 (Як-11), заводской № 172107 эксплуатировался в 48 PLM-Sz в Bydgoszczy.
C-11 (Як-11), заводской № 172108 эксплуатировался в 4 PLM в Goleniowie.

Фотографий не найдено. Другой информации нет.


C-11 (Як-11), заводской № 172109
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице в 1956 году и экспортирован в Польшу в составе партии из 92-х самолетов.
Первоначально самолет был помещен на базу хранения и консервации самолетов в Нова-Польска-Виесь (Опольское воеводство, Польша), где чешские опознавательные знаки были заменены на польские.
Позже он был передан в Офицерскую школу летчиков № 4 (OSL-4) в г. Демблин (Люблинское воеводство, Польша) или № 5 (OSL-5) в г. Радом (Мазовецкое воеводство, Польша).
По состоянию на январь 1962 года самолет эксплуатировался в 53 ИАП в г. Мирославец (Западно-Поморское воеводство, Польша).
После списания, по инициативе полковника Яна Ковалевского в 60-е годы был установлен в качестве памятника на территории психиатрической больницы в г. Кроснице (Нижнесилезское воеводство, Польша).



C-11 (Як-11), заводские №№ 172128 - 172130
Построены по лицензии на чехословацком предприятии Let в Куновице и экспортированы в Польшу в 1956 году в составе партии из 92-х самолетов.

C-11 (Як-11), заводской № 172129 эксплуатировался в 6 PLM-Sz в Pile.
C-11 (Як-11), заводской № 172130 эксплуатировался в 20 ELR в Inowroclawiu.

Фотографий не найдено. Другой информации нет.
 
Последнее редактирование:
Серия 22

C-11 (Як-11), заводские №№ 172201 - 172211
Построены по лицензии на чехословацком предприятии Let в Куновице и экспортированы в Польшу в 1956 году в составе партии из 92-х самолетов.

C-11 (Як-11), заводской № 172209 эксплуатировался в 21 SPLR в Sochaczewie.
C-11 (Як-11), заводской № 172210 эксплуатировался в 34PLM в Gdyni-Babich Dolach.
C-11 (Як-11), заводской № 172211 эксплуатировался в 51 PLM-Sz в Pile.

Фотографий не найдено. Другой информации нет.


C-11 (Як-11), заводской № 172212

По этому самолету есть две версии:

1. Построен по лицензии на чехословацком предприятии Let в Куновице и экспортирован в Польшу в 1956 году в составе партии из 92-х самолетов.
Эксплуатировался в 40 PLM в Swidwinie.
Дальнейшая судьба неизвестна

2. Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице и передан ВВС ЧССР.
В 1964 году был продан в Египет через внешнеторговую корпорацию OMNIPOL a.s.
С 1964 года находился в составе египетских ВВС и использовался в качестве учебно-тренировочного самолета.
После вывода из эксплуатации самолет был списан в 1970 году, после чего хранился в разобранном виде на аэродроме Эль-Ханда (El Khanda) в дельте Нила.
В июне 1983 года Ален и Раймон Капель ("Capel Aviation"), Жан Салис ("Salis Aviation de Cherny la Ferte-Alais") совместно с Жаком Бурре ("Aero Retro") подписали контракт с египетскими властями о выкупе 41-го С-11 и 4-х Як-18. В 1985 году самолеты в разобранном виде в контейнерах были доставлены автотранспортом в порт Александрии и погружены на судно, которое доставило их в Марсель (Франция).
В 1990 году самолет с двигателем АШ-21 купил Christopher O. Prevost, Vintage Aircraft Company, Sonoma-Schellville, Калифорния, США.
В 1997 году владельцем самолета стали StevePetersen & David Drew, Blenheim, Новая Зеландия. Самолет морским путем был отправлен в Новую Зеландию. Летал в Blenheim-Omaka.
В 2013 году самолет перешел к Marlborough Fighter Consortium, Blenheim-Omaka, Новая Зеландия. Компанией JEM Aviationв 2013-14 гг. он был модернизирован в Як-9 с двигателем AllisonV-1710.

Дальнейшая судьба самолета неизвестна.

Я склонен верить больше польским источникам и склоняюсь к 1-й версии.
В 1990 году самолет купил Christopher O. Prevost, Vintage Aircraft Company, Sonoma-Schellville, Калифорния, США. Ему, скорее всего, продали самолет с "левыми" документами, может быть один из самолетов, привезенных из Египта.


C-11 (Як-11), заводской № 172213
Построен по лицензии на чехословацком предприятии Let в Куновице и экспортирован в Польшу в 1956 году в составе партии из 92-х самолетов.
Эксплуатировался в 4 PLM в Goleniowie.


C-11 (Як-11), заводской № 172214
Построен по лицензии на чехословацком предприятии Let в Куновице и экспортирован в Польшу в 1956 году в составе партии из 92-х самолетов.


C-11 (Як-11), заводской № 172215
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице в 1956 году и экспортирован в Польшу в составе партии из 92-х самолетов.
Первоначально самолет был помещен на базу хранения и консервации самолетов в Нова-Польска-Виесь (Опольское воеводство, Польша), где чешские опознавательные знаки были заменены на польские.
Позже он был передан в Офицерскую школу летчиков № 4 (OSL-4) в г. Демблин (Люблинское воеводство, Польша) или № 5 (OSL-5) в г. Радом (Мазовецкое воеводство, Польша).
По состоянию на январь 1962 года самолет эксплуатировался в 34 ИАП ВМФ ПНР в Баби-Долы (Гдыня, Поморское воеводство, Польша). Тактический номер - "S1".

Дальнейшая судьба самолета неизвестна.


C-11 (Як-11), заводской № 172216
Построен по лицензии на чехословацком предприятии Let в Куновице и экспортирован в Польшу в 1956 году в составе партии из 92-х самолетов.
Эксплуатировался в 40 PLM в Swidwinie.


C-11 (Як-11), заводской № 172217
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице в 1956 году и экспортирован в Польшу в составе партии из 92-х самолетов.
Первоначально самолет был помещен на базу хранения и консервации самолетов в Нова-Польска-Виесь (Опольское воеводство, Польша), где чешские опознавательные знаки были заменены на польские.
Позже он был передан в Офицерскую школу летчиков № 4 (OSL-4) в г. Демблин (Люблинское воеводство, Польша) или № 5 (OSL-5) в г. Радом (Мазовецкое воеводство, Польша).
По состоянию на январь 1962 года самолет эксплуатировался в 41 ИАП в г. Мальборк (Поморское воеводство, Польша). Бортовой номер – «2» белого цвета.
После списания был установлен в качестве памятника на территории школы № 2 в г. Орнета (Варьминско-Мазурское воеводство, Польша).

В 2008 году был демонтирован и вывезен для реставрации фондом "Zabytki Polskiego Nieba" (Оборы, Мазовецкое воеводство, Польша). Планировалось, что к 2013 году он будет в летном состоянии. Есть фотографии в процессе реставрации.

Дальнейшая судьба неизвестна.


C-11 (Як-11), заводские №№ 172218 - 172222
Построены по лицензии на чехословацком предприятии Let в Куновице и экспортированы в Польшу в 1956 году в составе партии из 92-х самолетов.

C-11 (Як-11), заводской № 172218 эксплуатировался в 29 PLM в Ornecie.
C-11 (Як-11), заводской № 172221 Эксплуатировался в 30. PLM-Sz MW в Siemirowicach.

Фотографий не найдено. Другой информации нет.
 
Последнее редактирование:
Серия 24

C-11 (Як-11), заводской № 172413
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице и передан ВВС Болгарии. Бортовой номер – «55» белого цвета.

После вывода из эксплуатации установлен в музее авиации в Пловдиве в Крумово (Bulgarian Museumof Aviation), Болгария.

Последние найденные фотографии датируются 2014 годом.
 
Серия 24

C-11 (Як-11), заводской № 172428
Построен по лицензии на чехословацком предприятии Let в Куновице 3 октября 1956 года и передан ВВС ЧССР.
По состоянию на 1960 года самолет эксплуатировался в 3 УАП или 32 ШАП в Тренчине с бортовым номером «2428».

После исключения из состава ВВС был передан в SVAZARM (Союз содействия армии) ЧССР, где 25 августа 1964 года получил регистрационный код OK-KIO.
Входил в состав пилотажной группы аэроклуба г. Млада-Болеслав ("Болеславская четверка"), где его пилотировал Антонин Дитрих (по другим источникам Яромир Капрас). Принимал участие в показательных выступлениях в различных городах Чехословакии и других стран.


Списан в 1977 г.
В июне 1977 года совершил перелет из Чехословакии через Львов в Киев. 19 июня 1977 года в Киеве после участия в показательных полетах был передан в дар ДОСААФ СССР в честь 60-летия Октябрьской революции. На левом борту была нанесена дарственная надпись: "SVAZARM DOSAAFU K 60. VÝROČÍ VŘSR".

Далее был передан в Центральный музей ВВС в Монино Московской области (Россия). Находился в закрытом для посещения ангаре№ 7 "Спортивные самолеты".
В мае 2012 года прошел реставрацию – был покрашен силами ОКБ им. А.С. Яковлева.
В 2012 году на летний период временно выставлялся в основной экспозиции музея.
 
Последнее редактирование:
Серия 24

C-11 (Як-11), заводской № 172429
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице 2 октября 1956 года и передан ВВС ЧССР.
С 1956 по 1958 гг. самолет эксплуатировался в 20 ИАП.
С 1960 по 1962 гг. самолет с бортовым номером «2429» эксплуатировался в 1 УАП на аэродроме Прешов.

После исключения из состава ВВС был передан в SVAZARM (Союз содействия армии) ЧССР, где 20 декабря 1963 года получил регистрационный код OK-KIN.
В 1964 года прошел капитальный ремонт на авиаремонтном предприятии в Тренчине и был продан в Египет через внешнеторговую корпорацию OMNIPOL a.s.
С 1964 г находился в составе египетских ВВС и использовался в качестве учебно-тренировочного самолета.
Дальнейшая судьба самолета неизвестна.


C-11 (Як-11), заводской № 172430
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице и передан ВВС ЧССР. Тактический номер – «2430».

После исключения из состава ВВС был передан в SVAZARM (Союз содействия армии) ЧССР, где получил регистрационный код OK-KIM.
Дальнейшая судьба самолета неизвестна.
 
Серия 25

C-11 (Як-11), заводской номер № 172503
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице и передан ВВС ЧССР.
После исключения из состава ВВС был передан в SVAZARM (Союз содействия армии) ЧССР.
В 1962-1964 гг. прошёл капитальный ремонт на авиаремонтном предприятии в Тренчине и был продан в Египет через внешнеторговую корпорацию OMNIPOL a.s.
С 1964 года находился в составе египетских ВВС и использовался в качестве учебно-тренировочного самолета.
После вывода из эксплуатации самолет был списан в 1970 году, после чего хранился в разобранном виде на аэродроме Эль-Ханда (El Khanda) в дельте Нила.
В июне 1983 года Ален и Раймон Капель ("Capel Aviation"), Жан Салис ("Salis Aviation de Cherny la Ferte-Alais") совместно с Жаком Бурре ("Aero Retro") подписали контракт с египетскими властями о выкупе 41-го С-11 и 4-х Як-18. В 1985 году самолеты в разобранном виде в контейнерах были доставлены автотранспортом в порт Александрии и погружены на судно, которое доставило их в Марсель (Франция).
В 1988 году самолёт приобрели Жерар Шамбер (Gerard Chambert), Жан-Пьер Тубланк и Патрик Фаллу, Ла-Ферте-Але (LaFerte-Alais), Эсон, Франция. Самолет был отреставрирован. Реставрация была закончена в 1993 г. Самолёту был присвоен серийный номер 25-III-19.
28 мая 1993 года был зарегистрирован в Организации по безопасности гражданской авиации Франции, получив регистрационный код F-AZOK. Перекрашен в цвета Советских ВВС 1937 года. Тактический номер «37».

По состоянию на 22 апреля 1998 года владельцами были Жерар Шамбер, Жорж Шово и Мари Стефан Лантер (Gerard Chambert & MarieS. Lanter). Базировался на Pontoise-cormeilles En Vexin.
По состоянию на 10 мая 1999 года владельцами были Жорж Шово и Мари Стефан Лантер.
С 11 июля 2001 года собственником самолета является Мари Стефан Лантер (Понтуаз, Валь-д'Уаз, Франция).
Последние найденные фотографии датируются 2012 годом.
В 2013 году регистрационный код F-AZOK был у Як-50.
Дальнейшая судьба самолета неизвестна.
 
Серия 25

C-11 (Як-11), заводской № 172521
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице в 1956 году и передан ВВС ЧССР.
После исключения из состава ВВС был передан в SVAZARM (Союз содействия армии) ЧССР.
В 1962-1964 гг. прошёл капитальный ремонт на авиаремонтном предприятии в Тренчине и был продан в Египет через внешнеторговую корпорацию OMNIPOL a.s.
С 1964 года находился в составе египетских ВВС и использовался в качестве учебно-тренировочного самолета.
После вывода из эксплуатации самолет был списан в 1970 году, после чего хранился в разобранном виде на аэродроме Эль-Ханда (El Khanda) в дельте Нила.
В июне 1983 года Ален и Раймон Капель ("Capel Aviation"), Жан Салис ("Salis Aviation de Cherny la Ferte-Alais") совместно с Жаком Бурре ("Aero Retro") подписали контракт с египетскими властями о выкупе 41-го С-11 и 4-х Як-18. В 1985 году самолеты в разобранном виде в контейнерах были доставлены автотранспортом в порт Александрии и погружены на судно, которое доставило их в Марсель (Франция).
23 марта 1990 года владельцем самолёта стал Ив Жан-Мари Гаррик (Yves Jean-Marie Garric), Мерседес, Техас, США.
8 мая 1990 года самолет приобрел Роберт Дж. Чиннери (RobertG. Chinnery), Индепенденс, Миссури, США.
Самолёт был модернизирован. На него установили двигатель Pratt&Whitney R-1830-75 с выхлопной системой и укороченным металлическим трехлопастным винтом изменяемого шага Hamilton Standard 23E50 от самолёта Douglas DC-3, четыре бензобака емкостью 500 л, генератор переменного тока Skytronics Jasco, колеса и тормозную систему Cleavland. Крейсерская скорость самолета составила 450 км/ч, максимальная скорость — 680 км/ч.
Самолет был зарегистрирован в Федеральном управлении гражданской авиации США, получив регистрационный код N111YK.

29 ноября 2007 года самолет перешёл в собственность Mid America Sprayers Inc (Джонсон, Канзас, США).
29 января 2008 года получен новый регистрационный код NX111YK.
12 октября 2015 года он был приобретён Plane Fun Inc Tr. (Снеллвилл, Джорджия, США).
27-28 августа 2016 года самолёт должен был принять участие в авиашоу "Airliner Classic" на аэродроме Шпайер (Рейнланд-Пфальц, Германия). При подготовке к авиашоу 25 августа в 8:20 во время первого после восстановления тестового полёта сразу после взлёта пилот сообщил о проблеме с двигателем. Он предпринял попытку вернуться на аэродром, но самолёт упал на поле рядом с аэродромом и загорелся. 44-летний пилот Тобиас Дамбах погиб от удара о землю, самолёт полностью сгорел.
 
Серия 26

C-11 (Як-11), заводской № 172612
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице в 1956 году и передан ВВС ЧССР.
После исключения из состава ВВС был передан в SVAZARM (Союз содействия армии) ЧССР.
В 1962-1964 гг. прошёл капитальный ремонт на авиаремонтном предприятии в Тренчине и был продан в Египет через внешнеторговую корпорацию OMNIPOL a.s.
С 1964 года находился в составе египетских ВВС и использовался в качестве учебно-тренировочного самолета.
После вывода из эксплуатации самолет был списан в 1970 году, после чего хранился в разобранном виде на аэродроме Эль-Ханда (El Khanda) в дельте Нила.
В июне 1983 года Ален и Раймон Капель ("Capel Aviation"), Жан Салис ("Salis Aviation de Cherny la Ferte-Alais") совместно с Жаком Бурре ("Aero Retro") подписали контракт с египетскими властями о выкупе 41-го С-11 и 4-х Як-18. В 1985 году самолеты в разобранном виде в контейнерах были доставлены автотранспортом в порт Александрии и погружены на судно, которое доставило их в Марсель (Франция).
В марте 1988 году самолет купил Дон Тэлли (DonC. Talley & C.A. Barnes), Talley's Warbirds Inc., Longview, Техас, США.
28 июля 1989 года зарегистрирован в Федеральном управлении гражданской авиации США, получив регистрационный код N9YK.
Переделан в одноместный вариант, как реплика Як-9. Двигатель – Allison. Первый полет – 20 сентября 1991 года.

Тактический номер – «11»белого цвета.

Раскрашен как Як-9 Советских ВВС времен Великой Отечественной войны. Нанесена надпись «За Сталина!». Тактический номер – «11» красного цвета.
8 ноября 1995 году куплен Джордж Уильям Госсманн (George W. Gossman), Louisville, Кентукки, США.
В 1998 году новым владельцем стал Уильям Дж. Бардис (W.J. Bourdis), Кораополис, Пенсильвания, США.
В 2000 году самолет приобрел Ив Жан-Мари Гаррик (Garric Warbirds Inc., Харлинген, Техас, США).
В январе 2006 году владельцем стал Жан-Мари Делимбёф (Руан, Приморская Сена, Франция).

Самолёт был отреставрирован компанией "Aero Restauration Service" (Даруа, Кот-д'Ор, Франция) как Yak-9R c двигателем Allisonи. Зарегистрирован в Организации по безопасности гражданской авиации Франции, получив регистрационный код F-AZOS.
Последнее найденное фото датируется 1995 годом.
Дальнейшая судьба самолета неизвестна.
 
Серия 26

C-11 (Як-11), заводской № 172622 (приводимый в различных источниках № 25-III-20 присвоен уже после реставрации)
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице в декабре 1956 года и передан ВВС ЧССР.
В 1962-1964 гг. прошёл капитальный ремонт на авиаремонтном предприятии в Тренчине и был продан в Египет через внешнеторговую корпорацию OMNIPOL a.s.
С 1964 года находился в составе египетских ВВС и использовался в качестве учебно-тренировочного самолета.
После вывода из эксплуатации самолет был списан в 1970 году, после чего хранился в разобранном виде на аэродроме Эль-Ханда (El Khanda) в дельте Нила.
В июне 1983 года Ален и Раймон Капель ("Capel Aviation"), Жан Салис ("Salis Aviation de Cherny la Ferte-Alais") совместно с Жаком Бурре ("Aero Retro") подписали контракт с египетскими властями о выкупе 41-го С-11 и 4-х Як-18. В 1985 году самолеты в разобранном виде в контейнерах были доставлены автотранспортом в порт Александрии и погружены на судно, которое доставило их в Марсель (Франция).
Продан в США. Получил регистрационный код – N316DH.
В 1987 году владельцем стал Эшер Уорд (AscherWard), Ван-Найс, Калифорния, США.
Самолет был модернизирован. На него установили двигатель Pratt & Whitney R-1830-94M2, трехлопастной воздушный винт от самолета DouglasDC-3, беспереплетный фонарь обтекаемой формы, законцовки крыла были укорочены. Самолет был перекрашен в красный цвет и получил индивидуальное название "Maniyak", представляющее игру слов "Maniac" и "Yak". На капот была нанесена надпись "Maniyak" («фанатичный приверженец «яков»). Бортовой номер – «58».
Зарегистрирован в Федеральном управлении гражданской авиации США, получив регистрационный код N18AW.

1 мая 1989 года самолет приобрел Томас Л. Кэмп (ThomasL. Camp), Сан-Франциско, Калифорния, США.
Новый владелец доработал самолет, восстановив штатный фонарь двухместной кабины.
В 1992 году самолет принимал участие в гонках в Рино.

В 1994 году самолет был переделан в одноместный вариант с сохранением задней кабины и беспереплётным каплеобразным фонарем. концы крыла срезали. По верху капота был смонтирован воздухозаборник карбюратора, как на Ла-5ФН. Выхлопные патрубки вывели к бортам фюзеляжа с установкой жаропрочных панелей. Изменился камуфляж. Тактический номер – «00». Самолет был переименован в "Mr. Awful".

В 1996 году вновь сменился камуфляж на белый с тактическим номером «2» и самолет получил обратно старое название "Maniyak".

В январе 2001 года владельцем стал Джеймс А. Незгода (JamesA. Nezgoda), Дженоа, Невада, США.
27 февраля 2001 года во время первой же попытке взлета с аэродрома Иглз Нест (Eagle's Nest Airport), Айон, Калифорния, США, самолет отклонился в сторону, сошел с полосы и остановился примерно в 900-1000 м от точки начала разбега. Шасси самолета было сильно повреждено. Пилот получил незначительные травмы.
16 декабря 2002 года самолет приобрел Уильям Дж. Льюэллен (WilliamJ. Lewallen), Илой, Аризона, США.
К 2010 году самолёт вновь преобразился. Новый хозяин восстановил двухместную кабину и вернул на место штатный фонарь, поставил двигатель R-1830-94M2 мощностью 1650 л.с. с новым капотом обтекаемой формы и трёхлопастным винтом. Крыло вернули к стандарту Як-11.
Самолет неоднократно принимал участие в Национальном чемпионате по воздушным гонкам в Рино (Невада, США).
Базируется в EloyMunicipalAirport, Eloy, Аризона, США.
 
Серия 26

C-11 (Як-11), заводской № 172623
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице в 1956 году и передан ВВС ЧССР.
В 1962 году прошёл капитальный ремонт на авиаремонтном предприятии в Тренчине и был продан в Египет через внешнеторговую корпорацию OMNIPOL a.s.
С 1964 года находился в составе египетских ВВС и использовался в качестве учебно-тренировочного самолета. Тактический номер – «543».
После вывода из эксплуатации самолет был списан в 1970 году, после чего хранился в разобранном виде на аэродроме Эль-Ханда (El Khanda) в дельте Нила.
В июне 1983 года Ален и Раймон Капель ("Capel Aviation"), Жан Салис ("Salis Aviation de Cherny la Ferte-Alais") совместно с Жаком Бурре ("Aero Retro") подписали контракт с египетскими властями о выкупе 41-го С-11 и 4-х Як-18. В 1985 году самолеты в разобранном виде в контейнерах были доставлены автотранспортом в порт Александрии и погружены на судно, которое доставило их в Марсель (Франция).
23 апреля 1986 года самолет был доставлен из Франции в Великобританию.
29 августа 1991 года самолёт приобрёл Марк Грейэм Джефферис (MarkGrahamJefferies), Yak UK Ltd, Литтл Грандсен, Сенди, Бедфордшир, Великобритания.
Зарегистрирован в Управлении гражданской авиации Соединённого Королевства, получив регистрационный код G-BTUB.
После реставрации, выполненной компанией Yak UK Ltd, первый полёт был совершён 13 мая 1994 года с аэродрома Литтл Грандсен.

24 августа 2009 года новым владельцем самолета стал Гленн Гарет Лесли Джеймс (Glenn Garath Leslie James), High Barn, Ridgewardine, Adderley, Market Drayton, Шропшир, Великобритания.
Последнее место базирования (2013 год) - аэродром Слип (SleapAirfield), Wem, Shropshire, Nantwich, CheshireEast, Великобритания.

Последние найденный фотографии датируются 2016 годом.
 
Серия 26

C-11 (Як-11), заводской № 172624
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице в 1956 году и передан ВВС ЧССР.
После исключения из состава ВВС был передан в SVAZARM (Союз содействия армии) ЧССР.
В 1962 году прошёл капитальный ремонт на авиаремонтном предприятии в Тренчине и был продан в Египет через внешнеторговую корпорацию OMNIPOL a.s.
С 1964 года находился в составе египетских ВВС и использовался в качестве учебно-тренировочного самолета. Тактический номер – «790».
После вывода из эксплуатации самолет был списан в 1970 году, после чего хранился в разобранном виде на аэродроме Эль-Ханда (El Khanda) в дельте Нила.
В июне 1983 года Ален и Раймон Капель ("Capel Aviation"), Жан Салис ("Salis Aviation de Cherny la Ferte-Alais") совместно с Жаком Бурре ("Aero Retro") подписали контракт с египетскими властями о выкупе 41-го С-11 и 4-х Як-18. В 1985 году самолеты в разобранном виде в контейнерах были доставлены автотранспортом в порт Александрии и погружены на судно, которое доставило их в Марсель (Франция).
В 1985 году был приобретён компанией BAP Air, Шарлеруа (Charleroi), Эно, Бельгия.
24 марта 1986 года зарегистрирован в Управлении гражданской авиации Бельгии, получив регистрационный код OO-YAK.
Первый полёт после реставрации в Gosselies-Charleroi совершён 12 мая 1988 года. Тактический номер – «11» белого цвета.

В 1990 году (предположительно) самолет был перекрашен. Нанесен тактический номер – «12» белого цвета.

С 1988 года (по другим сведениям с 2003 года) самолётом владел Альбер Аж (Hage Albert), Ле-Ман, Марта, Франция. В период с 2000 по 2002 годы самолет был перекрашен. Окраска самолёта копирует Як-3 летчика полка "Нормандия-Неман" Роже Саважа.

30 января 2004 года самолет был зарегистрирован в Организации по безопасности гражданской авиации Франции, получив регистрационный код F-AZYA. Также сменился бортовой номер - "5" белого цвета.
4 января 2005 года владельцем стал Мишель Дефе (Michel Defaye), Шарантон-ле-Пон, Валь-де-Марн, Франция.
Самолёт был отреставрирован компанией "Aero Restauration Service" (Даруа, Кот-д'Ор, Франция).
Базировался на аэродроме Сент-Фуа-ла-Гранд (Жиронда, Франция), затем - в Ste Foy La Grande, Франция.
14 августа 2007 года при возвращении на аэродром Даруа после выполнения пилотажа произошла остановка двигателя. Пилот попытался дотянуть до аэродрома, но это ему не удалось и он совершил вынужденную посадку в поле.

Последние найденные фото датируются 2016 годом.