Симулятор АСУ Министерства ГА (клиент-серверный вариант)

Uran

Старожил
Дорогие друзья! Настало время небольшой презентации необычного, на мой взгляд, проекта.

В общей сложности за 4 года неторопливой работы на пару с товарищем мы соорудили программный продукт на базе платформы «1С:предприятие 8.3», который, как нам думается, вполне сможет заинтересовать любителей ретро и тех великомучеников, для которых лучший способ на несколько часов отвлечься — это загрузить свои мозги различными таблицами, цифрами и графиками. Одним словом, «АСУ МГА» воссоздает атмосферу деятельности Министерства Гражданской Авиации по тому образцу, который был в СССР. Однако это не означает, что время в симуляторе остановилось, а самолёты застыли, как мухи в янтаре вместе с пассажирами. Напомню, что на период ликвидации МГА СССР авиапредприятия страны перевозили около 135-138 млн. пасс. в год, а в планах на 2000-й год мелькала цифра перевезти все 200. Стало быть, если перепрыгнуть в 2024-й, продолжив линию планомерного развития, объём возрастёт до 260-280 млн. Симулятор прошёл успешный тест на 450 млн. пасс. Можно выжать и больше, но всё упирается в «железо», на котором это всё пока работает.

Поспешу обрадовать — устанавливать на ПК ничего не нужно, доступ предоставляется через обычный веб-браузер.

На сегодняшний день аналогов подобной модели нет (единственный, приближенный к такому типу симулятор – это платный онлайновый airlinsim.aero, во многом аркадный). Надо заметить, что были и другие аркадные проекты, и все они, разумеется, базировались на финансовых моделях: вот деньги, кредиты, игрок покупает самолёт, продаёт билеты, изничтожает конкурентов и т.п. У нас же всё по-другому: во главу угла поставлены не экономические, а социальные и производственные задачи. Ради проформы выручка, конечно, считается, но эта исключительно бухгалтерская часть совершенно не интересна. Главное достижение модели — возможность моделировать предварительные продажи на глубину расписания. В остальных стратегиях это невозможно – загрузка становится известной лишь после выполнения рейса, либо за какой-то незначительный срок перед выполнением. Кроме того, реализована генерация спроса, которая привязана не к аэропорту (как к объекту), а к населенному пункту. За основу определения потоков были взяты реальные данные реализации пассажиросегментов «Сирены-2» за 1988-1992 г. и экстраполированы. Если с постсоветским пространством и странами Балтии всё более-менее в порядке, то с международными маршрутами несколько сложнее, поскольку и статистики вменяемой нет, и вычислительные возможности сервера ограничены. Тем не менее, зарубежные аэропорты есть (в основном магистральные + запасные) и рейсы туда выполняются. Собственно, моделировать перевозки вообще по всему миру… честно говоря, такая задача даже не ставилась.

В симуляторе присутствуют отечественные типы ВС, которые в реальности были выпущены в разные годы малыми сериями (Ан-140, Ил-114, Ил-96-400), либо не пошли в серию вовсе (Ту-334, Ту-204СМ и т.п.). Всем им мы подарили жизнь, они летают и перевозят пассажиров, грузы и почту. Конечно же, ничто не мешает добавить любой другой тип ВС, в т.ч. иностранного производства, но это уже отдельный разговор. Так же в симуляторе действуют многие аэропорты, ныне закрытые (напр. Орёл, Тула, Рязань и мн. др.).

Одним словом:

  • Создана автоматизированная система управления регулярными рейсами, включая подмодуль системы бронирования. Пользователь может ввести или же отменить какой-либо рейс, предположим, по причине низкой загрузки. В этом смысле при реализации модели мы столкнулись с определенной проблемой. При фиксированных тарифах единственное, что может повлиять на поток – это сезон, и с сезонной волной всё в полном порядке. Однако же, если мы подразумеваем, что процессы происходят в изолированной, нерыночной среде (а рыночная и не задумывалась), то, скорее, рейсы придётся постоянно добавлять, а не отменять. Короче говоря, всё — как в той прошлой или позапрошлой жизни — страшный дефицит мест почти по всем направлениям.
  • Выполнение рейсов происходит в режиме реального времени с оформлением соответствующей перевозочной документации (сводные загрузочные ведомости, почтово-грузовые и ведомости регистрации). Регулярные рейсы при наличии свободного тоннажа догружаются почтой или грузом, если таковые будут на на складе того или иного аэропорта на момент времени отправления рейса. Документация генерируется без участия пользователя, поэтому ничего завысить, занизить или подделать нельзя.
  • Есть система учёта экземпляров ВС (учёт наработки в часах, циклах и т.п. календарь периодического ТО).

  • Собственно, можно добавить и другие элементы исключительно для антуража. Пока что функционал рассчитан на тех, кто любит составлять расписание и следить за загрузкой рейсов.
  • Суть проста – если пользователь выбрал себе авиапредприятие, которым будет управлять, то решение о вводе, отмене рейса, изменении частоты и расписания, искусственному интеллекту уже не подчиняется.
  • Дыры в модели, безусловно есть, и заткнуть их, к сожалению, пока что нечем. В частности, существуют проблемы потери трансферных пассажиров при изменении расписания или задержках рейсов. Да, в симуляторе реализован трансфер, правда, стыковки строятся не через любые аэропорты, а через определенные – магистральные. Учитывая это, мы не стали особо мудрить с генерацией задержек, пока что они возникают лишь тогда, когда по каким-либо причинам отсутствует ВС для выполнения рейса по расписанию, то есть, в том случае, если пользователь сам допустил ошибку при составлении расписания. В иных случаях моделирование задержек – это опять-таки процесс лишь для создания антуража, поскольку пользователь всё равно не сможет повлиять на причины, особенно, если речь о погоде.
  • Симулятор в принципе не заточен на постоянное сидение в нём и постоянное активное вмешательство в те или иные процессы. Попотеть придётся лишь при составлении расписания на следующий год.
Если кому-то интересно, пишите в л/с (кто давно на форуме) или на mgasim@uran.tvесли л/с не доступны, предоставим доступ.

Выборочные скриншоты прилагаются.













 
Последнее редактирование:
Пожалуй, «на десерт».
Ниже скрин с документом бронирования. Вряд ли, конечно, у пользователя возникнет желание вникать в процесс до степени получения информации о пассажире и его возрасте, но мы всё же реализовали такую фишку с заделом на будущее. Во всяком случае, в симуляторах типа AirportCEO при желании можно ткнуть на 2D-фигурку пассажира и посмотреть, куда он летит, когда он сходил или не сходил в туалет, и сколько багажа он с собой везёт.
Скриншот иллюстрирует маршрут весёлой группы пассажиров из 5 человек, жителей Казахского города Тараз (Джамбул по-старому), которым вздумалось отдохнуть в Батуми, после чего посетить ещё и Нижний Новгород. Всё правильно - сезон отпусков начался. В Батуми наши товарищи летят через Москву, потому что прямых рейсов не нашлось. В целом модель базируется на простой логике - пассажир должен вернуться туда, откуда он прилетел, подразумевается - к месту постоянного проживания. Однако же, моделируя реализм, мы наделили пассажиров генератором случайных величин. Данный пример показывает, что пассажиры вполне себе могут из Нижнего Новгорода добраться восвояси на поезде или как-то ещё. Именно поэтому, как и в жизни, пользователю придётся столкнуться с неравномерной загрузкой рейсов и долго гадать над её причинами На самом деле, советую на это всё забить. Реальный пассажир иногда сам не в состоянии объяснить даже цель поездки, а не то что там почему он выбрал тот или иной рейс/маршрут, и в чём причина, что при наличии мест обратно он поехал поездом.
 
Uran, Мне нужно, предоставьте пожалуйста доступ
 
Uran, хочу у Вас спросить.
Симулятор использует базы данных. Есть у него данные по 90-м годам?
И второй вопрос. Доступ к симулятору платный?
 
Допилить и продавать в АК, чтоб дефективных эффективных менеджеров тренировать\проверять
 
Не совсем понял вопроса. Симулятор генерирует процессы в режиме реального времени, какие данные по 90-м годам и для чего? Если имеется в виду процесс симуляции спроса, то стат. данные закладывались в сам алгоритм. Доступ бесплатный.
 
Спасибо, теперь мне понятнее.
Раз бесплатно, то тем более интересно
Я напишу в ЛС, спасибо.
 
Друзья, привет!
В нашем полку постепенно прибывает - в т.ч. с некоторых групп в ВК и ОК. Как мне подсказала администрация форума, новички ограничены первое время в плане отправки личных сообщений. Полагаю, несколько человек, пришедших с других источников, могли не достучаться и плюнуть на это дело.
На всякий случай повторю: для получения доступа можно писать на эл. адрес mgasim@uran.tv
Сразу же указывайте, какое авиапредприятие вы хотите взять под управление. Разумеется, в МАУ уже всё занято, хотя со временем мы пересмотрим результаты, некоторые товарищи забросили управление и их невидно в сессиях с конца марта.
Должен сказать, что авиапредприятия, базирующиеся в аэропортах московского авиаузла, довольно сложные и муторные в управлении, к тому же с ними неплохо поработал AI, ещё до того, как появились первые пользователи.
Развитие региональных маршрутных сетей, мне кажется, занятие куда интереснее.
Активно развивается Ставропольское, Уфимское, Воронежское а/п, и вот буквально вчера под управление пользователя перешло Иркутское а/п.
Название эксплуатантов в симуляторе оформлено на советский манер - по геолокации.
Новичкам и интересующимся рекомендую обратить внимание на Среднюю Азию. Статистический ежегодник 1990 г., плюс исследования НИИ КТП, сделанные позднесоветский период, содержат буквально-таки пророческие сведения. Предполагалось, что в XXI веке именно эти регионы будут лидировать и по показателям рождаемости и по коэффициенту авиационной подвижности. Многие города, которые раньше были неприглядными и малозаметными в реальной жизни стали уже миллионниками. В нереальной, симуляторной, тоже происходит что-то подобное. Таким образом, структурные подразделения в виде эксплуатантов будут постепенно появляться в таких городах как Бухара, Карши, Нукус, Наманган и т.п.
Добро пожаловать! )
 
Ну что же, наконец пришли к общему знаменателю, решив, что для атмосферности надо бы моделировать погоду. Изначально идея была подкачивать реальные данные из интернета, но потом подумали, что не стоит смешивать реальное и симуляторное. Погода моделируется на основе внутреннего алгоритма, не очень сложного, но и такого пока хватит. Начали с летних гроз. В Куресааре сегодня гроза...

 
Реакции: xoid
Вопрос: при каких условиях наступает отмена полетного задания на весь маршрут?
 
Пока что алгоритм нехитрый: за 2 ч. до начала выполнения система обращается к модулю системы бронирования, анализирует данные о продаже. Если на всю глубину маршрута общее число реализованных пассажиромест менее 10% от провозной ёмкости (считаются все плечи рейсов), тогда п/з переходи в статус "отменено в виду низкой загрузки". Это правило не касается грузовых и заказных рейсов, поскольку там могут быть пустые перегоны, и такие рейсы в системе бронирования не отражаются. Здесь может работать другое правило - отмена по решению заказчика.
 
Спасибо! А заказчики - реальные люди, или программа делает заявки?
 
или программа делает заявки?
Да, заявки на заказные и грузовые рейсы генерирует искусственный интеллект, и пока их число ограничено. Пользователи в основном сейчас увлечены работой над регулярными рейсами )
 
как посмотреть сведения по рейсу М49 и М50 Кишинев-Ивано-Франковск, сколько было продано на момент отмены??
 
Проще всего через отчет о продаже. Либо же через форму вызова самого полетного задания, а в ней - в соответствующей закладке.
Продано туда 5 обратно 4. Не удивительно, потому что вы ввели рейсы в понедельник, 22 июля, и за 3 дня они не успели загрузиться.

 
Думаю, вы зря поставили ежедневно Ил-114 на эту линию. Сократите движение до 3-4 рейсов в неделю. Кишинев-Ивано-Франковск - расстояние не очень большое, генератор учитывает возможность добраться пассажиру наземным транспортом, что снижает вероятность приобретения билета.