2.На ту-154 положено 4 - два пилота, штурман и бортмеханник, но некоторые тушки летают без штурмана?
3.На ан-24 - тоже 4 человека, но когда я летел - пилот и штурман весь полет дремали в бизнес-классе, а дверь в кабину была полуоткрытая - там был только второй пилот и бортмех. Зачем на таком маленьком самолете, такой большой экипаж?
На Ту-154 пытались летать без штурмана, но поняли, что без него тяжеловато и плохо. Поэтому дурная идея не реализовалась.
Также пытались сократить штурмана и на Ту-134. Специально для этого разработали Ту-134Б, в его компоновке кабины индикаторы БРЛС располагались справа и слева от пилотов, бортмеханик посередине, РУДы тоже посередине. Вот этот вариант пошел в жизнь, но тоже немного. Считанные борты были в такой компоновке.
Обычно ведь как бывало? Приходит на вылет четырехчленный экипаж, а ПДСП говорит, всё самолеты разобрали, осталась только "Бэшка". А четырехчленный экипаж не имеет права лететь трехчленным, если нет допуска к полетам без штурмана у КВС, 2П и Б/М.
Вот и на Ту-134Б приходилось и мне летать, штурману. Кресло бортмеханика делили таким образом: на взлете в кресле бортмеханик, а после высоты перехода садился штурман. А на снижении в обратном порядке: после эшелона перехода штурман освобождал кресло бортмеханику, а сам пристраивался за вторым пилотом.
А на Ан-24 летали в семидесятых и по пять человек: КВС, 2П, ШТ, БМ, БР (бортрадист). На АН-26 иногда до сих пор так и летают, плюс бортоператор. Особенно на северах.